Увидеть новые горизонты
4 июля Псковское агентство информации опубликовало интервью корреспондента ПАИ Ольги Тихомировой с псковичом, раллистом Александром Горлановым после его выступления на ралли "Струги Красные-2007". Тогда экипаж Михаила Гоголева и Александра Горланова со стартовым номером 4 пришел пятым в абсолютном зачете, а их команда "Laura Sport Rally Team" завоевала два Кубка – командный и Кубок Александра Невского. В сентябре на ралли "Авто-Альянс Псков-2007" Александр Горланов ехал с Андреем Бунеевым в составе команды "Free DRIVE". За нее выступили еще два экипажа: Павел Рустанович с Алексеем Кузьмичом и Чемпион России по ралли Геннадий Брославский, которому в кресле штурмана ассистировала дебютировавшая в ралли Ольга Тихомирова. И теперь настал черед Ольги поделиться с Александром Горлановым впечатлениями от гонки.
- Ольга, пройдя весь процесс от и до, ты поняла, с чего начинается ралли?
- Думаю, догадываюсь, что ты имеешь в виду. Видимо, речь о том, что ралли элитная и очень дорогая дисциплина автомобильного спорта. По этой причине выезд на каждое соревнование может быть только в одном случае: если будут найдены партнеры и спонсоры, которые смогут финансово поддержать команду. И эта гонка для нас с Брославским состоялась благодаря нашим генеральным партнерам (а теперь еще и хорошим друзьям) компании "Савва-Авто" в лице ее бессменного руководителя Виктора Ивановича Пальченкова, а также региональной компании "Номос-Лизинг" и ее генерального директора Алексея Владимировича Сахарова. Отдельную благодарность хочется выразить маркетологу компании "Савва-Авто" Наталии Рахмановой, которая проделала огромную работу по согласованию взаимодействия партнеров, организации группы поддержки нашей команды, брендированию автомобиля и экипировки. Мне кажется, эти люди, в процессе гонки ставшие нашей самой яркой группой поддержки, так же горячо полюбили ралли. Еще хочется поблагодарить компанию "РОСТЭК-Псков", которая поддерживала вас с Андреем Бунеевым, а за общую организацию гонки - группу компаний "Авто-Альянс" и ее президента Алексея Севастьянова.
- А вообще, тебе понравилось?
- Понравилось так, что я хочу продолжения! Еще на тренировках в Пустошкинском районе после нескольких проездов на боевой машине стало грустно оттого, что все это закончится, гонка пройдет, и останется только ждать следующей.
- Что именно тебе понравилось в ралли? Факт участия в соревновании, процесс подготовки, боевая езда, чувство экипажа?
- Безусловно, больше всего мне понравилась боевая езда и чувство концентрации и во время гонки, и во время тренировочного процесса в том числе. Когда читаешь стенограмму и летишь по горкам, трамплинам и поворотам на 180 км/ч, понимаешь, что ты тоже несешь ответственность за то, что происходит с машиной, с тобой и пилотом. Вряд ли еще для чего-то в жизни я так сосредотачивалась и концентрировалась. По поводу факта участия – не знаю. Все хорошо, но смущало внимание прессы, я прочувствовала, что такое быть с обратной стороны диктофонов и фотокамер, держать все это в своих руках гораздо комфортнее!
- Пугалась?
- Страшно было два раза. На тренировке под Пустошкой один раз мы криво приземлились, и после трамплина машину размашисто "крестило" три раза. Когда автомобиль скользит, а пилот его ловит на грани фола – действительно страшно. До этого, опять же, во время тренировки, в торможении перед поворотом не включилась 4-я передача, и мы еще один раз так поскользили.
- В гонке пилот не напугал ни разу?
- Нет. Создавалось впечатление, что он едет даже аккуратнее, чем на тренировке.
- Как тебе в ночи читалось?
- Включила лампочку и читала. На Mitsubishi установили четырехпрожекторную "люстру", но этого освещения было недостаточно, приходилось ехать медленнее. Плюс мне казалось, что мой свет отвлекает пилота, как это бывает в гражданских машинах – включаешь освещение, и дороги не видно.
- По ходу гонки сравнивала ваши результаты с результатами других экипажей?
- Нет. Пилот меня освободил от этой обязанности штурмана, сославшись на то, что на первый раз у меня и так работы хватает. Единственное, что я считала, так это сколько мы себе "слили" после повторных прохождений спецучастков. Сначала я удивилась тому, что ту же самую дорогу мы едем медленнее. Хотя, все логично, ко второму прохождению она разрыта несколькими десятками автомобилей, ехать сложнее. В первый день повторные спецучастки мы ехали, в среднем, на 10 секунд медленнее, а во второй день технические проблемы добавили примерно по 40 секунд к каждому предыдущему прохождению.
- Какие у тебя были самые яркие впечатления между первым и последним контролем времени - положительное и отрицательное?
- Оба момента были связаны с нашими результатами. Положительные эмоции были, когда мы стали двигаться вверх по таблице результатов на второй секции гонки, отрицательные, соответственно, наоборот. На 3-й секции поломалась коробка передач, и задача была уже – просто доехать до финиша. После очередного ретардера или крутого поворота, когда скорость автомобиля сильно снижалась, было катастрофически трудно разогнать машину, я смотрела вперед и представляла, где бы мы уже могли быть, если бы не "война" с поломавшейся коробкой. Было грустно. Но было и понимание, что в любом случае надо ехать к финишу. Доехали до седьмого места абсолютного зачета и шестого в классе N4. В итоге команда "Free DRIVE" завоевала третье место в командном зачете Кубка Княгини Ольги.
- Как тебе команда "Free DRIVE"?
- Ощутила себя в команде во время тренировок, мы были все вместе. Потом переживала за вас с Бунеевым из-за его плохого самочувствия на гонке и ваших технических проблем, за Атьса Реммельга и Янека Савельева, которых не допустила к старту техническая комиссия, за Павла Рустановича и Алексея Кузьмича, когда они четыре раза перевернулись в предпоследнем повороте спецучастка Железово, – всем вам хотелось желать удачного финиша!
- Что ты можешь сказать о работе раллийных механиков?
- Поистине потрясает их слаженность, когда машину нужно подготовить к следующему этапу гонки, и на это отводится каких-то 20 минут. Это необыкновенные люди, запредельные! Для них это – тоже гонка, в прямом смысле.
- А вообще – как тебе атмосфера в ралли?
- Ты знаешь – удивительно! При всей жесткости самой дисциплины люди в ралли – пилоты, штурманы, судьи, - очень милые! Процесс общения спортсменов в ожидании своего времени на контроле и на старт следующего спецучастка – вообще умилял и вызывал добрую улыбку. Подчеркнуто бережные, теплые и предупредительные отношения, и напоследок пожелания друг другу удачи! Искреннее участие чувствовалось и со стороны наших партнеров. Первым, кто поздравил нас с финишем гонки, был руководитель компании "Савва-Авто" Виктор Пальченков. Еще было приятно, когда на последний сервис гонки приехал генеральный директор компании "Номос-Лизинг" Алексей Сахаров, интересовался, как мы.
- Если смотреть на ралли глазами жительницы Пскова, что можешь о нем сказать?
- Если бы я наблюдала за ходом гонки снаружи, самым эффектным для меня был бы парад раллийных автомобилей перед стартом, когда они выезжали с Крестовского шоссе на стадион "747". Наверное, было бы хорошо, чтобы эта колонна могла покрасоваться и в центре города, чего в этом году не случилось. Конечно, это связано с временными неудобствами для жителей Пскова, но, я считаю, зрелищность мероприятия стоит того.
- Ты водитель?
- Я не вожу машину постоянно, просто после института сдала на права.
- После участия в гонке у тебя изменилось отношение к автомобилям, вождению машин?
- Сильно. Во-первых, появилось больше уважения к этому труду, я узнала о таких нюансах управления автомобилем, о которых раньше не подозревала. И я понимаю, что это лишь малая часть тех знаний, которыми обладают пилоты. Во-вторых, стало ясно, что навыки езды автолюбителей, которые прошли традиционную автошколу (а я себя отношу к ним) не гарантируют безопасности на дороге. Нужны умение и практические знания, которые дает контраварийная подготовка. На ралли ситуации вывода автомобиля из заноса и тому подобные возникают постоянно, то есть так проезжаются все спецучастки. По-моему, важно, чтобы большинство водителей умели быстро и правильно реагировать в конкретных обстоятельствах, а этому надо учиться.
- Желание научиться управлять автомобилем появилось?
- Желание было всегда, теперь оно стало более осознанным, я лучше представляю, что это такое на самом деле. "Но те планы, которые не подкреплены финансовыми, физическими или моральными возможностями называются мечтами". (с) Горланов.
- Что-то изменилось в твоей жизни?
- Пожалуй, изменилась оценка "качества" жизни, я увидела новые горизонты.
- Поясни?
- Понимаешь, весь гоночный процесс длился ровно одну неделю: сначала тесты, потом запись трассы, старт… Но эта неделя превратилась в маленькую отдельную жизнь, очень насыщенную и яркую, со своими страстями, быстрой сменой декораций и мгновенно меняющейся ситуацией! Я испытала, что такое настоящий риск и опасность, их присутствие позволило выйти на какой-то космический уровень эмоций и ощущения внутренних возможностей. Я ЛУЧШЕ УЗНАЛА СЕБЯ!!!
Записал Александр Горланов, фотографии Александра Лесникова,
специально для Псковского агентства информации.