Печальный финиш

Хотя за постсоветский период прогресс в общественном самосознании налицо, в головах обывателей по-прежнему каша. Народ путается как в общих вопросах, так и в частных. Поэтому постоянно требуется просветительская работа, обычная, впрочем, для приличных социумов.

 

Например, следует поставить точку в ряде мифологем, которые до сих пор многими псковичами воспринимаются как истина. Несомненно, наиболее известным брендом последних десяти лет на Псковщине было "Псковалко". Созданное в декабре 1996 года государственное унитарное предприятие быстро стало заметным даже на федеральном уровне. История "Псковалко" многогранна, остановимся на паре господствующих иллюзорных постулатах, которые давно опровергнуты жизнью, но продолжают оставаться непреложными в представлениях многих граждан.

 

Конечно, былой остроты уже нет, но до сих пор кое-кто свято верит в следующие тезисы:

 

1. Торговля водкой - высокоприбыльный бизнес, и поэтому отчисления от прибыли Псковалко должны поступать в областной бюджет в значительном количестве. А, если этого нет, значит, или всё уводится куда-то, или люди, которым поручено этим заниматься, не умеют работать.

 

2. Политика АПО Михайлова направлена на монополизацию рынка, что очень плохо, и нужна конкуренция, от которой всем будет хорошо.

 

Начнём, с первого. Никто даже не задумывался, а почему до Михайлова никто никакую прибыль в бюджет не платил, и, чтобы ставить вопрос о прибыли Псковалко, надо сначала было это предприятие создать. Ну, а самое главное, не надо было быть особо сообразительным, чтобы понять, что в условиях засилия нелегального оборота фирма, которая работает честно, не то что никакой прибыли не получит, а скорее получит убыток. Или у фирмы должны быть очень сильные лоббисты на самом верху.

 

При создании "Псковалко" никто не ставил и не мог ставить задачу заработать прибыль для бюджета, это было бы глупостью. Задача была другой - создать условия для поступления в бюджет налогов. И связка оптовый торговец - Псковалко и местный производитель - Псковпищепром имели единое управление и тем самым общий интерес. Проблема была в том, что оптовому торговцу легче всего заработать на привозном товаре, который идёт левым образом. Это быстрые и большие деньги. И чтобы избежать этого, нужно было увязать интересы оптового торговца и местного производителя.

 

Вот и вся история. Достаточно немного подумать, прежде чем говорить, и всё станет ясно. Однако думать никто не хотел. Вот несколько примеров обычной демагогии или просто потока эмоций. Вот далёкие от экономики люди рассуждают в Докладе о положении с правами человека в Псковской области: "одно только "Псковалко" теоретически при обороте в сотни миллионов рублей должно давать в бюджет в несколько раз больше чем все ГУПы вместе взятые" (ссылка). Как раз теоретически не должно, в жизни такое могло бы случиться как следствие стечения очень благоприятных обстоятельств в виде исключения. Но, ладно, правозащитники - не профи, хотя не знаешь брода не суйся в воду. А вот рассуждения эксперта-экономиста Чеснокова: "А я-то думал, что основная задача ГУП "Псковалко" - это все-таки приносить с высокоприбыльного бизнеса в бюджет солидные денежные средства для жителей области. Госпожа Тихонова, найдите, пожалуйста, в доступной вам, судя по статье, "прозрачной бухгалтерии" ГУП "Псковалко" величину прибыли этого предприятия. И мы вместе посмеемся над этой суммой. Или поплачем. На деньги, "закачанные" из восьми "пьяных бюджетов" в одно (!) алкогольное предприятие уже можно было, например, осуществить программу технического перевооружения всей энергетики Псковской области!" (ссылка).

 

А не надо было думать г-ну Чеснокову, надо было просто поинтересоваться реальной задачей у уполномоченных лиц. Задача была обеспечить приток налогов и задача была успешно выполнена. Грустная картина, конечно.

 

Но ещё печальнее, что все эти искренние и не очень заблуждения были использованы для очернения правильной политики АПО. Что показательно, многие уверовали в собственные бредни. Вот, уже избравшись, Кузнецов говорил: "При администрации Псковской области создан Наблюдательный совет по контролю за оборотом алкогольной продукции, состоящий из представителей ведущих торговых сетей и производителей алкогольной продукции. Подготовлены и подписаны мною документы, регламентирующие работу ГУП "Псковалко". В частности, будет ограничена наценка на алкоголь, который привозится из-за пределов области. Ведь что было до настоящего времени? Через "Псковалко" завозилась в область алкогольная продукция. Считалось, что это конкурент нашего "Псковпищепрома" и на каждой бутылке "чужой" водки надо крепко-крепко заработать. Теперь мы ограничиваем цифру возможной наценки. Будем определять ее с учетом издержек предприятия и, главное, выпадающей части акциза, которую можно возмещать для бюджета области за счет дополнительной наценки "Псковалко". При этом мы установили норму, что ГУПы, в том числе "Псковалко", должны ежеквартально перечислять в бюджет 80% прибыли вместо 5%" (ссылка).

 

И что же случилось с грандиозными планами? А вот что: ГП "Псковалко" уже длительное время не ведёт какой-либо деятельности, соответственно, нет и никакой бешеной прибыли. Между тем, ещё в 2002 году по обороту "Псковалко" в числе 4 предприятий области вошло в топ-150 по Северо-Западу, оборот составил в том году 667.8 млн. рублей (для сравнения Псковская ГРЭС дала 567.7 млн. рублей оборота). И вот такой финиш. Где ж прибыль то от высокоприбыльной водочной торговли? И почему никто не поясняет причину остановки деятельности "Псковалко"?

 

Реально никакой значимой политики у АПО нет. Не считать же за таковую создание ГП "Псковское качество", которое с переменным успехом пытается обложить частных оптовиков сомнительным побором - наценкой, ведущую к удорожанию продукции. Ну, немного заработают тупым вымогательством, не велика слава.

 

Так что следует констатировать, что АПО Кузнецова, хотя и сохранило юридически "Псковалко", но никакого бюджетного дохода не получило, более того, предприятие фактически выпало из числа налогоплательщиков. Разрыв связки с Псковпищепромом в совокупности с очередными федеральными новациями привёл и этого лидера по налогам к затяжному кризису, сопровождающемуся многолетним спадом производства.

 

Тут неплохо бы вспомнить и ещё один миф - безусловную благотворность конкуренции. Особо за это ратовал Савицкий. Ему всё-таки через год проволочек АПО Кузнецова выдало лицензию и он начал оптовую торговлю водкой. Однако, причём тут интересы области, да и дела у Савицкого идут так себе. Никаких чудес не произошло. Из нового - это проникновение в область оптовиков из Питера и Твери, естественно, никак не заинтересованных в местном производстве. Хорошо ещё, что созданные ранее Пищепром и его ТД "Карат" успели набрать вес и борются за место под солнцем, тем самым продолжая вносить вклад в псковскую экономику.

 

Так что пора всем, кто интересуется псковскими делами, с этим вопросом разобраться и вычеркнуть всякие сказочные представления о водке из своего арсенала. Жизнь всё расставила по своим местам. Финиш. Цена установления истины оказалась высокой, тем более надо историю усвоить.

 

Источник "ПОЛИТПСКОВЪ"

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...