В храмах Русской Православной Церкви в Великом посту совершается Таинство елеосвящения – соборование

В храмах Русской Православной Церкви в Великом посту совершается Таинство елеосвящения – соборование.  Оно проходит и в храмах Пскова, в каждом по своему расписанию. В Свято- Троицком Кафедральном Соборе Таинство соборования  совершается во вторник после вечернего Богослужения, и в четверг после Литургии.
 
Как рассказал ПАИ руководитель Информационной службы Псковской епархии священник Андрей Таскаев: «Таинство соборования или елеосвящения менее понимаемое в нашем народе таинство. Елей  - масло, маслосвящение. Многие это понимают как Таинство, которое осуществляется перед смертью. Соборование не отпускная грамота и не канон на отход души от тела, какие есть в Церкви, и помогают человеку, долго страдающему перейти в иную жизнь. Соборование – Таинство, направленное к оздоровлению. Православная традиция, Православная церковь понимает болезнь, как следствие греха и не более. Когда человек нарушает некий духовный закон, а у нас это десять заповедей, он заболевает: нарушение духовного закона дает физическую болезнь телу. Есть такое выражение «в здоровом теле здоровый дух» – это ложь, «здоровый дух в здоровом теле». Если дух здоровый, то и тело будет здорово. Тело заболевает потому, что душа заболевает, а она заболевает, если человек делает грех. Когда нам Господь давал заповеди, Он давал их не для того, чтобы контролировать человека, Бог - не полицейский, Он - любящий Отец, Творец, и, зная нас, пытается предупредить от беды, которую мы можем принести своей душе. Когда мы не почитаем Бога, не чтим воскресный день, не посещаем храм, а это четвертая заповедь, не чтим отца с матерью, убиваем, крадем, лжесвидетельствуем, обманываем – мы наносим больший урон себе. В случае убийства есть урон и другому человеку, но еще больший себе, потому  что  убиваем свою душу. И каждый человек, нарушая заповеди, не может сказать, что он ничего не чувствовал - в каждом из нас есть голос совести, голос Бога, который обличает нас перед каждым шагом ко греху. Внутри нас совесть просто вопиет: «не надо! не делай! не переступай эту черту!» И эту черту практически каждый человек знает, и если переходит ее, то начинаются душевные муки, тоска душевная, ее называют сейчас депрессией. И от этой болезни души нет таблетки. Кто – то пьет, пытаясь заглушить алкоголем, но ничем нельзя вылечиться, пока не принесешь Господу покаяние, чтобы Господь своей любовью покрыл и исцелил  нашу душу, потому что Господь говорит с нашей душой, и только Он может ее омыть и убелить».
 

Отец Андрей  продолжил: «Когда болезнь души перекидывается на тело, как исцелиться от болезни? Сначала надо вылечить грех, найти причину, прийти покаяться от чистого сердца с осознанием больше не возвращаться ко греху, а, покаявшись, причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы соединиться с Богом, и в Боге человек получает исцеление чаще всего. После исповеди, после причастия человек  выздоравливает. На младенцах это хорошо видно: заболел ребенок пойди в храм и причасти ребенка, на 90 процентов, я обещаю, ребенок исцелиться, но 10 процентов оставляю на безбожие и неверие родителей. Бывает, что и взрослый человек исповедуется и причащается, но не исцеляется, ответ напрашивается сам собой: тот грех из – за которого человек заболел, тот грех остался неисповеданным, тот грех не омыт покаянием. Господь  принимает те грехи, в которых человек кается, а если забыл, или не отдает себе отчета о каком – то грехе? Особенно, если раз в год исповедуемся, попробуй запомнить, что там за год было. Поэтому Церковь и советует раз - два в месяц причащаться, а лучше каждый воскресный день. И когда человек забыл свой грех, или не знает его, тогда Церковь, по милости Божией, и устроила Таинство соборования, где Господь по своей любви прощает те грехи, которые человек не осознает, или не помнит. Все грехи, совершенные по незнанию или забытые, Господь покрывает в Таинстве  соборования через семикратное чтение Апостола, семикратное чтение Евангелия и семикратное помазывание маслом. Весь Чин состоит из семи частей абсолютно одинаковых. Читаются молитвы, призывающие благодать Божию на Святое масло, читается Апостол и Евангелие, человек помазывается, и так семь раз. Читаются те Евангельские эпизоды, которые связаны с исцелениями людей Господом Иисусом Христом. Собственно, исцеление и есть  прощение греха человеку Господом. Потом на человека возлагается открытое Евангелие, как рука Божия, и священником читается разрешительная молитва: «властью мне данной, возлагаю не мою руку грешную на рабах Твоих, пришедших во гресах, но руку Твою крепкую, сильную на Святом Евангелие сем, иже на главе раб Твоих держащу, и молюсь и прошу с ними великое Твое милосердие: прости им все грехи». И Господь прощает все грехи. Таинство соборования логично довершить таинством исповеди и причастия.  Таинства соборования не существовало при Иисусе Христе, но у Апостола Иакова есть такие слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Здесь явно указано на Таинство елеосвящения. Заболеет кто, позови священника, они молитву сотворят над тобой, помажут елеем во имя Господня и молитва веры исцелит болящего, а какие грехи были, отпустятся ему и «воздвигнет Господь», то есть исцелит. Достаточно помазываться раз в год, по традиции, Великим постом, когда  все соборуются, но, бывает, человек заболевает или плохо исповедуется, то допускается собороваться каждый пост, четыре раза в год. Детям до семи лет не надо собороваться, потому что до семи лет  ребенок не отвечает за свои грехи, Господь их и так покрывает, а с семи лет надо исповедоваться и собороваться».
 

Отец Андрей Таскаев напомнил: «В Церкви существуют семь Таинств, установленных Господом Иисусом Христом. Еще при Своей жизни, Он указал на эти Таинства, а Церковь их оформила в священнодействие. Таинства  посвящены исправлению человеческой души, изменению человеческой природы, направлению ее к Богу. Таинства  наделены благодатью Божией, с ее помощью и происходит изменение человека».
 

Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей. Соборование ведет свое начало от Святых Апостолов, которые получили  от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли». Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь - чаще - в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницею (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После каждого чтения с произнесением молитвы ко Господу- врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов. Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...