Ласковый и нежный зверь

Практически у каждого второго горожанина есть домашнее животное - кошка, собака, хомячок. Некоторые псковичи решаются на экзотику и поселяют в домах змей, ящериц, огромных тараканов. А есть и те, для кого братья меньшие становятся не только увлечением, но и делом всей жизни. Речь идет о заводчиках. Корреспондент Псковского агентства информации познакомилась с владелицей псковского питомника мейн-кунов Екатериной Григорьевой, которая вскоре планирует разводить каракалов – степных рысей. Новый выпуск ПАИ-ZOO посвящен девушке-фелинологу, предпочитающей больших кошек. 

Условно «дикие»

Питомник Forest Elite Line’s Екатерина Григорьева основала 2011 году. Для этого она выучилась на фелинолога – специалиста по домашним кошкам, и только после этого стала заниматься разведением животных породы мейн-кун. В её доме живут пушистые гиганты традиционных и редких окрасов, мейн-куны полидакты, а также «тяжелая артиллерия» - две мини-чихуахуа. Охраняют хозяев и их питомцев немецкая овчарка и голубоглазая сибирская хаски, которые ни за что не пустят чужих на территорию. 

Несмотря на такое внушительное количество любимцев, владелица питомника много лет мечтала пополнить свою «коллекцию» каракалом, и год назад муж воплотил ее мечту в жизнь. Семья очень долго взвешивала всё «за» и «против», в результате завораживающая природная красота и грация степной рыси перевесили. У них появился каракал африканского подвида Кеша родом из Бельгии.

Этот представитель семейства кошачьих «условно дикий». Его предки в 15 и более поколениях жили с людьми, он выращен человеком и не знает дикой природы. «Инстинкты стираются на генетическом уровне, - поясняет Екатерина Григорьева. - Каракалы и сервалы прекрасно уживаются с людьми при некоторых условиях. Но не нужно забывать, что это кошка дикая, на процесс доместикации (одомашнивание) нужно много времени, и есть определенные нюансы в содержании».

Помимо сложностей с воспитанием, каракал не каждому по карману – его стоимость в домашнем питомнике составляет 500-700 тысяч рублей. К тому же, при покупке нужно быть осторожными. «90% предложений – мошенники или браконьеры. Когда-то на личном опыте убедились при поиске. Попали на опытного мошенника», - предостерегает псковская заводчица. Приобретение степной рыси у нечистых на руку людей может быть опасным - скорее всего, животное будет выловлено из дикой природы, одомашнить его невозможно. Мало того, могут возникнуть проблемы с законом - 9 видов степных рысей находятся в Красной Книге, отличить один вид от другого простой покупатель не сможет.

Уже не мейн-кун, еще не собака

Екатерина Григорьева ответственно подошла к вопросу и приобрела каракала со всеми необходимыми документами. Перед заселением такого необычного питомца пришлось обустроить специальное помещение и вольер, чтобы зверь мог спокойно адаптироваться в новой обстановке и не навредить другим животным. У Кеши появился собственный домик, прогулочная зона с лазалками и даже лоток, в который он ходит как любой другой кот. В климатических условиях Северо-Запада каракалу вполне комфортно: для зимнего времени года ему обустроили теплый дом, где даже полы с подогревом. Хотя даже в тридцатиградусный мороз он с удовольствием выходит на прогулку, радуется снегу.

Повадки каракала очень напоминают домашних кошек – Кеша умеет мурлыкать, тереться ухом, грозно шипеть. Что касается последней способности, Екатерина Григорьева уверена, что таким образом каракалы общаются. А чтобы привлечь внимание, позвать хозяйку, степные рыси ведут себя совсем не по-кошачьи: они «чирикают».

Питаются каракалы сырым свежим мясом. В рацион Кеши входят перепела, кролик, говядина, курица. «Норма - 3-5% от массы тела, раз в две недели - голодный день. Таких кошек ни в коем случае нельзя кормить живой пищей, инстинкт охоты должен подавляться, а не укореняться», - отмечает заводчица.

А вот другие инстинкты Кеши она подавлять не собирается, поэтому недавно привезла ему из Нижегородской области подругу. Каракалу Ладе всего 4 месяца, но уже сейчас она больше любого мейн-куна. Лада постепенно привыкает к новому дому, учится доверять людям, любит играть с хозяйкой и часто провожает её, глядя в окно.

С Кешей она пока не знакома, потому что сейчас он её может напугать своим грозным видом. По словам Екатерины Григорьевой, несмотря на то, что Кеша домашний, некоторое одичание у него наблюдается. Это объясняется тем, что у некастрированных особей после полового созревания портится характер. «Если каракал приобретается не для разведения, этих животных необходимо стерилизовать до 5 месяцев. Иначе появятся проблемы с метками, а метят девочки и мальчики одинаково. Такое мы наблюдаем и у мейн-кунов», - добавляет владелица питомника.  

Особенных трудностей в содержании теперь уже двух каракалов она не видит. Однако, в квартиру такую кошку не рекомендует заводить - ей нужно пространство и место для прогулок. Не следует также брать степных рысей в семьи с маленькими детьми, человек всегда должен понимать, какое животное он принимает. «Бездумно заводить нельзя. Им нужно заниматься, ему нельзя жить одному. К тому же каракал привыкает к одному человеку», - уверяет Екатерина Григорьева.

«Каракал очень ласковое и ручное животное, дружелюбное и общительное, если выращено правильно, - так характеризует заводчица своих необычных питомцев. - Таких животных нужно приобретать в питомниках домашнего типа, кошки и котята должны находиться в постоянном контакте с человеком. Они легко привыкают к новой семье, если кошке не более полугода. Они не такие чувствительные, как сервалы, которых лучше перевозить в новый дом в возрасте до 3 месяцев». В то же время социализировать каракалов нужно постепенно, это животное любит волю, степная рысь - не собака, которая будет подчиняться силе. 

От домашних кошек каракалы отличаются повадками и поведением. Эти кошки не очень любят чужих людей, им свойственно охранять свой дом, любят гулять на шлейке. Екатерина Григорьева считает, что по характеру это что-то среднее между мейн-куном, которые имеют своеобразный характер и отличаются от других кошек, и собакой. С грызунами, птицами они дружить, конечно, не будут, а с другими животными не конфликтуют – к примеру, Кеша спокойно относится к тому, что мейн-куны порой воруют у него мясо. «Но, все же, знакомя с другими обитателями, нужно быть предельно осторожным, так как кошка большая, может непреднамеренно поранить», - добавила заводчица.

В будущем Екатерина Григорьева планирует разводить каракалов, воспитывать их ручными и продавать ответственным людям. «Если получится, то будем очень рады понянчить маленьких каракальчиков, - улыбается владелица питомника. – Хотя это не цель. Если не получится, не расстроимся. Это наши любимые домашние животные, как и все остальные. Мечта осуществилась, у нас живут эти прекрасные грациозные кошки».

Живут в любви и ласке

Дом Екатерины Григорьевой – настоящий рай для любителей больших кошек, ведь основным направлением питомника являются мейн-куны. Сейчас у заводчицы живут 25 производителей этой породы. «Наши мейн-куны прекрасные представители породы, в экстремальном породном типе, отличном размере, с сильными родословными и настоящим характером мейн-куна, - с любовью описывает своих подопечных Екатерина Григорьева. - Питомник ведет многолетнюю серьезную работу. Нам очень важен генотип животного, идет жесткий отбор производителей не только по фенотипичным качествам. Работа питомника направлена на получение, в первую очередь, здорового препотентного потомства, отвечающего стандартам породы, с элементами узнаваемой индивидуальности нашей линии - сильнотипного экстремального мейн-куна, крупного без потери типа».

Все питомцы Екатерины Григорьевой в обязательном порядке участвуют в международных выставках, имеют высокие титулы, многочисленные победы на шоу. «В питомнике четыре чемпиона мира. Мы гордимся честными титулами, полученными по всем правилам в тяжелейшей конкуренции!» - заявляет владелица. Выпускники питомника Forest Elite Line’s имеют широкую географию – рожденные в Пскове мейн-куны живут в США, Ирландии, Китае, Швеции, Словении, Казахстане, Узбекистане, Финляндии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украине и в разных городах России.

Она также подчеркивает необходимость правильного содержания породистых кошек. Не следует путать питомник с приютом – в доме Екатерины Григорьевой нет клеток и вольеров для животных (за исключением Кеши, которому это необходимо). «Питомник - это просто лицензия. Животные, как и у всех остальных, живут с нами в прекрасных условиях, - поясняет заводчица. - Наши животные не ограничены в передвижениях по дому, проживанием в одной комнате. Они являются полноправными членами семьи, живут вместе с нами в доме, в любви и ласке, полноценно принимают участие в жизни семьи». 

Недавно Екатерина Григорьева решила разводить не только больших кошек, но и маленьких. Её новый проект - кошки породы той-боб, самые миниатюрные представители семейства кошачьих в мире. Это очень малочисленная и редкая порода, проект является совместным детищем с питомником RitkinDom. «К нам приехала первая кошечка Лило, чуть позже ожидаем приезд других производителей. На выставке в Пскове 25-26 августа впервые будет представлена эта порода», - рассказывает заводчица.

Других экзотических животных она пока что не планирует заводить, чтобы сосредоточиться на воспитании каракалов и других подопечных. «Возможно, в будущем рассмотрим сервала, но пока не уверены», - говорит Екатерина Григорьева. Она уточнила, что некоторые псковичи держат дома сервалов, есть у одного из горожан и каракал. Но размножать их не планируют, да и во всем мире питомников по разведению таких животных - раз-два и обчелся. Большинство людей заводят необычных питомцев просто для души.

Хобби по душе

Для Екатерины Григорьевой разведение кошек - это хобби, возможность реализоваться. «Интересно что-то улучшать, двигаться вперед, гордиться выпускниками, получать благодарности от владельцев, а это самая большая награда за труд», - уверяет она. Вопреки распространённому мнению, это не способ заработать. «Многие думают, что это огромные прибыли, и очень удивлены, когда узнают, что питомник работает в минус. В лучшем случае - в ноль, если делать всё по правилам, посчитать все затраты на обслуживание, выставки и прочее, не экономя сил и средств на содержание, чего нельзя делать. К сожалению, добросовестных заводчиков очень немного», - вздыхает заводчица. 

Средства, вырученные за передачу животных, идут на развитие питомника, а часть денег Екатерина Григорьева перечисляет приютам для бездомных животных. Кроме того, Forest Elite Line’s ежегодно является спонсором выставки бывших бездомных кошек в Пскове, которую проводит общественная организация «Зоозащита». В этом году мероприятие пройдет 2 июня.  

«Каждый должен заниматься посильным делом, - считает заводчица. - На передержку животных не беру из-за риска заражения своих. Если появится возможность построить помещение для передержки, то с удовольствием буду брать бездомных животных к себе, но пока это не является возможным».

К тому же, по ее словам, питомник итак трудно содержать - физически, психологически и материально. Неоценимую помощь оказывает муж, который с пониманием и уважением относится к увлечению супруги. Ежедневной помощью в быту заводчица обязана матери, помогает и ветеринар, которая много лет обслуживает питомник. 

«Трудности есть, конечно же, - добавляет Екатерина Григорьева. - Самое основное - это планирование отпуска, очень тяжело найти момент, когда можно уехать. А без отдыха совершенно нельзя, хотя бы раз в год нужно менять обстановку и просто отсыпаться». Порой девушке приходится совсем не спать, принимая роды, выкармливая котят. «График тяжелый, много поездок. Времени никогда не хватает. С учетом того, что подъем 5:00 ежедневно, а спать ложусь далеко за полночь», - описывает свой день.

Но это все трудности Екатерине Григорьевой не в тягость по сравнению с той отдачей, что дарят животные. «Они искренние, любящие, без них невозможно жить. Да, тяжело, да, затратно, но я душу вкладываю. Недаром я родилась во Всемирный день кошек - 8 августа. Чтобы понимать животных, на них нужно смотреть их же глазами», - завершила свой рассказ владелица питомника.

Ульяна Ловыгина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...