«Касатка» от Елены Шишло: Мы отдохнем, тетя Варя…

10 марта новый режиссер Псковского академического драматического театра имени Пушкина Елена Шишло представила псковичам свою вторую работу – «Касатку» Алексея Толстого. И я даже не знаю, что сказать по этому поводу… Разве что: идите и смотрите. Вернее, идите, смотрите, отдыхайте. Можно с детьми. Елена Григорьевна – честный человек, в своих предпремьерных интервью, в том числе Псковскому агентству информации, она заранее предупредила, что именно такую цель перед собой и ставила: «Я очень хочу, чтобы псковичи отдохнули, отвлеклись от повседневных забот». С этой точки зрения в нашу депрессивную эпоху псковская «Касатка» может стать кассовым спектаклем. А что вы хотите от комедии, пусть и лирической?

 

Несколько слов о сюжете. Его, кстати, также в нескольких словах перед началом спектакля любезно изложил для зрителей директор театра Валерий Федорович Павлов. Поскольку интриги там большой нет, повторим за Валерием Федоровичем. В нумерах петербургской гостиницы тоскует от отсутствия средств к существованию следующая компания: сильно потрепанный жизнью князь Бельский (Эдуард Золотавин), его возлюбленная сожительница – бывшая артистка варьете Маша Косарева (она же – Касатка, она же дебютантка сотого сезона Наталья Сурикова) и их друг, инженер-расстрига, уставший от собственного пьянства Абрам Алексеевич Желтухин (Геннадий Золов).

 

В процессе обсуждения вопросов: «Кто виноват в том, что вконец проигрались?» и «Что делать, когда кредиторы наседают?» компания решает бежать. Благо, возникает приемлемый вариант временного прибежища: имение тетки князя, святой женщины Варвары Ивановны Долговой (Тамара Римарева). Приехав к святой тетке, друзья и влюбленные обнаруживают у нее еще одну пару – воспитанника Долговой – Илью Ильича Быкова (Роман Суриков) и ее же воспитанницу Раису Глебовну (Наталья Красикова). Воспитанники, собрав в кулак последнюю волю, зачем-то намереваются сочетаться законным браком. Чему Варвара Ивановна с упорством, достойным лучшего применения, всячески способствует.

 

Немедленно образуется любовный четырехугольник, что, конечно, гораздо легче переносится, чем любовный треугольник. И все, в конце концов, получают желаемое (желаемых): съедаемый страстями Быков – такую же страстную, но на лоне природы утратившую свою порочность Касатку, добродушный пупсик князь – свеженькую, наивную Раису. Все счастливы и даже благословлены. Перетасовавшиеся пары покидают теткин яблочно-крыжовенный рай, оставив в наследство господина Желтухина.

 

Пьеса, написанная легко и весело Алексеем Николаевичем, также легко и весело принята псковской публикой. И хочется гнать от себя какие-то неуместные мысли о том, что веселье автора было, может, последнее. И уж тем более хочется гнать ассоциации, возникающие при воспоминании о годе премьеры – 1916-м. В конце концов, не на дворе, так на календаре – весна. И никаких десятых смыслов ни автор пьесы, ни автор псковской постановки в «Касатку» не вкладывали. Поэтому с удовлетворением отмечаешь собственный интерес к шляпке и платью Касатки. И еще раз уточняешь в программке имя автора костюмов – это Валерий Мелещенков, сценография тоже его. Декорации весьма недурны: особенно серый и торжественный петербургский пейзаж за окном гостиницы, где проживали Касатка, князь и Желтухин, а также идиллическая картина усадьбы Долговой. Яблоки, туман над рекой, теплятся огоньки в избушках и в церкви, венчания в которой так счастливо избежали герои. Плюс соловьиный щебет… Да, невольно потянет к теткам в регионы - артишоки выращивать...

 

Что касается актерских работ, то, разумеется, пристальный интерес вызывают, прежде всего, Наталья и Роман Суриковы. Впервые ступившие на профессиональную сцену в начале сезона - в «Том самом Мюнхгаузене», молодые актеры приняли тогда на себя и весь критический огонь. На этот раз в роли Быкова - агрессивного, но твердо стоящего на земле, Роман Суриков был более убедителен. Наталья Сурикова делает все возможное, чтобы побороть собственную положительную ауру и предстать в облике дамы с прошлым: вполне хищно хохочет, со вкусом хлещет князя по физиономии, достаточно внезапно нападает с поцелуями на Быкова. Хотя, конечно, вопрос – кто на кого нападает. Воздушное белокурое создание, особенно в первой петербургской сцене, где она буквально тонет в пене кружев белого пеньюара, как-то с трудом представляется сильной женщиной, тянущей на себе альфонсирующего Бельского. По-моему, наиболее удачны и точны в этом спектакле именно князь Эдуарда Золотавина, тетушка Тамары Римаревой и матрос Панкрат Юрия Арановича. Почему – сходите и посмотрите. Геннадий Золов до сих пор пребывает в восторге от того, что дослужился, наконец, до возрастных ролей. И, создавая образ Желтухина, делится этим восторгом с публикой чуть щедрее, чем нужно. Но и публика от него в таком же восторге – на его долю выпало больше всего аплодисментов и криков «Браво!»

 

Так и публика у нас все еще добродушная. И опять же, несмотря на весь крыжовник, Алексей Толстой – не Чехов. Пусть стоит самовар на столе, пусть люди чай пьют, но судьбы их в это время не рушатся, а благоустраиваются. И какая разница, что дальше, если пока все хорошо. Да, тетя Варя - не дядя Ваня, но все равно «мы отдохнем!» Так что лишь повторю: идите и отдыхайте. На счет с детьми, может, я и загнула, но – позвоните родителям, в конце концов. А о детях, мне думается, Елена Григорьевна Шишло скоро позаботится. Может, в следующем сезоне?

 

Елена Ширяева,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...