Проблемы подготовки водителей в Псковской области: ПАИ-live с экспертом по автошколам

15 мая гостем ПАИ-live стал инспектор по безопасности дорожного движения ГИБДД Псковской области Александр Алексеев. Он рассказал, сколько ДТП происходят по вине водителей, много ли среди участников аварий начинающих автомобилистов, какие нарушения допускают автошколы и как планируется повышать уровень подготовки их учеников и инструкторов.

- В прошлом месяце губернатор Псковской области Михаил Ведерников заявил о том, что необходимо ужесточать контроль за деятельностью автошкол, так как 84% ДТП в регионе происходят по вине водителей. Сколько аварий совершены из-за нарушения водителями Правил дорожного движения?

- Это очень серьезная тема, для нас, в первую очередь. В этом году было допущено 14 ДТП по вине водителей со стажем менее двух лет, из них 12 – выпускники автошкол Псковской области. В данных ДТП погибли 2 человека – в Красногородске и Куньинском районе. 21 человек получил ранения. В основном, такие ДТП происходят из-за малого стажа вождения. В двух случаях было выявлено алкогольное опьянение – это уже умышленное нарушение, был совершен наезд на пешеходов. Последний случай – 3 мая в Красногородске.   

- Что касается ДТП с неопытными водителями, какова их доля в общем массиве аварий?  

- 5% от общего количества ДТП совершили водители со стажем менее двух лет. Если в целом говорить о ДТП по вине водителей, то чаще всего это превышение скорости, несоблюдение очередности проезда перекрестков, не уступили дорогу пешеходам. Молодые водители порой совершают наезд на обочину за городом, врезаются в дерево.

- Вы контролируете работу автошкол Псковской области. Можете ли вы сделать неформальный вывод: нормально ли у нас готовят водителей?

- Я думаю, на среднем уровне. Есть отдельные, конечно, случаи, когда в автошколах вообще не преподают практическое вождение. Но, насколько я сейчас вижу, по итогам 2018 года автошколы работают ответственно.

- Какие главные проблемы в подготовке начинающих водителей видит ГИБДД?

- Не докатывают всех часов. Для вождения для категории В предусмотрено 56 часов. Однако иногда сокращается время занятий – вместо двух часов проводится минут 40, остальное время уходит в никуда.

- А такая информация всплывает каким образом?

- От кандидатов в водители. Бывает, и некоторые автошколы говорят.

- С этим как-то можно бороться?

- Данная информация проверяется. Но, сами понимаете, когда идет проверка ,у них уже все нормально, никто не будет показывать, что где-то ущемление. Обрабатывается каждое заявление, проводится собрание с представителями этих автошкол, а они уже сами работают с инструкторами, которые этим грешат.

- 17 апреля было совещание, на котором глава региона говорил о статистике, о том, что большая часть ДТП происходит по вине водителей. Тогда же прозвучала мысль о том, что необходимо ввести тестирование для преподавателей и инструкторов автошкол, сделать внутренние экзамены публичными при помощи трансляции в Интернете. Какие вы видите направления, которые можно усиливать?

- По внутренним экзаменам – мы поднимали данный вопрос, и пока это проводится с согласия самих руководителей автошкол – наше присутствие и представителя администрации Псковской области. Сами мы не имеем права навязывать свое присутствие. Недавно была проведена проверка трех автошкол в Пскове, тестирование проводится на высоком уровне.

- А в чем проблема внутренних экзаменов? В том, что в школе ученики показывают совсем не то, что на бумаге приносит директор автошколы перед сдачей в ГИБДД?

- Только 20% выпускников сдают экзамен в ГИБДД. Они со свидетельствами автошкол выпускаются, а каждый пятый не сдает. То есть, эти 80% можно было бы доучивать в самих автошколах, не выдавать им свидетельства об окончании. Поэтому и обращено внимание на внутренний экзамен.

- То есть внутренние экзамены формально, по бумагам, сдают все?

- Да, практически 85% у них сдают. Часть они отсеивают за непосещаемость, несдачу теоретического экзамена, площадки. А в условиях городского движения автошколы проводят экзамен с показаний инструктора – готов человек к сдаче экзамена или нет.

- Поподробнее о проверках: как они организуются, что проверяется, какие выводы?

- 7 апреля вступили в силу два приказа МВД по согласованию программ обучения и по проверке самих автошкол. В компетенцию Госавтоинспекции входит проверка учебно-материальной базы и транспортных средств, на которых обучают людей. Данные проверки проводятся при открытии новых автошкол или изменении места обучения – если новые учебные классы либо автодромы. Также мы проводим проверки по заявлениям граждан в случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью граждан – к примеру, было допущено много ДТП их водителями, либо с участием инструкторов при обучении.

- Как проверяется материально-техническая база?

- Она должна соответствовать примерным программам обучения, которые разработало Минобрнауки. Также проверяется наличие перечня оборудования, которое необходимо для обучения, - мультимедийное, экраны, стенды, вывески по Правилам дорожного движения. Мы смотрим их наличие, а также места обучения, соответствуют ли они по объему помещений. То есть, возможно ли это вообще: если автошкола выпускает 700 учеников, а у нее три рабочих места. Осматриваем наличие автодромов и в каком они состоянии: асфальтобетонное покрытие, разметка, техническая часть транспортных средств. Недавно было выявлено нарушение с газовым оборудованием – не закреплен редуктор.

- Общая статистика по таким проверкам существует? Нарушения всегда находятся?

- В год в районе 20 таких проверок проводится. В месяц примерно две автошколы проверяем. В одной автошколе из пяти находим нарушения.

- Самые распространенные нарушения?

- Это автодром, отсутствие разметки, в неудовлетворительном состоянии, либо конусы, ямочность, слабое освещение. По транспортным средствам – неудовлетворительная работа дополнительных педалей, то есть не работает сцепление, либо выжат неполный тормоз.

- Возможно ли контролировать профессиональный уровень инструкторов?

- У нас невысокие требования к инструкторам согласно законодательству Российской Федерации – наличие среднего специального образования, повышение квалификации раз в три года, стаж вождения не менее трёх лет и отсутствие грубых нарушений, за которые предусмотрено лишение права управления ТС в течение 5 лет. Здесь, конечно, есть вопросы к повышению квалификации, мало часов дается – в районе 30. Они начитку проходят, сдают теоретические экзамены и готовы обучать других людей. Я думаю, должно быть больше и теории, и практики - внутренние экзамены, вождение.

- А где у нас готовят инструкторов?  

- Этим занимается Учебный центр «Псков», Центр повышения квалификации (бывшая областная автошкола).

- На совещании у губернатора шла речь о том, чтобы объединить усилия ГИБДД и комитетов по образованию, по транспорту. Как ваша служба видит эту совместную работу, в каком направлении можно развиваться?

- С нашей стороны - приём экзаменов у инструкторов: тестирование, площадку и в условиях города. Можно им даже увеличит экзамен по времени – для учеников 20 минут, а у них до часа проводить, смотреть, какие есть нарушения. Может, ездить не по кругу, а по маршруту, который выбирает сам экзаменатор.

- Такой опыт есть в других регионах – тестировать инструкторов?

- Не слышал. Но почему бы нет.

- По итогам проверок составляется рейтинг автошкол?

- По нарушениям мы выдаем предписания на их устранение, а рейтинг составляем по другим критериям – по сдаче экзаменов и ДТП, допущенными выпускниками автошкол. Ежеквартально выкладывается информация на сайте ГИБДД, у кого сдача выше, у кого ниже. В 2019 году в Псковской области самый высокий рейтинг по сдаче в ДОСААФ Великих Лук  – у них 44% сдача, и их выпускниками не было допущено ДТП за последние  1,5 года. В Пскове на высоком уровне ДОСААФ, «Новая автошкола» – у них процент сдачи около 30, в Учебно-курсовом центре Опочки– почти 40%, высокий уровень в дновском филиале Учебного центра. Самые низкие показатели – у псковской автошколы «ВОА» и «Лидер авто» в Великих Луках. В среднем уровень сдачи экзаменов в ГАИ в Псковской области равен 20%.

- Какие-то меры возможно применять к тем автошколам, ученики которых систематически устраивают ДТП?

- Пока нет. Это будет являться основанием для внеплановых проверок: какова посещаемость, правильность ведения журналов, присутствие на внутренних экзаменах. Это совместно с Комитетом по образованию.  В таком ключе будем работу продолжать и выходить с ходатайствами о совместных выездах с администрацией Псковской области.

- Была публикация, в которой представители ГИБДД говорили о необходимости ввести административную ответственность для автошкол за низкие показатели на экзаменах. Есть ли какое-то движение в этом направлении, каких результатов можно было бы ожидать?

- По данному направлению мы работали, направляли информацию с предложениями, но в апреле Главное управление по безопасности движения России заявило, что данная мера разрабатывается на федеральном уровне, сейчас идет разработка критериев, по которым будут оценивать положение автошкол, нарушения, за которые привлекать. Я думаю, будут оценивать по сдаче и по ДТП, а также по заявлениям граждан – какие был нарекания. А по результатам – это повышение качества обучения, навыков вождения и, как следствие, уменьшение аварийности на дорогах России.

- Звучала мысль ввести прямые трансляции внутренних экзаменов автошколах.

- Конечно, к этому будут серьезнее относиться представители автошкол, не будет такого, что 3 человека сдают, а остальная группа – 27 человек – не пришла на экзамен. Это поможет такие случаи исключить. Вопрос в том, на чьей базе это будет основываться, кто будет проводить эту трансляцию.  

- Автошколы должны быть заинтересованы в открытости, прежде всего.

-Ну да, как реклама каждой автошколы.

Ульяна Ловыгина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...