СПИД-OFF

В России стартует акция «Должен знать!», направленная на профилактику ВИЧ-инфекции среди молодежи. В преддверии ее начала директор Псковского областного центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Ирина Сивачева рассказала Псковскому агентству информации о том, чем ВИЧ «лучше» рака, кто такие «ВИЧ-диссиденты», и зачем она играла в карты с вернувшимся из тюрьмы пациентом.

Ирина Сивачёва

Следите за рекламой

- С 26 ноября по 2 декабря пройдет Всероссийская информационная акция «Должен знать!». Как в ней участвует ваш Центр?

- Мы проведем акцию, посвященную Дню борьбы со СПИДом, в ТРК «Акваполис». В ее рамках пройдет игровая эстафета для молодежи. Еще к нам пришли студенты-волонтеры из ПсковГУ, которые подготовили вопросы по ВИЧ-инфекции, и нам, если честно, интересно услышать и понять: действительно ли молодые люди имеют такие знания, которые помогут предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией, или, скажем так, это некая формальность.

Но только наших усилий недостаточно. Общество может очень серьезно влиять на ВИЧ-инфекцию только тогда, когда эта проблема представляется не как чисто медицинская.

Профилактические мероприятия борьбы со СПИДом должны повторятся и носить регулярный характер, чтобы у людей в голове была некая обеспокоенность относительно этого заболевания. Но это заболевание затрагивает интимные стороны жизни и не всегда публично обсуждается.

- Волонтеры, о которых вы говорили, сами вышли с инициативой?

- Да, и это дорогого стоит. Не мы к ним пришли, как назидательные учителя. Молодые люди уже понимают, что об этом заболевании нужно помнить, иначе ничего хорошего не будет.

Мероприятия также пройдут в общеобразовательных учреждениях Пскова и Великих Лук.

В рамках акции на городских автобусах развернута рекламная кампания с призывом пройти тестирование на ВИЧ. Ведь, чем раньше выявим ВИЧ-инфекцию, тем высока вероятность того, что она будет протекать без каких-либо осложнений, и не перейдет в более тяжелые стадии, которые уже будут называться стадиями СПИДа. Раннее тестирование позволят рано начать лечение и сохранять качество жизни.

В районах также будет проводится тестирование нашими специалистами, чтобы повысить доступность профилактических мероприятий. В этом году доктор-эпидемиолог выезжал по фельдшерско-акушерским пунктам, встречался с населением и предлагал им тестирование.

Напомню, в рамках диспансеризации населению также предлагается возможность пройти тестирование на выявление ВИЧ-инфекции.

- Центр проводит достаточно масштабную пропаганду об опасности ВИЧ-заражения даже по телеканалам. Она оправдывает себя? Можно ли констатировать, что количество людей, обратившихся к вам для прохождения тестов, увеличилось?

- Да, безусловно. В прошлом году мы за год протестировали 21% населения, а сейчас уже за 10 месяцев 20% - это больше 100 тысяч человек.

Фото: Сергей Герасимов

Недетские проблемы

- Какое количество положительных тестов было зафиксировано с начала этого года?

- За 10 месяцев текущего года мы выявили 85 случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Это с учетом того, что мы увеличили тестирование. В прошлом году за этот период выявили 77 случаев заражения. Это говорит о том, что распространение ВИЧ-инфекции в нашей популяции не столь интенсивное.

Начиная с 1999 года, уже почти 20 лет, наше учреждение интенсивно работало с самими уязвимыми группами населения, среди которых очень быстро распространялась ВИЧ-инфекция: беременными, лицами, употребляющими наркотики инъекционным способом, предоставляющими сексуальные услуги за плату, мужчинами, имеющими секс с мужчинами. Эта работа дает сейчас свои результаты.

- У скольких детей выявили ВИЧ-инфекцию?

- Совсем немного. Причем это дети, которые рождались до 2009 года. У нас их всего 18 за весь период. Из них 7 прибыли на территорию региона на постоянное место жительства, потому что у нас лекарств в достатке. Из 18 детей девять были рождены инфицированными матерями.

Все беременные в обязательном порядке тестируются на ВИЧ. Даже если женщина избегала тестирования, то при поступлении на роды она обязательно проходит тест. Все учреждения родовспоможения имеют такие тесты.

- Вы сказали, что у нас сравнительно невысокий уровень выявления ВИЧ-инфекции. Это не может быть связано с тем, что люди просто стесняются сдавать тест?

- Всё-таки почти четверть населения – достаточно серьезная цифра. Напоминаю, работа строится среди уязвимых групп. Тогда и переход ВИЧ-инфекции из этих групп на популяцию будет минимальным.

- Какова наиболее частая причина заражения?

- Путь к заражению в этом году у 90% один и тот же: незащищенный гетеросексуальный контакт.

- А в ходе драки заразиться можно?

- Инфицирующая доза – 100 микролитров, видимый объем. Если такой объем попадет в кровь в ходе драки, тогда да.

- Как обезопасить себя?

- Половой партнер должен быть протестирован, должны использоваться презервативы. И недопустимо употребление инъекционных наркотиков. Даже ингаляционные наркотики являются факторами, которые будут приводить к частой смене половых партнёров – это растормаживает сексуальную сферу.

- Диагноз ВИЧ, по сути, секрет. Может ли кто-то сторонний в Центре узнать, болен ли человек ВИЧ?

- Нет. Никому и никогда таких сведений мы не предоставляем. Исключение касается только обоснованных запросов от правоохранительных, судебных и прокурорских органов. Им по законодательству мы обязаны предоставлять эти сведения.

- Среди упомянутых вами уязвимых групп населения, где наиболее высокая частота инфицирования?

- Среди тех, кто употребляет наркотики инъекционным способом. Но у нас сейчас инфицируются и социально адаптированные слои населения. Потому, что они считают, что их эта проблема никогда не коснется.

В наиболее пораженных регионах России (Сибирь, Тверская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область) ВИЧ-инфекция уже давно вышла за пределы уязвимых групп и продолжает распространяться среди социально адаптированного населения.

Как карта ляжет

- Сочувствие к зараженным со стороны специалистов Центра не теряется с годами?

- Если бы терялось сочувствие, люди бы к нам никогда не приходили и не принимали препараты, не видели бы своего будущего.

У нас лечится большое количество людей. 69% из наших пациентов получают терапию. При том, что по стране это всего 40%. Терапию мы предоставляем всем, кому ставим диагноз, как это делается в Европе и Америке.

Когда ставим диагноз, сразу начинаем пациенту всё объяснять и разъяснять. А это очень долгая и сложная работа. Существует даже ВИЧ-диссидентство, которое отрицает существование СПИДа и призывает не принимать таблетки. Но элементы мракобесия в человечестве были, есть и будут.

Существует так называемая «точка невозврата», когда даже нашими замечательными препаратами человеку помочь уже нельзя. И мы назначаем терапию сразу же, чтобы СПИД у человека никогда не развивался. Лекарственные формы с каждым годом всё лучше и лучше и с хорошими метаболическими характеристиками. Если говорить с точки зрения неких, взятых в кавычки, медицинских понятий, то сейчас ВИЧ-инфекция «лучше» онкологического заболевания.

Если пациенты нас слушают, они нормально работают и еще на пенсию выйдут. Есть пациентки, которые уже четверых здоровых детей родили. А уж по второму ребенку рожает большое количество пациенток. Улучшают демографическую ситуацию в Псковской области.

Надо формировать поведение так, чтобы люди помнили об этом заболевании, и принимали все меры для того, чтобы не инфицироваться.

- Какие методы работы у специалистов Центра?

- Под нашим наблюдением есть дискордантные пары, когда один половой партнер имеет заболевание, а другой не имеет. И для нас принципиально, чтобы тот партнер, который не инфицирован, никогда не заболел ВИЧ.

Мы никогда к пациентам не относимся, как осуждающие учителя. Для нас принципиально важно доверие людей. А когда они доверяют – лечатся всю жизнь и лечатся успешно.

Когда доверие к врачу теряется – люди нарушают режим лечения. Начинается формироваться резистентность. То есть человек отходит от системности применения препаратов, начинаются пропуски. А вирус очень изменчивый и становится устойчивым к лекарствам. Поэтому потом сложно подобрать пациенту терапию.

Для нас также принципиально сформировать приверженность к курсу лечения и удерживать человека на этой терапии. Но сложно удерживать человека, который не верит в то, что он может долго жить, принимая таблетки, не верит в то, что существует это заболевание.

Поэтому у нас и время на работу с пациентами отличается от того времени, которое выделяет государство на работу с другими заболеваниями. У нас 40 минут. Имеем право.

- Основная часть пациентов Центра дисциплинирована?

- Да. Нам с пациентами везет. Очень хорошие, сознательные люди. Единичные исключения есть, но и с ними находим общий язык.

- Что это за люди?

- Например, есть один пациент из района. Он много лет отбывал наказание в местах лишения свободы. Вышел оттуда в очень тяжелом состоянии. Были уже такие поражения, как дырки на пятках. Не мог ходить. На свободе он очень негативно относился к здравоохранению, конфликтовал с нами.

- Как удается «побеждать» таких пациентов?

- Разные подходы, разные слова. Примеры из жизни, с которой они знакомы. Сидели в карты с ним играли.

Фото: Room’s Studio/Shutterstock.com

Game over или нет? 

- Зачастую реакцию человека на заражение ВИЧ-инфекцией: «Я умру». ВИЧ – это не game over?

- Сейчас люди стали более-менее грамотными. Все читают что-то в социальных сетях, в Интернете. Сейчас информация доступна. Последние годы таких реакций не было. Не помню такого. Прежде, чем ставить диагноз, мы всегда проводим предварительное собеседование, где убеждаем пациента, что с этим заболеванием можно жить нормальной жизнью.

Их отличает от всех только то, что они принимают наши препараты. И для того, чтобы отслеживать, как взаимодействует вирус с организмом человека, мы кого-то ежеквартально, кого-то раз в полгода тестируем по всем нашим показателям, чтобы понять, нужно менять терапию или нет.

- Бывает ли положительный тест на ВИЧ ошибочным?

- Мы не допускаем таких вещей. ВИЧ-инфекция – это диагноз на всю жизнь. У нас такого не было ни разу.

- Можете описать среднестатистического посетителя Центра?

- Мужчина или женщина от 30 до 40 лет. Люди, имеющие средний достаток. Процентов 20 работают, но уровень заработной платы недостаточно высок, вынуждены подрабатывать и перерабатывать.

В Псковской области инфицируются немолодые люди: преимущественно в возрасте 30-39, 40-49 и 50 лет.

- Можно ли будет в ближайшем будущем победить ВИЧ одной инъекцией?

- Сейчас такие препараты проходят клинические испытания. Нам бы всем очень хотелось, чтобы мы были не нужны как учреждение, которое занимается ВИЧ-инфекциями.

А мероприятия по созданию вакцины не очень удачно закончились. Когда американцы проводили клинические испытания на людях, то провели их на морских пехотинцах, но исследование прекратили по этическим соображениям – люди инфицировались.

Мне бы хотелось, чтобы люди помнили о существовании ВИЧ-инфекции. Она относится к тем болезням, от которых можно защититься. Должна быть мода на здоровье. Мы должны стремиться сохранять свое здоровье и тогда всё будет хорошо.

* * *

Экспресс-тест на ВИЧ OraQuick уже на протяжении 5 лет используется в Псковском областном центре профилактики и борьбы со СПИДом как один из достоверных методов выявления ВИЧ-инфекции.

В его достоинствах на личном примере убедился и корреспондент ПАИ. Стесняться проверять своё здоровье не стоит, поскольку в этом нет ничего предосудительного.

Михаил Синёв
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...