13
 

Печальный финиш

Хотя за постсоветский период прогресс в общественном самосознании налицо, в головах обывателей по-прежнему каша. Народ путается как в общих вопросах, так и в частных. Поэтому постоянно требуется просветительская работа, обычная, впрочем, для приличных социумов.   Например, следует поставить точку в ряде мифологем, которые до сих пор многими псковичами воспринимаются как истина. Несомненно, наиболее известным брендом последних десяти лет на Псковщине было "Псковалко". Созданное в декабре 1996 года государственное унитарное предприятие быстро стало заметным даже на федеральном уровне. История "Псковалко" многогранна, остановимся на паре господствующих иллюзорных постулатах, которые давно опровергнуты жизнью, но продолжают оставаться непреложными в представлениях многих граждан.   Конечно, былой остроты уже нет, но до сих пор кое-кто свято верит в следующие тезисы:   1. Торговля водкой - высокоприбыльный бизнес, и поэтому отчисления от прибыли Псковалко должны поступать в областной бюджет в значительном количестве. А, если этого нет, значит, или всё уводится куда-то, или люди, которым поручено этим заниматься, не умеют работать.   2. Политика АПО Михайлова направлена на монополизацию рынка, что очень плохо, и нужна конкуренция, от которой всем будет хорошо.   Начнём, с первого. Никто даже не задумывался, а почему до Михайлова никто никакую прибыль в бюджет не платил, и, чтобы ставить вопрос о прибыли Псковалко, надо сначала было это предприятие создать. Ну, а самое главное, не надо было быть особо сообразительным, чтобы понять, что в условиях засилия нелегального оборота фирма, которая работает честно, не то что никакой прибыли не получит, а скорее получит убыток. Или у фирмы должны быть очень сильные лоббисты на самом верху.   При создании "Псковалко" никто не ставил и не мог ставить задачу заработать прибыль для бюджета, это было бы глупостью. Задача была другой - создать условия для поступления в бюджет налогов. И связка оптовый торговец - Псковалко и местный производитель - Псковпищепром имели единое управление и тем самым общий интерес. Проблема была в том, что оптовому торговцу легче всего заработать на привозном товаре, который идёт левым образом. Это быстрые и большие деньги. И чтобы избежать этого, нужно было увязать интересы оптового торговца и местного производителя.   Вот и вся история. Достаточно немного подумать, прежде чем говорить, и всё станет ясно. Однако думать никто не хотел. Вот несколько примеров обычной демагогии или просто потока эмоций. Вот далёкие от экономики люди рассуждают в Докладе о положении с правами человека в Псковской области: "одно только "Псковалко" теоретически при обороте в сотни миллионов рублей должно давать в бюджет в несколько раз больше чем все ГУПы вместе взятые" (ссылка). Как раз теоретически не должно, в жизни такое могло бы случиться как следствие стечения очень благоприятных обстоятельств в виде исключения. Но, ладно, правозащитники - не профи, хотя не знаешь брода не суйся в воду. А вот рассуждения эксперта-экономиста Чеснокова: "А я-то думал, что основная задача ГУП "Псковалко" - это все-таки приносить с высокоприбыльного бизнеса в бюджет солидные денежные средства для жителей области. Госпожа Тихонова, найдите, пожалуйста, в доступной вам, судя по статье, "прозрачной бухгалтерии" ГУП "Псковалко" величину прибыли этого предприятия. И мы вместе посмеемся над этой суммой. Или поплачем. На деньги, "закачанные" из восьми "пьяных бюджетов" в одно (!) алкогольное предприятие уже можно было, например, осуществить программу технического перевооружения всей энергетики Псковской области!" (ссылка).   А не надо было думать г-ну Чеснокову, надо было просто поинтересоваться реальной задачей у уполномоченных лиц. Задача была обеспечить приток налогов и задача была успешно выполнена. Грустная картина, конечно.   Но ещё печальнее, что все эти искренние и не очень заблуждения были использованы для очернения правильной политики АПО. Что показательно, многие уверовали в собственные бредни. Вот, уже избравшись, Кузнецов говорил: "При администрации Псковской области создан Наблюдательный совет по контролю за оборотом алкогольной продукции, состоящий из представителей ведущих торговых сетей и производителей алкогольной продукции. Подготовлены и подписаны мною документы, регламентирующие работу ГУП "Псковалко". В частности, будет ограничена наценка на алкоголь, который привозится из-за пределов области. Ведь что было до настоящего времени? Через "Псковалко" завозилась в область алкогольная продукция. Считалось, что это конкурент нашего "Псковпищепрома" и на каждой бутылке "чужой" водки надо крепко-крепко заработать. Теперь мы ограничиваем цифру возможной наценки. Будем определять ее с учетом издержек предприятия и, главное, выпадающей части акциза, которую можно возмещать для бюджета области за счет дополнительной наценки "Псковалко". При этом мы установили норму, что ГУПы, в том числе "Псковалко", должны ежеквартально перечислять в бюджет 80% прибыли вместо 5%" (ссылка).   И что же случилось с грандиозными планами? А вот что: ГП "Псковалко" уже длительное время не ведёт какой-либо деятельности, соответственно, нет и никакой бешеной прибыли. Между тем, ещё в 2002 году по обороту "Псковалко" в числе 4 предприятий области вошло в топ-150 по Северо-Западу, оборот составил в том году 667.8 млн. рублей (для сравнения Псковская ГРЭС дала 567.7 млн. рублей оборота). И вот такой финиш. Где ж прибыль то от высокоприбыльной водочной торговли? И почему никто не поясняет причину остановки деятельности "Псковалко"?   Реально никакой значимой политики у АПО нет. Не считать же за таковую создание ГП "Псковское качество", которое с переменным успехом пытается обложить частных оптовиков сомнительным побором - наценкой, ведущую к удорожанию продукции. Ну, немного заработают тупым вымогательством, не велика слава.   Так что следует констатировать, что АПО Кузнецова, хотя и сохранило юридически "Псковалко", но никакого бюджетного дохода не получило, более того, предприятие фактически выпало из числа налогоплательщиков. Разрыв связки с Псковпищепромом в совокупности с очередными федеральными новациями привёл и этого лидера по налогам к затяжному кризису, сопровождающемуся многолетним спадом производства.   Тут неплохо бы вспомнить и ещё один миф - безусловную благотворность конкуренции. Особо за это ратовал Савицкий. Ему всё-таки через год проволочек АПО Кузнецова выдало лицензию и он начал оптовую торговлю водкой. Однако, причём тут интересы области, да и дела у Савицкого идут так себе. Никаких чудес не произошло. Из нового - это проникновение в область оптовиков из Питера и Твери, естественно, никак не заинтересованных в местном производстве. Хорошо ещё, что созданные ранее Пищепром и его ТД "Карат" успели набрать вес и борются за место под солнцем, тем самым продолжая вносить вклад в псковскую экономику.   Так что пора всем, кто интересуется псковскими делами, с этим вопросом разобраться и вычеркнуть всякие сказочные представления о водке из своего арсенала. Жизнь всё расставила по своим местам. Финиш. Цена установления истины оказалась высокой, тем более надо историю усвоить.   Источник "ПОЛИТПСКОВЪ"
  • Псковскую водку пить не возможно!Покупайте лучше НЕМИРОВ!
  • К чему сея истерия?
  • предыдущему
    Для того, чтобы это написал.
  • Да, как-то бестолково написано - как будто просто кто-то сидел за столом, вел пространные речи ни о чем, а рядом кто-то слово в слово записывал. Хотели выссказаться, наняли бы хоть журналиста хорошего, который писать умеет повествования, где есть завязка, кульминация и развязка - так кажется это называется.
  • Егор
    1. Ну и что? Что мы узнали о хозяине? Какой у кого процент акций? Кого наняли управлять? Кто дело завалил? ...Пустая статья. 2.А вопрос-то жизненнотрепещущий. Завалят нас соседи двухсотрублёвым суррогатом, мало не покажется. 3. Пенсионеры в нищете, путинские (суммарно за год) 30 млн. руб вытащили у Псковских пенсионеров из кармана, повысив в 2008 г. льготнвй проездной на 50 руб. А свыше полумиллиарда в бюджет от Псковалко - как и не было. Испарились! ...Интересно, куда? И кто крайний - то? 4. Здаётся мне, эта статья - дымовая завеса, чтобы прибрать высокодоходный бизнес в частные руки. Дескать, прибыли ГУПом не добиться, видите - каковы дела. Банкротство. Надыть продать, за поллимона хотя бы. Похоже, так и будет. P.S. Кстати, а кем массово скупаются первые этажи жилых домов в Псковской области через подставных лиц? И на сколько сократился общий жилфонд области из -за этого? Один этаж в пятиэтажке - это 20% жилфонда. ...Однако!
  • Специалист
    1.Читать учитесь. Причём тут процент акций, когда Псковалко 100% в госсобственности Псковской области и командует Псковалко губернатор? Никакого, тем более высокодоходного бизнеса уже давно нет, год Псковалко вообще не работает. 2.Написано, может, и не профессионально, зато правда.
  • Чацкий
    То, что ГУП "Псковалко" постигла участь шагреневой кожи, совершенно нормально, т.к. в свое время Гавунасом и Ко исполнена схема, в соответствии с которой имущество Псковской области плавно и незаконно (потому что законных схем перехода собственности государственной в частные руки без конкурсов нет) переходит в руки Гавуноса (примерно таким же способом Кузнецов стал собственником псковского мелькомбината - там схема была несколько другой, но то же с нарушением действующего на тот момент законодательства). Оюратите внимание: учреждено ГУП "Псковалко", а вокруг него - несколько ООО и ЗАО ("Лагуна", "Псковпищепром"). Бюджетное финансирование осуществлялось на госпредприятие (ГУП), поскольку бюджетную поддержку частных фирм осуществлять напрямую нельзя, а вся прибыль через систему реализации оседала в частных предприятиях. Постепенно государственная собственность размывалась путем акционирования и сокращения доли государственной собственности - что тоже незаконно. В итоге мы имеем ЗАО "Псковпищепром" и почти уже не имеем ГУП "Псковалко" - что и требовалось для плавного перехода собственности в нужные руки. В любой момент прокуратура и иные надзирающие органы могли пересажать жириновцев (попытка была предпринятя областным УВД), но наша область оказалась заложницей федеральной политики - кинули кусок Жириновскому и закрыли глаза на проделки его птенцов. На самом деле на сегодняшний день алкогольный бизнес не очень рентабельный - велика конкуренция на рынке, поэтому Гавунас и стал вкладывать деньги. заработанные на ГУП "Псковалко" в другие проекты, "Империал" к примеру. В этом случае ему наладили бизнес за его деньги - и все там не совсем слава богу, но крутится. Перестанет крутиться, когда в город придут другие сети (судествующие не конкуренты). Работать и получать положительный результат в условиях конкуренции могут только квалифицированные специалисты, а не мордобойцы типа Гавунаса. А обставить любой неприглядный процесс в том числе и этот благородно и чинно, как видите. нет проблем.
  • Специалист
    Всё не о том. Говорили, что бизнес - оптовая торговля водкой - высокодоходный и с него мало поступает прибыли в бюджет. Было 3.5 года после смены власти, чтобы проявить себя - показать как надо прибыль в "высокодоходном" деле получать. Причём, тут Пищепром? Пищепром был крупнейший налогоплательщик, это главное. Всё спуталось в голове. Разберитесь, хотя бы в одном вопросе. К тому же в сначала надо было возродить и развить Пищепром, взять за долги в областную собственность мелькомбинат, а уже потом всё остальное. Но это отдельная тема. Хотя бы с "высокодоходностью" разберитесь.
  • Майкл
    Б.ять, не одного слова не понял! На верное начинающий пиарщик-писака испражнялся!
  • да как-же не о том, дорогой Специалист? всё правильно Чацкий говорит. пересёкся я в своё время с Алкой, тихо офигел от царившей атмосферы фальшивой значимости, близости к АПО, почитания Гавунаса как отца родного, тотальной проверки на лояльность. одни организованные выезды коллектива на встречи с боссами для создания массовки чего стоят! а сейчас, понятное дело, обиженных много. Вам ли, Специалист, не знать о буйным цветом сформировавшейся клановости во всём, что может приносить доход, и куда протянула свои щупальца за годы правления прежняя АПО. вот и выходило у Вас гладко на бумаге, а реальные деньги оседали у доверенных смежников, которые потом подло и кинули. всё, ладно. сдулась Алко-туда ей и дорога.
  • Специалист
    А может всё-таки вернёмся к фактам. Псковалко было создано для наполнения бюджета и стимулирования экономического развития. Эти задачи оно в рамках возможного выполнило. Тем не менее были постоянные и интенсивные нападки, в том числе утверждалось, что Псковалко помимо налогов должно платить и перечисления от якобы огромной прибыли в высокодоходной оптовой торговле водкой. Однако, когда власть сменилась, Псковалко не только не стала перечислять эту мифическую прибыль в бюджет, а вообще прекратило свою деятельность. Я понимаю, что Гавунас мог многих обидеть, также прекрасно представляю себе всяческий негатив, связанный с функционированием "приближённого" предприятия. Но причём тут экономика? И потом, клановости меньше не стало, если не сказать больше. Псковалко не принадлежит Гавунасу, так что никто не мешает новой АПО сделать с ним всё что угодно в плане эффективности и создания образцовых человеческих отношений. И не надо бросаться такими предприятиями, в Псковской области их не так много. Вот такая лёгкость и создаёт "атмосферу". Подумайте над этим.
  • Alexander
    Помнится когда Кузнецов валил Михайлова "Псковалко" было пунктом нумбер 1. Де прибыли не дает, а еще и из казны каждый год дотации все круче. Михайлов бяка. Не долго музыка играла. У нонешнего опять "Псковалко" жирный поглотитель дотаций. :)))
  • Экономист
    Специалист немного лукавит. У Псковалко может быть и не было прибыли. Но это только одно звено длинной цепочки алкогольного бизнеса. И т.к. все участники бизнеса были "немного" аффилированны (Гавунас - конечный крупный собственник Пищепрома - одновременно зам. губернатора, курирующий Псковалко и алкогольную отрасль, а также Салопов - бывший директор одновременно на обоих предприятиях), то в каком звене (читай "в какой фирме") сделать прибыль, принималось в одном месте. Экономика алкогольного бизнеса тут более чем ясна - высокодоходность псковского алкогольного бизнеса доказывается двумя очевидными фактами: 1) Личным благосостоянием Гавунаса (крупного собственника Пищепрома), до прихода в Псковскую область не считавшегося серьезно богатым человеком. 2) Огромными инвестициями в Пищепром со стороны частных инвесторов (через несколько выпусков акций и, соответственно, размывание доли области), которые разумные частные инвесторы никогда бы добровольно не вкладывали, если бы он не был достаточно доходным. При всем при этом, естественно ни о каком "заваливании", "национализации" и прочей "деприватизации" речи быть не может - что было, то было. Сейчас Гавунас - крупный бизнесмен - его личные интересы (как собственника) сильно пересекаются с интересами региона. Должна быть помощь друг другу и поддержка, естественно только не за бюджетный счет.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...