We will rock you
В кинотеатрах стартовала «Богемская рапсодия» Брайана Сингера – грандиозный байопик о восхождении Фредди Меркьюри и группы Queen на Олимп музыкальной славы. Муслим Камалов посмотрел картину и нашел в ней, помимо громкого рок-блокбастера и масштабного трибьюта Queen, весьма грустную историю о легендарной звезде.
Невзрачный паренек по имени Фарух (Рами Малек) ежедневно с кислой миной кидает тысячи пассажирских чемоданов в Хитроу. Все коллеги ошибочно принимают его за пакистанца, несмотря на то, что он коренной парс, бежавший когда-то с родителями из Занзибара в Англию. Мама навязчиво гонит Фаруха на поиски невесты, отец постоянно читает лекции об обязательных добрых делах в этой и так непродолжительной жизни, а зубастый паренек с двумя лишними резцами всего этого будто не замечает. Он однозначно уверен, что рожден для творческих свершений в музыке, а поэтому втихаря сочиняет строчки будущих хитов и постоянно околачивается возле баров, где выступают мало кому известные молодежные рок-группы. Там Фарух знакомится с гитаристом Брайаном Мэйем (Гвилим Ли) и барабанщиком Роджером Тейлором (Бэн Харди), кустарная группа которых пять минут назад осталась без единственного вокалиста. Фарух предлагает занять его место. Мэй и Тейлор немного мнутся, но все же решают доверить новичку микрофон. Еще через несколько лет зубастик Фарух перевоплотится во Фредди, добавит себе броскую фамилию Меркьюри, а его группа Queen будет собирать и взрывать стадионы под «We are the champions».
Еще с 2010 года в коридорах студии 20th Century Fox шли активные шушуканья по поводу экранизации истории тернистого пути становления группы Queen. На роль Меркьюри хотели взять даже талантливого и, бесспорно, крайне смелого британского комика Сашу Барона Коэна – схожесть с музыкантом была невероятная. В итоге продюсеры отнеслись к этой затее весьма скептически, сославшись на через чур «вызывающий талант» Коэна, который может испортить всю малину и сделать из серьезного байопика несерьезное карикатурное посмешище. Но с уходом Коэна проблем у проекта меньше не стало: сначала в режиссерское кресло пытался усесться актер Декстер Флетчер (гайричеровские «Карты, деньги, два ствола»), но поссорился с продюсерами. Сценарист Бен Уишоу вскоре тоже покинул картину вслед за Флетчером, его заменил Энтони МакКартен. Режиссером в итоге стал студийный подручный блокбастерник Брайан Сингер, а на главную роль утвердили Рами Малека (сериал «Мистер робот»). После того, как Сингер потерял общий язык с Малеком и режиссера просто-напросто отстранили от проекта, стало казаться, что на картину наложено проклятье. Завершал работу над фильмом уже Флетчер.
Собственно, то, что можно увидеть сейчас в кинотеатрах под названием «Богемская рапсодия» — результат бесконечных перепалок, ссор и нелепых недопониманий между создателями. Все это естественным образом сказалось на конечном продукте, лишив его напрочь режиссерского почерка Брайана Сингера – человека, без которого франшиза «Люди Икс» вообще бы не увидела белого света. В картине напрочь отсутствует индивидуальность, то есть даже если зритель и узнает, что Сингер снял, скажем, две трети из нее, вычленить эту долю в фильме будет крайне сложно, поскольку, по большому счету, именно студия здесь «заказывает музыку» и диктует правила. Это чистейший студийный продукт, без единой капли авторских примесей, а заполненный титр с именем режиссера – без сомнения, всего лишь формальность.
«Рапсодия», к сожалению, не подтверждает теорию о том, что прекрасное рождается, пройдя только сквозь страшные творческие муки. Еще здравствующие участники Queen, - Тэйлор и Мэй, - выступившие идейными вдохновителями и продюсерами фильма, откровенно здесь перестарались, с надрывом вытачивая из увлекательной истории рок-группы типичный попсовый музыкальный байопик, и безоговорочно отказываясь от любых нестандартных решений и поворотов. Строгое линейное повествование, обязательные эпизоды со взлетами и падениями группы, несчастная любовь и каминг-ауты – все это делает из картины никудышную тривиальную success-story, которая, к тому же, длится два с лишним часа.
Но есть одно весомое «но».
Звезда сериала «Мистер робот» Рами Малек, который укоренился в памяти зрителей забитым большеглазым хакером-социопатом, в «Рапсодии» раскрывается совершенно невообразимым образом и с большой силой. Его невероятная схожесть с Меркьюри (стоит только налепить усы) вместе с мощной актёрской харизмой и такой же блистательной пластикой на сцене придают импульс и энергию повествованию на протяжении всей картины. Но если с обликом и характером великого Фредди авторы справились на ура, то, например, некоторые стороны его непростой жизни вовсе обошли стороной. Основной упор в фильме сделан на личной жизни Меркьюри, а точнее на его, всем известной гомосексуальности. То, что можно было лишь скромно обозначить одной-двумя сценами, оборачивается здесь главной сквозной темой, выполненной неаккуратными жирными мазками. Гомофобам и просто не слишком толерантным гражданам картина, безусловно, противопоказана. Явный авторский перебор с темой гомосексуальности здесь ничем не сбалансирован. Сценаристы лишь поверхностно пройдутся по одиночеству Меркьюри и его трудной, несмотря на грандиозные выступления перед многотысячной концертной аудиторией, жизни. Уличный кутеж и домашние вечеринки, толпы девушек и кокаин – все это фальшь, маска для брошенного всеми в огромном лондонском доме, одинокого и печального, разочаровавшегося в призрачных друзьях и депрессивного Фредди. Именно в немногочисленные моменты, когда на экране мы видим его истинную жизнь, фильм больше походит на естественную и сильную драму, герою которой сопереживаешь с грустью.
Меланхолия проходит молниеносно и картину планомерно несет по базовой формуле привычного всеми тривиального музыкального байопика средней руки. Сюжетные мини-надломы, скатывания Меркьюри до тщеславного эгоистичного рокера, а потом триумфальное преображение после того, как он узнал, что инфицирован СПИДом – все здесь на месте. Но вместе с Меркьюри в финале вторым дыханием начинает дышать и картина. Самая мощная, зрелищная и в тоже время самая печальная ее часть - скрупулёзно и до мелочей воссозданное выступление Queen на фестивале Live Aid - заставит проникнуться той атмосферой. И еще раз напомнит, что пока звучат легендарные песни Queen - шоу будет продолжаться!