«Рыночные» отношения к покупателям

Ах, как же быстро все меняется! Не успела оглянуться – первый этаж соседнего дома, окна которого ещё недавно украшали коротенькие занавесочки в мелкий цветочек, превратился в многокрылечный самостоятельный организм с кустарно выполненными вывесками, на которых буквами русского алфавита написаны иностранные слова. Ещё вчера в одной из квартирок жила старушка. Вечерами она садилась у окна и долго, пока не стемнеет, смотрела через толстые линзы в розовой пластмассовой оправе на проходящих людей. Сегодня в «выросшем» окне-витрине стоит безжизненная кукла-вешалка в серых брюках и желтой майке.
 
Ещё десять лет назад казалось, что Псков – это такой маленький городок, который живет своей особенной жизнью: со своим ритмом, со своими порядками, правилами, поводами для веселья и грусти. И пусть ему многого не доставало, но он был мил своею непохожестью на прочие российские города.
Помнится, основной проблемой для молодых псковичей тогда было отсутствие магазинов одежды. Не просто одежды, а той, которая бы отвечала требованиям времени и желаниям горожан. Единственным местом, где подбирались наряды на все случаи жизни и для всех возрастов, был рынок. В любое время года толпы псковичей тянулись к развалам, где измученные непогодой, бытовыми проблемами, личными переживаниями женщины предлагали турецкие товары с наклейками известных европейских домов моды. Нестройные пестрые ряды палаток, мокрый и грязный товар среди коробок, мятое одеяло или занавеска, имитирующие примерочную, пластмассовые тела серого цвета с выступающей женской грудью и небрежно накинутыми на них мужскими свитерами...
 
Суббота. Утро. Общежитие на улице Карла Маркса просыпается под звуки многократных ударов металлических стержней об асфальт. Это ставят торговые палатки на рыночной площади. Грузчики тащат самодельные телеги с пакетами, сумками, тюками, вешалками. Все это трясется, нередко падает под колеса телеги, подбирается, отряхивается и вновь водружается на гору товара.
Первые покупатели с ужасом наблюдают, как продавцы развешивают мятые майки и кофты, брызгают из пластиковых бутылок на ткань, чтобы та «отвиселась».
 
Как выглядит процесс предложения покупателю товара? Гражданин прогуливается между рядами, нередко парой с кем-то из родных или друзей. Осматривается, словно на экскурсии, обсуждает увиденное. Едва остановился, к нему подпрыгивает продавец.
 
Как звучали вопросы в то время?
-А вот курточка на вас. Только вчера привезли, ещё ни у кого на рынке нет. Первым в городе носить будете.
 
Спустя год.
 
-Посмотрите, у нас курточки новые. Материалы все натуральные, пощупайте. Не облезут, после стирки ничего с ними не станет. Мы такие в прошлом сезоне привозили. Они мгновенно разошлись.
 
Ещё через пару лет.
 
-Вы это покупать будете? Нет? Тогда не трогайте руками. Залапаете все, не настираешься потом.
 
Сам процесс выбора и примерки также проходил весьма зрелищно. Девушка ныряла за занавеску, из-за которой торчали её ноги и часть спины. Там она раздевалась, примеряла необходимый товар. Продавец доставал зеркало с огромной трещиной, поднимал его, словно икону, и начинал крутить, желая показать достоинства наряда с разных сторон. Покупатель при этом наклонялся то влево, то вправо, поскольку поймать свое отражение сразу не удавалось.
- Что-то мне кажется, кофточка морщинится на спине… - задумчиво говорила девушка.
- Где? – защипывая пальцами лишние складки на ткани, подхватывал продавец.
- Да и рукава коротковаты… - продолжала нерешительная девушка.
- Так они на три четверти, - находил ответ продавец и задирал вышеупомянутые рукава до локтя. – Вот как это надо носить. Очень вам идет. Освежает.
- А вот тут затяжечка какая-то… - не унималась покупательница.
- Да ну, пустяк какой. Придете домой, иголочкой с обратной стороны подхватите и все.
 
Девушка начинала переодеваться. В этот момент подходил молодой человек, протирался сквозь толпу покупателей и спрашивал у девушки через занавеску:
- Выбрала?
Продавец хватала край ткани, скрывавшей покупателя, отдергивала её и демонстрировала полуодетую девушку всем заглянувшим в палатку.
- Согласитесь, ей очень идет, - сообщала продавец, поедая глазами молодого человека.
Девушка в этот момент покрывалась стыдливым румянцем, отворачивалась и дрожащими руками торопилась натянуть кофточку.
 
Сегодня магазины одежды можно встретить на каждом шагу. В огромных витринах красуются отглаженные юбки и платья, у входа покупателей молчаливо приветствуют манекены, товар аккуратно развешан или разложен по полочкам. Вот только почему-то в Пскове такие торговые точки по-прежнему источают знакомый «рыночный» запах.
 
Не так давно решила обновить гардероб. Весна, знаете ли. Захотелось чего-то свежего, нового, нарядного. Перебрала все свои вещи и пришла к выводу, что мне нужны: брюки или юбка, полупальто и сапожки на каблучке.
 
Выходной. Накрапывал дождик. С зонтиком, перепрыгивая через лужи, я бежала по улицам Пскова. Начать решила с поисков полупальто. Ближайший магазин верхней одежды находится в пяти минутах ходьбы от дома. Забегаю. Продавцы осматривают с ног до головы. Улыбаюсь, спрашиваю:
- Нет ли у вас полупальто 46 размера? Вот только мне хотелось бы, чтобы оно было какого-нибудь теплого цвета. Ни в коем случае не серое, не черное и не белое. Желательно слегка приталенное.
Продавщицы вновь пробегают взглядом по моей фигуре, потом нехотя отходят к вешалкам.
- Вот это вам подойдет, - звонко говорит девушка, демонстрируя длинное зимнее пальто темно-зеленого цвета.
- Мне весеннее полупальто необходимо, - уточняю я.
- Так бы и говорили… - бурчит продавец и тащит следующую вешалку.
На долю секунды я подумала, что в магазине установлена скрытая камера и все это снимают для юмористической телепрограммы. Девушка держала в руках черное полупальто.
- Я бы хотела не черное и не серое…
- Вы вначале определитесь, чего хотите, - недовольно произнесла продавец и потянулась за следующей вешалкой.
Ещё секунда и на меня смотрело длинное красное пальто с огромным меховым воротником. Извинилась, направилась к выходу.
В следующем магазине решила посмотреть вещи, а уже потом спрашивать свой размер. Зашла, закрыла зонтик, направилась вдоль вешалок. Продавец последовала за мною. «Наверное, посоветует что-нибудь», - решила я. Едва взялась за первую вешалку, за спиной прозвучал голос:
- Вещи не трогайте мокрыми руками.
Я обернулась.
- И с зонтика у вас капает. Вы же в магазин зашли, а не к себе домой. Сейчас намочите товар… - продолжил продавец.
Примерять ничего не стала. Молча вышла и отправилась выбирать юбку или брюки.
 
В магазине меня встретили с улыбкой две милые молодые девушки. Поинтересовались, что бы я хотела приобрести, какого цвета и в пределах какой суммы. Я обрадовалась, перечислила свои предпочтения. Через пару минут мне принесли вещи, которые соответствовали моим желаниям. Радостная полезла в примерочную. Вскоре радость сменилась огорчением. Вещи оказались на несколько размеров меньше, чем указано на этикетке.
- А нет ли размером побольше, - высунув нос из примерочной, поинтересовалась я.
- Что вы, это модельные вещи. Их привозят поштучно, - прозвучал ответ.
«Штучный» товар я нашла в соседнем магазине – все размеры и цена в два раза ниже. Померила, приобрела, довольная пошла искать сапожки на высоком каблучке.
В обувном толпились покупатели. Попыталась поймать продавца. Пожилой мужчина примерял ботинки. Рядом, с видом утомленной жарой от печи кухарки, с засученными рукавами стояла продавщица. Лицо её в этот момент напоминало скорчившийся на дне кружки пакетик чая.
- Простите, нет ли у вас сапожек на каблучке 41 размера? – начала я.
- Я вам не справочная. Модель выберите, я скажу – есть такой размер или нет, - прозвучал ответ.
Осмотрев полки с товаром, я остановилась на нескольких моделях.
- Да вы что? У такой обуви самый большой размер – 39-ый, - с вызовом сказала продавец.
- В таком случае покажите мне, что у вас есть из сапожек 41 размера…
- Я же вам сказала, выберите модель… - ответила продавец и скрылась в подсобном помещении.
Снова пошла вдоль полок...
- Из 41-го у нас только две модели – вот та, на калоши похожая, и эта, без каблука, - завершил продавец мои мучения спустя ещё минут двадцать.
В другом магазине мне порекомендовали внимательнее смотреть на ценники – вверху на них указаны размеры. Здесь тоже ничего не нашлось. Ушла без покупки. Наконец, направилась в так называемый "дорогой магазин", предположив, что там смогу осуществить мои мечты. Несколько девушек-консультантов весело щебетали в центре зала. Решила, что надо осмотреться, но едва двинулась вдоль полок, меня остановили вежливым вопросом, не нужна ли мне помощь. Рассказав обо всех своих мучениях, я стала ожидать сочувствия и участия в своей судьбе. В ответ послышался смех.
- С вашим размером ноги обувь не выбирают, а покупают то, что есть, - произнесла одна из девушек.
- Вы хотите сказать, что я должна покупать некрасивую и неудобную обувь?
- У нас не Питер и не Москва, на заказ сапоги не делают. Не хотите ходить босиком – берите то, что есть.
- Но предлагаемая обувь уродлива!
- А вы пальцы обрубите и без проблем влезете в 39-ый… - и все разом отвернулись, чтобы продолжить ранее прерванную веселую беседу.
 
Очень хотелось нагрубить, но сдержалась. Вышла на улицу. Вечерело. Через час-другой магазины закроются. Видимо, решила я, сегодня не мой день. Не отправиться ли за покупками в Питер?
 
Екатерина Алексеева,
для Псковского агентства информации.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...