Надень уже эту маску: о возможностях преодоления коронакризиса, новых налогах и бизнес-флешмобе – в интервью с Аркадием Мурылёвым

В непростое время второй волны коронакризиса ведущий проекта ПАИ-live Александр Машкарин пообщался с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадием Мурылёвым на злободневные темы: кто виноват и что делать. Если точнее – как аукнутся ограничительные меры малому и среднему бизнесу, что следует делать с налоговой нагрузкой, а также какие прогнозы экономического развития региона сейчас возможны.

Не утонуть во второй волне

– Хотя во второй волне коронавируса ограничительных мер меньше, но, судя по данным всероссийского мониторинга ситуации с малым и средним бизнесом, положение в России все-таки оценивается как плохое. На ваш взгляд, как сейчас себя чувствует бизнес в Псковской области?

– Правильно вы сказали. Большинство предпринимателей оценивают ситуацию как катастрофическую, кризисную, несмотря на то что ограничительные меры в Псковской области коснулись только некоторых сфер деятельности. Я думаю, что такая тенденция во всей Российской Федерации, поэтому выделять Псковскую область не совсем, наверное, правильно. Пока мы на той территории, где такие же ограничительные меры, как и везде. Ничего особенного не происходит. Катастрофа и кризис – да, действительно, это данные последних опросов, и это связано, как и в первой волне, с тем, что упал спрос. Большинство предпринимателей говорили, что спрос у них не восстановился. Более того, они не прогнозируют его восстановление даже в 2021 году. Поэтому они очень опасаются.

Сейчас, когда началась вторая волна и никто не видит, когда будет пик, до сих пор есть опасения, что закрытие коснется не только сферы общепита и развлекательной сферы, но и, возможно, других видов деятельности. Хотя (я неоднократно давал прогнозы), конечно же, такого локдауна, как во время первой волны, во второй не будет. Правительство это понимает и знает, что издержки очень серьезные. Но бизнес до сих пор в это не верит. И внушить им, что все будет хорошо, никто не решается.

Конечно, закрывая любой вид деятельности, государство должно предусмотреть меры поддержки для этих сфер деятельности. И вот буквально сегодня как раз состоялся вебинар с Роспотребнадзором на тему общепита относительно ограничительных мер. Все понимают, что надо сокращать количество публичных мероприятий, соответственно, сокращать контакты граждан, но в той же степени никто не понимает, где же предел этим ограничениям и когда эти виды деятельности смогут заработать в полном объеме, хотя бы чтобы восстановиться.

Конечно же, все ждали новогодних праздников: это все-таки тот период общепита, когда они нарабатывают себе капитал для того, чтобы потом вести нормальную деятельность в течение года. И более того, беря кредиты на восстановление деятельности, выданные нашими банками летом, они планировали, что до декабря смогут сохранить свой штат, заработать денег и фактически выплатить те налоги, которые скопились за определенный период. Но теперь они понимают, что с теми обязательствами, которые они на себя взяли, даже с этими кредитами под 2 % они могут не справиться.

И сегодня возникал вопрос, что необходимо уже сейчас пересматривать правила и реструктуризировать эти займы, ну и, конечно, предусмотреть другие компенсационные меры поддержки бизнеса, который сейчас находится в локдауне – в ограниченном локдауне, но он может затянуться на несколько кварталов, соответственно это целиком ляжет на экономику как муниципалитетов, области, так и федерального бюджета. Поэтому обеспокоенность очень серьезная.

Опросы, которые провели на уровне института уполномоченного, охватили большое количество респондентов, они фактически не были анонимными, были взяты из реальных кейсов, то есть отвечали реальные предприниматели. Результаты опросов полностью соответствуют действительности. Поэтому на них можно опираться при дальнейшем планировании, регулировании законодательства, в том числе по другим налоговым направлениям.

– Получается, что местный бизнес пока между двух огней. С одной стороны, никто не знает, будет ли еще хуже, а с другой – никто не может сейчас предсказать, когда все это закончится.

– Совершенно верно.

Новый год отменяется?

– На семинаре с Роспотребнадзором, о котором вы сейчас упомянули, задавали ли представители псковского общепита вопрос об ограничении работы с 23:00 до 6:00?

– Александр Васильевич сегодня на этом акцентировал внимание и сказал, что это всероссийская тенденция, рекомендация ограничить сферу общепита с 23 до 6 утра была озвучена нашим главным государственным санитарным врачом,  и последним субъектом, который на это пошел, стала Москва: они буквально недавно эти меры приняли. Хотя долго сопротивлялись. Но в Москве сохранили корпоративы, то есть никто не запрещает проведение корпоративов и других праздников до 23:00, ограничения по количеству там тоже есть.

– У нас нельзя ни того, ни другого.

– У нас отменены корпоративы, соответственно, убрали и количественное ограничение. Раньше можно было проводить мероприятия с численностью до 30 человек. Сейчас и это убрали. Конечно, довольно жесткие меры, но они продиктованы ситуацией, которая у нас возникала. Сейчас каждый день у нас растет заболеваемость. Понятно, что рост прогнозируемый, но непонятно, когда он закончится. Никто еще не может сказать, где предел. Поэтому наши органы власти в лице Роспотребнадзора и администрации области заинтересованы в том, чтобы этот рост остановить.

Каким образом это сделать? Они попытались воспользоваться мерами, которые были рекомендованы сверху. «Даст ли это результат и почему именно до 23:00? – звучало сегодня. – Давайте мы до 12 хотя бы, до часа сделаем». Но Александр Васильевич не смог сказать, что мы это сделаем в ближайшее время. Он сказал четко, что ближайшее время послаблений в рамках ограничительных мер не ожидается. Пока ситуация не станет улучшаться, о каких-либо послаблениях говорить не стоит.

Задавались вопросы про Новый год: как нам готовиться, надо же планировать гостиницы, это же все-таки туризм. Все мы знаем, что Псков сейчас в десятке посещаемых городов России в рамках внутреннего туризма, и поэтому гостиницы заинтересованы, чтобы на новогодние праздники люди приехали в Псков. Но приехать для чего? Для того чтобы просто пожить – это одно, а приехать и провести время, посмотреть какие-то достопримечательности – это другое. Третье – провести Новый год в Пскове: это тоже совсем другая история. Поэтому, конечно, наполняемость тоже будет зависеть от этих ограничений. И планировать это надо. По крайней мере, мы поняли, что если эти ограничения и появятся, то заранее: про Новый год мы узнаем не 25 декабря.

– Все новогодние поездки планируют заранее.

– К сожалению, это так. Думаю, мы не сможем узнать о том, что произойдет в короткие сроки. Фактически было озвучено, что о решении сообщат заранее, но он сказал, что «в ближайшие две недели мы посмотрим, как будет развиваться ситуация, уже исходя из этого будем предлагать какие-либо ограничения либо не придумывать ничего нового». Не было озвучено, что не будет, например, ярмарок: возможно их не будет, возможно, не будет праздников, но что не будет вообще ничего – пока такого сказано не было. Про корпоративы он сказал, что новогодних не будет, но опять же как будет двигаться дальше ситуация: вдруг сейчас пик и завтра все пойдет на спад.

– Хорошо бы, чтобы так случилось.

– Да, и все предприниматели заинтересованы в том, чтобы все так произошло. В последнее время мы запустили флешмоб…

– «Надень уже эту маску».

– Да, «надень уже эту маску». Это флешмоб, который говорит о том, что предприниматели готовы соблюдать все меры предосторожности и даже предлагают это сделать жителям области, чтобы все-таки ограничения, меры предосторожности позволили работать бизнесу хотя бы на 70 % мощности.

Выжить!

– Недавно стало известно о том, что налоговые каникулы продлены. Как оцениваете эффективность этой меры?

– Мера неплохая, но не спасет ситуацию. Это очередная отсрочка, очередное откладывание обязательств, которые накапливаются. Где накопить эти средства для того, чтобы потом отдать налоги, – этот вопрос первичен. Если их нет, то можно и дальше оттягивать, но все-таки я бы настаивал на том, чтобы государство пошло на принятие программ компенсаций этих затрат бизнесу. Можно хотя бы вернуть программу компенсации затрат на дезинфекцию, на маски, рециркуляторы и тому подобное. Возможно что-то еще предусмотреть. Возможны компенсационные меры по текущим расходам. Мы давно говорили о том, что необходимо и по ресурсоснабжающим организациям пройтись. Понятно, что тарифы установлены, но они рыночные, их можно как-то сдерживать.

Буквально вчера был звонок: «Энергосбыт» требует авансовые платежи у того же самого общепита, который переживает кризис и у которого нет сейчас средств платить вперед за свет. Как так можно? Надо пересматривать эти отношения. Ситуация уже не та, которая была 2-3 года назад. И ресурсоснабжающие организации тоже должны это понимать. Им в том числе должна быть оказана поддержка со стороны государства, что если они идут навстречу бизнесу, то им надо это компенсировать. Должна быть комплексная работа. Тот план восстановления экономики, который сейчас существует, оценивается бизнесом. Многие, конечно, его не читали, но никто не видит в нем серьезных мероприятий, которые бы помогли им восстановиться. Кроме тех кредитов, которые были выданы под 2 %.

– Что позволит предприятиям выжить и восстановиться? Может быть, не налоговые каникулы, а вообще налоговая амнистия?

– Ну да. Я сейчас хочу сказать, что, даже по данным индекса опроса, которые мы сделали, первичная проблема – это налоги. Мы давно говорим, что налоги, в Псковской области в том числе, – это достаточно серьезная нагрузка на бизнес. Поэтому в этой части, конечно, государству надо предусмотреть все-таки скидки по налогам, пониженные ставки, как это было сделано для пострадавших отраслей.

Понятно, что коснулось это очень маленького количества предпринимателей: всего 10 % субъектов МСП получили поддержку в том объеме, в котором планировалось. Буквально на днях министр экономики заявил, что отмена ЕНВД в 2021 году – это вопрос решенный. Это опять удар по бизнесу, потому что переход на другую систему – на ПСН или УСН, упрощенку, на общую систему – это все равно увеличение налоговой нагрузки. Как бы там ни заявлял заместитель руководителя управления Андрей Анатольевич, что не будет никакого роста налогов для бизнеса, это не так. Но бизнес считает свои деньги. Была сказана фраза, что это будут те налоги, которые они должны были платить и раньше, то есть все подвели к тому, что бизнес мало платил и должен платить больше. Но это все равно нагрузка, и она увеличивается.

Если бы даже сейчас дали возможность ЕНВД не отменять, а сделать некий переходный период за год, даже возможность перейти этому бизнесу на пониженные ставки, чтобы не выросла налоговая нагрузка, наверное, это было бы правильно. Сегодня звонок был по поводу общепита: мне, говорит, проще, у меня есть квартира в Санкт-Петербурге, я сейчас зарегистрируюсь в Санкт-Петербурге как ИП и буду заниматься общепитом в Псковской области, никто мне не запретит это делать, но платить налоги я буду в Санкт-Петербурге. Понимаете? Потому что ставка в Санкт-Петербурге, доходы минус расходы – 7%, так он посчитал. Говорит, патент – вроде как выгодно, но опять же в федеральный закон внесли изменения насчет страховых взносов. Да, это дает плюс, но на патентах не все предприниматели смогут работать: общепит – да, грузоперевозки – да, торговля – не вся сможет, потому что есть еще маркированные товары, которые никто не отменил. Эта реформа идет, и никакой коронакризис ей не мешает, не останавливает ее.

– Это дополнительные расходы?

– Это дополнительные расходы, дополнительные ограничения, непонимание продавцов, как работать в этой системе. До сих пор еще никто не может четко дать какие-то пояснения в этой части. Это ситуация, которая только напрягает. Нет упрощения. Власть должна была настолько все упростить в этот период, чтобы предприниматель не забивал себе голову изменениями в законодательстве или каким-то мерами, которые дали бы ему работать в законном русле, а чтобы он работал хотя бы в тех условиях, которые были до этого, и понимал, что ему нужно выживать, потому что сейчас весь бизнес выживает.

– О том, что бизнес выживает, мы говорили и весной, и летом. Сколько предприятий, представителей МСП Псковской области переживут первое полугодие 2021 года?

– Прогноз – дело неблагодарное. Я отталкиваюсь от тех цифр, которые у нас уже есть. Как бы там кто ни говорил, количество субъектов МСП с каждым годом уменьшается.

– Вне зависимости от того, есть коронавирус или нет?

– Да, вне зависимости, и эта тенденция не падает. Понятно, что коронавирус вмешался. Понятно, что ЕНВД этому тоже поспособствует. Понятно, что налог на профессиональный доход, который был введен в этом году, тоже поспособствует тому, что часть субъектов перейдет в категорию самозанятых. Количество я боюсь даже предсказывать, но оно будет минимум такое, как раньше была тенденция, 5-10 %, но, возможно, и возрастет до 15-20%. Опять же, если ничего серьезнее не будет, никаких ограничений. Если сейчас будут серьезнее вводиться ограничения по другим видам деятельности, то, возможно, и падение будет намного больше.

«Он и тебя посчитал»

– Летом говорили о том, что офис уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова готовит пакет предложений в правительство и постоянно их вносит. Те меры, предложения, которые сейчас озвучены, находят отражение в предложениях уполномоченного, который он отправляет в Минэкономразвития, в правительство? Кроме налоговых каникул, про бизнес вроде бы ничего и не говорится.

– Нет, безусловно, находит. Понятно, что большое количество обращений, и если взять доклад Титова – мы ежегодно об этом говорим – у нас по всем направлениям есть предложения, где что-либо изменить. Но по статистике, к сожалению, учитывается не больше 5 – максимум 10 % этих замечаний и предложений. Что касается коронавируса, от института уполномоченного в лице Бориса Юрьевича была масса предложений, в том числе и по изменению патентности налогообложения, упрощенности налогообложения.

Последний закон, который вышел в трех чтениях, – это как раз хотя бы часть тех предложений, которые были озвучены. Это и зачет страховых взносов, и расширение видов деятельности, в том числе чтобы дать возможность регионам это регулировать, то есть в этой части было много предложений. Понятно, что многие из них кого-то не устраивают, они в каком-то урезанном виде, но основная масса тех предложений, которая идет от бизнеса, проходит через наш институт, проходит это сито, отработку фактически по всем отраслям. Хотелось бы, чтобы все предложения учитывались.

Я тоже неоднократно вношу предложения об изменении регионального законодательства, можно говорить: вот это было учтено, это позволило какую-то ситуацию изменить. Но мы всегда упираемся в возможности нашего бюджета. Если на федеральном уровне возможностей больше, то, соответственно, там больше возможностей внести какие-то изменения. К сожалению, на региональном уровне очень мало возможностей, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. Поэтому в рамках тех возможностей, которые существуют у губернатора, наверное, это пока предел.

– В какой степени деловое сообщество в Псковской области: «Деловая Россия», РСПП, Торгово-промышленная палата – являются союзниками уполномоченного в начинаниях по облегчению жизни бизнеса?

– В большей степени являются помощниками. Я во всех своих предложениях и выступлениях всегда опираюсь на мнения основного актива этих бизнес-сообществ: в большей части – «Опоры России», Торгово-промышленной палаты, в меньшей части – РСПП.

– Бизнес покрупнее?

– Бизнес покрупнее, да. У них немножко другие проблемы, не всегда они идут в контексте с субъектами малого и среднего бизнеса, но о них тоже не надо забывать, и мы учитываем их мнения и всегда их приглашаем. Единственное, что вся эта коронавирусная ситуация сбила работу нашего консультационно-экспертного совета при уполномоченном. В этом году мы никак не можем собраться. Планировали на осень, но никак нам не сорганизоваться, потому что все-таки это живое общение, оно позволяет обсудить от начала до конца какую-то проблему, в итоге получается только собираться активом в узком кругу и предлагать какие-то изменения. Но, безусловно, эти бизнес-сообщества реально оказывают влияние и вызывают изменения, которые происходят в экономике области.

– Потери бюджета Псковской области в 2021 году от ситуации с МСП – есть какие-то оценки?

– Нет, к сожалению, я не делал анализа и прогноза, как повлияет количественный состав наших субъектов на качественное пополнение бюджета. По прогнозам, конечно, наш комитет по финансам видит, что будет рост, потому что все уже просчитали переход ЕНВД на УСН. Я месяц назад внес в рабочую группу предложение о пересмотре ставок на переходный период по упрощенке, и тут мы сразу же столкнулись с тем, что комитет по финансам сказал: мы уже посчитали, и это будут выпадающие доходы, если мы понизим ставки. То есть предприниматели еще не перешли на них, но их уже посчитали. Поэтому в этой части прогнозировать рост налоговых доходов от субъектов МСП я бы не стал. Я думаю, что он останется на том же уровне. И будет недобор, однозначно.

– Лукавая статистика.

– Да.

Самое человечное управление

– Недавно на ВГТРК был репортаж по поводу закрытия детских центров, которые находятся в подвальных и цокольных этажах.

– Да, новые правила, пожарная безопасность…

– Совершенно верно. С ними мы тоже разбирались. Действительно хотелось бы развеять опасения наших представителей бизнеса, которые находятся в этих офисах и подвалах. Тут немножко не та ситуация, которая была ранее объявлена МЧС. Многие уже знают, что был приказ МЧС о запрете нахождения мебельных магазинов и магазинов запчастей на первых этажах. Тогда было дано разъяснение, что это касается только вновь открывающихся магазинов. В этой части мы тоже сначала думали, что это так и будет, но получили некие разъяснения от МЧС, и хочу сказать: чтобы сохранить предприятия в этих зданиях на первых-вторых и цокольных, подвальных этажах, собственникам помещений надо озаботиться и внести изменения в проектную документацию.

Если же они внесут изменения в проектную документацию в части конструктивных изменений, возможности нахождения там детских центров и других подобных заведений, то проблем с органами МЧС у них не будет. Понятно, что с нового года не будет никакого массового закрытия, не надо этого бояться: не придут и не принесут предписание, мол, «уходите, вы тут под запретом». Это будет носить сначала информационный характер. Потом, скорее всего, будут рейдовые осмотры в течение года, но опять же плановые проверки запрещены, а это значит, что будут, скорее всего, внеплановые проверки, предписания.

– Внеплановые по жалобам граждан?

– Да, но закрытия и изгнания бизнеса с этих этажей однозначно не будет. Тем более я заручился поддержкой управления МЧС Псковской области, что ко всем вопросам будут подходить индивидуально и корректно и давать возможность исправить ситуацию.

– Наше управление МЧС самое человечное управление.

– Совершенно верно, я с этим соглашусь, я всегда привожу их в пример. Даже не только среди регионов оно самое человечное, но и среди других органов контроля по области.

– Мы обсуждаем коронавирусную ситуацию и ее влияние на бизнес. Пока как буквы не складываем, выходит вовсе не слово «счастье». Но тем не менее работа у Аркадия Мурылева такая, чтобы малый и средний бизнес не просто существовал, а процветал.

– Да, тут, наверное, не слово «счастье», а слово «надежда» складывается. Надежда на то, что все-таки все будет хорошо и все мы выйдем из коронавирусного кризиса здоровыми и сильными и, соответственно, и дальше будем надеяться, что экономика нашей области будет развиваться и двигаться вперед. 

Василий Тёркин
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...