Лазарева суббота

В Лазареву субботу 16 апреля на Литургии рассказывается Евангельское событие о  воскрешение друга Иисуса Христа – «четверодневного Лазаря». Лазарь жил недалеко от Иерусалима, в Вифании, его сестрами были Марфа и Мария, будущие жены – мироносицы. Как пишет Евангелист Иоанн: «Иисус прослезился», когда узнал о смерти Лазаря. Для Господа, как повелителя жизни и смерти, как Бога всей вселенной, нет ничего невозможного.
 

О «Лазаревой субботе» рассказывает ректор Духовного училища в Пскове священник Виталий Герусов:

«Воскрешения праведного Лазаря описывается только в Евангелие от Иоанна.
Вспоминается это событие в окончании Великого поста, потому что оно произошло незадолго до Восшествия Господа. Воскрешение Лазаря – воскрешение раба, воскрешение творения показывает всемогущество Божие. Иисусу Христу не надо было входить в гроб, не надо было касаться, достаточно было сказать одно слово «Гряди вон!». До воскрешения Лазаря Господь воскресил множество людей, но Лазарь был последним, уже смердящим, разлагающимся, и воскрешение Лазаря было прилюдным, в отличие от других.
Иисус сказал ученикам о смерти Лазаря: «И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали». Действительно, если бы Господь был с Лазарем, иудеи сразу бы стали объяснять народу, что все устроено, инсценировка. А Господь даже физически не находился рядом, Он был далеко. Произошла смерть Лазаря, похороны, все видели, что его погребали, оплакивали. Придя в Иудею, в Вифанию Иисус нашел Лазаря во гробе.

Воскрешение  Лазаря отделило плевела и пшеницу: уверовавшие уверовали, а некоторые пошли к фарисеям посоветоваться. Говорит Апостол Павел, когда меня Господь призвал, я не стал советоваться со своей плотью и кровью, сразу пошел за Господом. Он не побежал советоваться к своим духовным учителям фарисеям – пошел за Господом, не раздумывая. Слова Господа: «кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего, а кто ходит ночью спотыкается, потому что нет света с ним» говорят нам: в ком был свет в тот момент, когда Иисус Христос воскрешал Лазаря,  те увидели истину, а кто был в ночи, тот пошел к первосвященникам советоваться и говорить об этом. Все зависит от того, что в человеке – свет или тьма. Иудеи ненавидели Иисуса Христа органически, потому что их духовная природа была совершенно противоположна  божественной. Они были детьми диавола, по слову Божьему, и после воскрешения Лазаря, Иисусу Христу был вынесен приговор:  «с этого дня положили убить Его». Они Ему потом говорили: сойди с креста, и мы уверуем в Тебя. Ничего бы этого не было, разорвали бы одежды и закидали камнями. Если они видели, как Господь воскресил Лазаря, и не уверовали, то, какое чудо еще их могло убедить?

Воскрешение Лазаря является преддверием Воскресения Спасителя, и здесь воскрешается падшее естество человеческое. Воскресение из мертвых Самого Господа Господь Сам воскрешает Себя, потому что  Он Сам - жизнь, Сам власть имеет вернуть Себе жизнь и всему мирозданию: «Я есмь воскресение и жизнь»  - говорит Господь Марфе: Он еще раз свидетельствует о своей божественности.
Иисус Христос - совершенный Богочеловек, совершенный творец всего нашего человеческого естества. И, как совершенная любовь, воззрев на иудеев плачущих, Он смутился духом и восскорбел. Господь любит всех, и не только Лазаря Он бы воскресил, Он воскресит всех – веришь ли ты в Христа, хочешь ли ты, или не хочешь – Воскресение будет для всех. Но мы живем во время, когда обществу не нужен воскресший Лазарь. Сейчас у нас, как кем – то сказано, «культура смерти» правит миром:  пожить в свое  удовольствие в раю на земле, и людям нравится эта мысль, они не думают о воскресении, о преображении, не думают о Богообщении, о святости и обожении. Все в современной жизни  сосредоточено в одном: «похоть очей и гордость житейская». На этом основании и строится  культура, которую облагораживают, как умеют, соответственно незатейливым  целям и говорят: дайте нам здесь.

Но почему Господь медлил с воскрешением Лазаря, почему на четвертый день пришел Господь? Да потому что нужно было время, чтобы Лазарь оказался в том мире, и он оказался. Когда человек умирает, как известно, первые три дня душа находится рядом с телом, а потом уже уходит в другой мир - так действуют законы духовные, установленные Господом. И в одной из стихир перед Лазаревой субботой рассказывается, как Лазарь зрит роды умерших, находящихся в аду, и там он видит истинное загробное состояние рода человеческого. Лазарю такое видение тоже было необходимо для его дальнейшего духовного бытия. После  своего воскрешения Святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. Лазарь видел ад, ему были открыты многие тайны, о чем свидетельствует Священное Предание, о чем говорится в песнопениях постной триоди, для этого Господь и медлил.

Для нас один из духовных уроков Воскрешения праведного Лазаря состоит в том, что медлительность Господа – это промыслительность, медлительность – Его долготерпение. «Не медлит Господь, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Воскресший  Лазарь символизирует и наше естество, которые мы, будучи мертвы духовно, надеемся воскресить с помощью Божией, с помощью благодати через покаяние, соборование и причащение. Мы прошли поприще Великого поста и приходим к Воскресению Лазаря, вся природа человеческая, какая бы она ни была праведная, она нуждается в воскресении. И Лазарь являет собой весь род человеческий, который только милостию Божией, только всемогуществом Слова Божия может обрести воскресение: сначала духовное, потом уже, когда придет конец времени, воскресение всего естества».
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...