Индиго

Россия, 2008. Режиссёр – Роман Прыгунов.

Псков

На фото: кадр из фильма

Российские кинематографисты всё чаще поворачивают голову в сторону своих американских коллег в надежде найти в их творческих изысканиях что-то свежее, новое для своего зрителя. Картина "Индиго", признаюсь честно, вызвала у меня ощущение аналогии с уже увиденным. Сверхлюди, сверхвозможности – этакие "Человек-паук", "Три икса" в представлении русского человека. Есть, конечно, различия, но они не столь существенны, чтобы фильм в целом назвать открытием, дать ему лестные характеристики. Напротив, слишком много вопросов, слишком много шероховатостей, слишком много серого, угловатого, необрубленного, нуждающегося в сильной руке мастера…

 

К теме уникальных людей, не таких, как все, с какими-то природными данными "сверхчеловеков" российские кинорежиссёры уже обращались. И не так давно. Достаточно вспомнить картину "Меченосец". Этакая игра с вымыслом в прыжке к психоанализу. Не слишком удачная, замечу, работа. А так хотелось авторам привнести что-то своё, родное в тему "Руки-ножницы". Ну и пусть наш герой с "червоточиной", и пусть он не супермен, летящий на крыльях ночи спасать мир от злобных и коварных монстров, маньяков и прочих тварей. Наш Бэтмен – это ранимая, испытавшая сильное потрясение в детстве, фигура. И поступки, и сама личность его вызывают у зрителя не восторг, а, скорее, жалость. Вот она особенность русского человека – протянуть руку помощи юродивому и раздавить ненавистью того, у кого на поверхности нет ни одной трещинки.

Псков

На фото: кадр из фильма

"Индиго" – это картина о группе подростков с уникальными способностями: один чувствует себе подобных на расстоянии, другая говорит с животными, третий ауры видит и так далее, и тому подобное. Уникумы, одним словом. (Как объяснила одна из героинь? Почему индиго? Потому что у них аура цвета индиго – фиалкового). И на протяжении всего фильма за этой "фиалковой" группой кто-то охотится.

 

Сценарий, как оказалось, множество раз редактировался, переиначивался, оттачивался. В результате в основу картины легло творчество двух авторов – Алексея Тимма и Валентина Спиридонова. Но, на мой взгляд, данное обстоятельство - "одна голова хорошо, а две – лучше" – этой самой мудрости не прибавила. Сценарий сыроват, техничен, выстроен из шаблонов, из привычных до тошноты кусков, так часто используемых в других кинокартинах. Фильм в результате воспринимается не как нечто цельное, а всего лишь как лоскутное одеяло, в которое вшили куски самых разных тканей – от бархата до мешковины.

Псков

На фото: кадр из фильма

Главный вопрос, который возникает после просмотра картины "Индиго": для какого зрителя этот фильм? С одной стороны, глядя на перечень имён молодых занятых в этой картине актёров (Николай Ефремов – сын Михаила Ефремова, Никита Пресняков – сын Кристины Орбакайте, Иван Янковский – сын Филиппа Янковского), хочется верить, что пойдут в кинотеатр юные зрители, ровесники исполнителей. Ан нет, авторы ограничили свою аудиторию, отметив, что детям младше 13 лет фильм смотреть не рекомендуется. Тогда для кого он? Для родителей этих детей? Но в таком случае нет в картине ни глубины, ни остроты. Лишь "красивость" и "попса" юношеской дружбы, первой любви. Лишь копирование интриги  - зеркальная расстановка хорошего - плохого героев – профессоров Ирины Сергеевны (Мария Шукшина "Приключения мага", "Брежнев", "Я тебя люблю", "Узкий мост") и Вадима Борисовича (Гоша Куценко "Любовь-морковь", "Всё могут короли", "Ночной дозор", "Дерзкие дни", "Антикиллер").

 

Кстати, если анализировать актёрскую игру и подбор актёров, сразу обращаешь внимание на огромную разницу между настоящими актёрами, между детьми и приглашёнными "звёздами". Одно дело – смотреть на игру Михаила Ефремова ("9 рота", "12", "День выборов", "Диверсант", "Московская сага", "Ленинград"), который даже в эпизодической роли очень гармоничен и характерен. И совсем другое дело наблюдать в картине попытку приблизиться к киноискусству Андрея Малахова. Как он был ведущим программы, так он им и остался. Хорошо, что играет самого себя. Но его диалог с Шукшиной – нелепая сцена – да, продумана была авторами, введена для обоснования темы, но как противоположны друг другу два эти человека. Актриса переиграла, телеведущий не дотянул до актёрской игры. И, конечно, молодые исполнители главных ролей – Иван Янковский в роли Андрея Каляева ("Приходи на меня посмотреть"), Анастасия Ричи – Таня ("Мёртвые дочери", "Побег", "Внук Гагарина", "Семейка Ады", "Проклятый рай"), Роман Шмаков в роли Жеки ("Карамболь", "Юрьев день", "Взрослая жизнь Полины Субботиной") – увы, выглядят не совсем убедительно.

Псков

На фото: кадр из фильма

Обращает на себя внимание персонаж Артёма Ткаченко ("Меченосец", "Папа", "Русский треугольник") – Павел Максимович Сошин. Вот уж на кого смотришь и выделяешь из группы лиц не просто фигуру, а судьбу, трагедию ребёнка-индиго, ставшего маньяком. И весь фильм ищешь ответы на вопросы, заданного именно этим персонажем – страшным, измученным, утратившим себя в море человеческих манипулятивных игр.

 

А прочее зачастую вызывает лишь улыбку. И мелькание картинок – смонтированных между собой цветных и чёрно-белых кадров, которые по замыслу авторов должны создать определённое настроение, вызвать волнение, тревогу. Вначале включаешься в эту зрительную игру, но потом слишком быстро устаёшь, раздражаешься и, наконец, смеёшься над очередным "моргающим" монтажным рядом. С иронией воспринимаешь компьютерного гения и его "сверхспособности". Непонятны сцены с некоей вещающей головой – авторы так и не указали, кому она принадлежит, эта деталь просто выпала из сюжета. Сомнения вызывают сверхспособности "предводителя" группы детей-индиго Андрея. И это всё, на что он способен? Кровотечения носом и обрывочные видения?

 

Много вопросов и к финальной сцене фильма. Так и хочется спросить авторов: что они хотели этим сказать? Зачем герои приходят в школу для детей-индиго и почему после смерти профессора там ещё обитают её подопечные? И, конечно, неприятное впечатление оставляют "липкие фантики" – эпизоды-шаблоны. Сцена с падением автомобиля, финальный проход главных героев, большинство сцен со связанным героем в кресле из кабинета врача-стоматолога. Опа, я это уже где-то видела, хочется воскликнуть при их появлении…

 

Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...