Реклама, зовущая в ад
Лохмотья истоптанных рекламных газет, валяющихся под ногами у почтовых ящиков, для многих из нас стали привычным макулатурным явлением, и даже настолько привычным, что теперь не раздражают ни нас, жильцов - недобросовестных читателей, ни уборщиц, изредка навещающих родные смрадные подъезды...
На фото: буклет
На этот раз, извлекая из ящика почту, среди бесцветных квитанций о неоплате за коммуналку и прочего бумажного хлама, в глаза бросился яркий буклет, горделиво, выделяющийся среди своих собратьев. Привлекающий внимание своим сочным цветом он явно призывал заглянуть в своё содержимое. Атласное на ощупь целлюлозное издание предстало во всей своей красе и предлагало посетить одно из самых известных заведений города. В милой стихотворной форме один за другим перечислялись кулинарные шедевры, от названия которых хотелось бросить всё и немедленно очутиться в этом заветном райском уголке, дабы сразу приступить к делу - поеданию птицы и орехов вперемешку с ветчиной, морскими деликатесами, отведать сытных пельмешек с чудо-осетриной, мяса по-французски и на закуску - жаркое по-русски. Отдельно в воображении возникли описанные в буклете дымящиеся от пара вареники с клубникой и вишнями, а следом за ними "сладкие, словно поцелуй" блинчики с творогом.
Ради усиления райских ощущений захотелось всё это запить вином, благо предложенная в буклете карта вин демонстрировала их изобилие и широкую географию происхождения. Заключительным аккордом сего рекламного творения стала выписанная курсивом неожиданная фраза. "Наше разнообразное меню позволяет каждому гостю выбрать блюда и напитки по вкусу и способствуют сохранению фигуры. И всё-таки мы подумываем, не разместить ли нам над входом знаменитое изречение Данте, перефразировав его в добрый совет: ОСТАВЬ ДИЕТУ ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ!"
Перечитав ещё раз последнюю фразу, я не поверила своим глазам, на меня как говорят в народе, напал столбняк. Оцепенение и ужас нахлынули разом, поскольку шутка, приписанная в приглашении, мгновенно воскресила гениальную, хорошо известную всем фразу - "ОСТАВЬ НАДЕЖДУ ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ", которую Данте в своём известном произведении начертал над входом в АД!
Известно, что сие зловещее приглашение не в райские кущи, а именно в Ад, где Данте вместе с читателями проходит испытания и узнаёт подробности мучений, видит злобные игры адских служителей и многие другие ужасы, открывающимися перед нашими глазами. Уже с первых строк читатель переживает страх от всех картин начального круга, описанных Данте:
Обрывки всех наречий, ропот дикий,
Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканье рук, и жалобы, и всклики
Сливались в гул, без времени, в веках,
Кружащийся во мгле неозаренной,
Как бурным вихрем возмущенный прах.
Конечно, любому предпринимателю, денно и нощно занимающемуся бизнесом, времени на Данте нет. Вероятно, именно по этой самой причине - из-за дефицита времени - руководитель заведения и не заподозрил в этой игривой фразе никакого подвоха. В свою очередь, местные умельцы из мира рекламы, скорее всего, убедили его, что сей опус ни что иное, как "изящный креатив", поднимающий престиж предприятия в глазах у населения и конкурентов. Впрочем, расторопные конкуренты могут изречение Данте растянуть на другие фразы и злые шутки, как это сделал, например, известный шоумен Николай Фоменко, призывающий в своей программе оголиться - "ОСТАВЬ ОДЕЖДУ ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ!".
Возвращаясь же к теме и буклету, где Данте оказался жертвой диеты, мне почему-то вдруг разом расхотелось пробовать и блинчики, и супчики, и даже куропаток. А под маршрутом, где стрелками указан путь к заведению, вдруг захотелось написать: "ЗАБУДЬ ДОРОГУ ВСЯК СЮДА ИДУЩИЙ". Вероятно, в будущем у конкурентов и местных выдумщиков-рекламистов могут появиться и другие предложения. Впрочем, рассматриваются все варианты. Да и Данте будет не в накладе, если кто-то в следующий раз откроет сие бессмертное произведение и, прочитав, напишет своё продолжение, свою комедию и даже, вполне вероятно, божественную, если, конечно, калейдоскоп мыслей не захлестнёт очередного местного поэта Ляписа Трубецкого своими феерическими замыслами.
Лавли Рита,
специально для Псковского агентства информации.