25
 

«Касатка» от Елены Шишло: Мы отдохнем, тетя Варя…

10 марта новый режиссер Псковского академического драматического театра имени Пушкина Елена Шишло представила псковичам свою вторую работу – «Касатку» Алексея Толстого. И я даже не знаю, что сказать по этому поводу… Разве что: идите и смотрите. Вернее, идите, смотрите, отдыхайте. Можно с детьми. Елена Григорьевна – честный человек, в своих предпремьерных интервью, в том числе Псковскому агентству информации, она заранее предупредила, что именно такую цель перед собой и ставила: «Я очень хочу, чтобы псковичи отдохнули, отвлеклись от повседневных забот». С этой точки зрения в нашу депрессивную эпоху псковская «Касатка» может стать кассовым спектаклем. А что вы хотите от комедии, пусть и лирической?   Несколько слов о сюжете. Его, кстати, также в нескольких словах перед началом спектакля любезно изложил для зрителей директор театра Валерий Федорович Павлов. Поскольку интриги там большой нет, повторим за Валерием Федоровичем. В нумерах петербургской гостиницы тоскует от отсутствия средств к существованию следующая компания: сильно потрепанный жизнью князь Бельский (Эдуард Золотавин), его возлюбленная сожительница – бывшая артистка варьете Маша Косарева (она же – Касатка, она же дебютантка сотого сезона Наталья Сурикова) и их друг, инженер-расстрига, уставший от собственного пьянства Абрам Алексеевич Желтухин (Геннадий Золов).   В процессе обсуждения вопросов: «Кто виноват в том, что вконец проигрались?» и «Что делать, когда кредиторы наседают?» компания решает бежать. Благо, возникает приемлемый вариант временного прибежища: имение тетки князя, святой женщины Варвары Ивановны Долговой (Тамара Римарева). Приехав к святой тетке, друзья и влюбленные обнаруживают у нее еще одну пару – воспитанника Долговой – Илью Ильича Быкова (Роман Суриков) и ее же воспитанницу Раису Глебовну (Наталья Красикова). Воспитанники, собрав в кулак последнюю волю, зачем-то намереваются сочетаться законным браком. Чему Варвара Ивановна с упорством, достойным лучшего применения, всячески способствует.   Немедленно образуется любовный четырехугольник, что, конечно, гораздо легче переносится, чем любовный треугольник. И все, в конце концов, получают желаемое (желаемых): съедаемый страстями Быков – такую же страстную, но на лоне природы утратившую свою порочность Касатку, добродушный пупсик князь – свеженькую, наивную Раису. Все счастливы и даже благословлены. Перетасовавшиеся пары покидают теткин яблочно-крыжовенный рай, оставив в наследство господина Желтухина.   Пьеса, написанная легко и весело Алексеем Николаевичем, также легко и весело принята псковской публикой. И хочется гнать от себя какие-то неуместные мысли о том, что веселье автора было, может, последнее. И уж тем более хочется гнать ассоциации, возникающие при воспоминании о годе премьеры – 1916-м. В конце концов, не на дворе, так на календаре – весна. И никаких десятых смыслов ни автор пьесы, ни автор псковской постановки в «Касатку» не вкладывали. Поэтому с удовлетворением отмечаешь собственный интерес к шляпке и платью Касатки. И еще раз уточняешь в программке имя автора костюмов – это Валерий Мелещенков, сценография тоже его. Декорации весьма недурны: особенно серый и торжественный петербургский пейзаж за окном гостиницы, где проживали Касатка, князь и Желтухин, а также идиллическая картина усадьбы Долговой. Яблоки, туман над рекой, теплятся огоньки в избушках и в церкви, венчания в которой так счастливо избежали герои. Плюс соловьиный щебет… Да, невольно потянет к теткам в регионы - артишоки выращивать...   Что касается актерских работ, то, разумеется, пристальный интерес вызывают, прежде всего, Наталья и Роман Суриковы. Впервые ступившие на профессиональную сцену в начале сезона - в «Том самом Мюнхгаузене», молодые актеры приняли тогда на себя и весь критический огонь. На этот раз в роли Быкова - агрессивного, но твердо стоящего на земле, Роман Суриков был более убедителен. Наталья Сурикова делает все возможное, чтобы побороть собственную положительную ауру и предстать в облике дамы с прошлым: вполне хищно хохочет, со вкусом хлещет князя по физиономии, достаточно внезапно нападает с поцелуями на Быкова. Хотя, конечно, вопрос – кто на кого нападает. Воздушное белокурое создание, особенно в первой петербургской сцене, где она буквально тонет в пене кружев белого пеньюара, как-то с трудом представляется сильной женщиной, тянущей на себе альфонсирующего Бельского. По-моему, наиболее удачны и точны в этом спектакле именно князь Эдуарда Золотавина, тетушка Тамары Римаревой и матрос Панкрат Юрия Арановича. Почему – сходите и посмотрите. Геннадий Золов до сих пор пребывает в восторге от того, что дослужился, наконец, до возрастных ролей. И, создавая образ Желтухина, делится этим восторгом с публикой чуть щедрее, чем нужно. Но и публика от него в таком же восторге – на его долю выпало больше всего аплодисментов и криков «Браво!»   Так и публика у нас все еще добродушная. И опять же, несмотря на весь крыжовник, Алексей Толстой – не Чехов. Пусть стоит самовар на столе, пусть люди чай пьют, но судьбы их в это время не рушатся, а благоустраиваются. И какая разница, что дальше, если пока все хорошо. Да, тетя Варя - не дядя Ваня, но все равно «мы отдохнем!» Так что лишь повторю: идите и отдыхайте. На счет с детьми, может, я и загнула, но – позвоните родителям, в конце концов. А о детях, мне думается, Елена Григорьевна Шишло скоро позаботится. Может, в следующем сезоне?   Елена Ширяева, Псковское агентство информации.
  • Эхма
    А по-моему, самый убедительный персонаж в спектакле - дворовая девка. Нюрка, вроде бы...
  • зритель
    Смотрели "Касатку" в постановке Спивака в молодежном театре на Фонтанке в Питере? Нет? Тогда и не рассуждайте с такой легкостью о пьесе. Давно забыто в наших пенатах, что Театр - это храм. Обидно, что репертуар пополнился очередной серенькой постановкой в жанре "комната отдыха". Оно нам зрителям надо?. Призывы отдохнуть просто умиляют. Чему там г-жу режиссера учили в столицах? Короче, "самоделка" - она и в Пскове самоделка. Про актерскую игру умолчим, уж что имеем..., без обид, уважаемые.Все старались, а кое-кто и отдыхал..., но,увы не я - бедный зритель.
  • Бедному зрителю
    Это уж не Вадим ли Иосифович глаголит?
  • Молодежный театр
    >>> Бедному зрителю (11:08 14.03.2006):
    Бедному зрителю
    Это уж не Вадим ли Иосифович глаголит?
    Молодежный театр и правда класс!!! Билеты дешевые, народ все время ходит!!! А игра артистов - на одном дыхании. Наш театр стал добрее. Это - супер
  • Молодежь
    А я думал, "Касатка" - это про гигантских китов-убийц... Типа "Спасите Вилли"...
  • Тоже зритель
    >>> Молодежь (12:16 14.03.2006):
    Молодежь
    А я думал, "Касатка" - это про гигантских китов-убийц... Типа "Спасите Вилли"...
    И все-таки странный выюор пьесы для г-жи Шишло... Неужели ничего интереснее нету?..
  • Пока у нового режиссера большие проблемы с репертуаром, знаете, ведь не из чего выбирать....Такие же были и у Радуна. Посмотришь нашу афишу и подумаешь, а что драматургов вообще никаких нет? Ни наших, ни "ихних", ни классиков, ни авангардистов?Впрочем, по сеньке и шапка, какой люд, такие и режиссеры.
  • А проблемы с репертуаром у большинства театров - потому что авторские права нынче неплохо защищаются, у театров нет средств ставить что-нибудь эдакое, из новых... Вот тебе и "Соловьиная ночь" с "Касаткой". Может, ошибаюсь, конечно...
  • Предыдущему
    Что, наследники Вильяма нашего, Шекспира, цены заламывают за копирайт?
  • да! любители театра: молодежЬ и еще слово ихних!
  • А вы Вильяма на псковской сцене не видели? Счастливчик... Радун ставил...
  • На форуме надо осторожнее относится к ошибкам, они могут быть некими характеристиками высказывания и специально употребляться авторами постов. Не сомневаюсь, что молодежЬ и ихние употреблены с определенным смыслом, и нет необходимости на форумах обличать малограмотных. Ну, пишите вы без ошибок, и хорошо. И госпожа Шишло, наверное, грамотный человек, только вот с талантами в нашем театре проблема. И объективная. Время пошлое, а на театре это особенно в глаза бросается. И если театр идет против такого времени, значит, он как вид искусства имеет право на существование, а если он волочится за временем, то лучше смотреть телевизор- там таже дрянь, только не выходя из дома, и бесплатно.
  • Горожанин
    А вы представляете, сколько стоит покупка прав на постановку какой-нибудь современной пьесы приличного автора? Это же никакому театру не потянуть. Поэтому довольствуемся тем, что денег не требует. И Шишло здесь ни при чем.
  • nnn
  • nnn
    И что за народ такой! Лишь бы все раскритиковать, на большее просто не способны! Отвык народ от положительных эмоций!
  • Хоть художник в театре приличный появился. И то радует!
  • зрительница
    Отдыхать на премьеру было о-очень скучно. Актреры перигрывают. Зачем-то Марья Семеновна все время басила с каким-то надрывом? Ну, хоть бы денег на костюмы дали побольше! А то нашили из театральных занавесок.
  • Кореец
    Даешь Гришковца!!!
  • тоже зрительница
    На счет Марьи Семеновны - 100 пудов правда. А Золотавин, Римарева, Золов (мне он, кстати, очень понравился)- все на уровне. Суриков - убожество на их фоне. И костюмы мне очень понравились. Дело за малым: даешь Гришковца :), даешь больше денег и даешь отправить Суриковых куда-нибудь подальше. Хотя бы учиться.
  • Шишло пришло. Шишло ушло.
  • зрительница
    Господа актеры и художники-гримеры! Обратите внимание на грим. Уж очень насинили глаза Марье Семеновне! А Золову страшный череп приклеили.
  • Вы золовский грим в Мюнхгаузене не видели? У него там парик вообще на одно ухо съехал. Причем, такое впечатление, что тот же ему нахлобучили и в "Касатке". А синющие глаза дальше пятого ряда уже не раздражают. Я и на первом ничего страшного не вижу - без очков :)
  • Алена
    Гришковца, Гришковца, Гришковца!!!!!
  • Автору статьи
    Елена, загнуть можно только фаллос. А у Вас его нет. Я понимаю, что это метафора, но и метафора должна быть мотивирована. В целом - недурственная рецензия. Шишло оно шишло и есть - говорящая фамилия. Ничего случайного не бывает.
  • юля
    Даже то, что здесь идут такие споры, говорит о том, что театральная жизнь в городе Псков ЕЩЕ есть (или уже?). Может быть я заблуждаюсь, но мне кажется, что с приходом в театр такого крепкого режиссера, как Елена Шишло, можно ждать перемен к лучшему. Дайте человеку время... Радун настолько затащил псковский театр в болото, что для того, чтобы его вытащить, нужно время и силы. Удачи, Елена Григорьевна.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...