Ещё по 50 – и можно закругляться
Намедни в галерее Союза художников на улице Ленина "на троих соображали" человек сто - не меньше. Причём многие высказывали свои соображения вслух, потому что 50 лет – это хороший повод сказать человеку в лицо всё, что вы о нём думаете, а 150 лет – втройне хороший повод. А чтоб он таким и получился – "втройне"! – виновники этого торжества (художники Семёнов, Захаров и Бердышев) сложили свои полтинники и получили "150 на троих" – юбилейный вернисаж, где всего - и картин, и поклонников, и панегириков - было умножай на три.
Получился такой Юбилей Юбилеевич Юбилеев, которому и от начальства кое-что перепало:
"Высшая" награда нашла героя.
- от областного комитета по культуре и туризму "высшая", как её назвал заместитель председателя Владимир Куприн, награда – грамота "за активную творческую деятельность и в связи с 50-летием" (три грамоты);
- от городского комитета по культуре - недавно изданная книжка стихов Александра Гусева (три книжки);
- от секретариата Союза художников России - поздравительная телеграмма (одна на всех, зато под грифом "люкс").
Череду неформальных поздравлений открыл старейшина и основатель Псковского отделения Союза художников Александр Силин. Он сказал, что все вместе юбиляры напоминают ему былинную троицу богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича – "с ТАКИМ напором, с ТАКОЙ изобразительной силой, с ТАКИМИ творческими поисками"!
Александр Силин: "Трудно первые 50 лет".
"Ильёй", по его версии, является "хоть и худенький" Сергей Семёнов. Ну, а Алёшей Поповичем, "конечно же", Владимир Бердышев – "маленький, но живой, энергичный, он ещё многого достигнет!"
- Пора прошла у вас хорошая... 50 лет: учились, женились, устраивались… Дальше, до 100 лет, вам предстоит долгая, трудная, но уже более творческая дорога, - напутствовал юбиляров Александр Семёнович. - Потому что всё обдумано, всё испытано, всё найдено, теперь только продолжать. Желаю вам больших творческих успехов и ещё желаю: оставайтесь всегда в хорошей дружбе, помогая друг другу.
Богатырская наша сила (слева направо): Николай Захаров, Сергей Семёнов, Владимир Бердышев.
На вопрос "Что такое 50 лет для художника?" наши чудо-богатыри отвечали так:
Владимир Бердышев: "Определённый рубеж, определённый багаж за спиной, и предстоящий путь с этим багажом".
Сергей Семёнов: "Это только начало творческого пути".
Николай Захаров: "Поддерживаю полностью. Опыт накоплен, теперь можно взяться за дело по-настоящему. И патроны есть, и снаряды есть…"
"Батальную" тему в творчестве Николая Захарова неожиданно поддержала директор галереи "На Бастионной" Ольга Кошелькова:
Ольга Кошелькова: "А ты такой холодный, как айсберг в океане...", "А я ёжиков люблю!", "Вот что значит настоящий, верный друг!"
"У меня такое ощущение, что пройдёт совсем немного времени и он "выстрелит". Потому что из всех троих он самая большая энигма. По-моему, Псков Захаров для себя ещё не открыл. Захаров ведь появился у нас не так давно (его Бердышев соблазнил сюда приехать) и остался, очарованный уже самим Псковом. Но он всё ещё слишком "другой" и всё ещё, как мне кажется, в поиске самого себя. Лично для меня его живопись жестковата, суховата, я бы сказала, что это по-немецки педантичная живопись, несмотря на то, что сам Захаров - сибиряк.
Николай Захаров "Никольский храм в Устье".
- Но в некоторых его работах что-то такое неожиданно прорывается ("Ой, и это тоже Захаров?"), что я лишний раз убеждаюсь: мы воспринимаем Захарова слишком поверхностно. У него есть такая заслоночка, которую он ещё до конца не приоткрыл, что-то в своей живописи он всё ещё не договаривает… В ней слишком много головы, слишком мало эмоции и в этом они с Бердышевым полные противоположности.
Владимир Бердышев "Автопортрет".
- Тот, как раз наоборот, человек-эмоция. Зато и идеями фонтанирует так, что будь здоров! Бердышев – он то мягкий и пушистый, то такой ёжик, что мама не горюй! В любом случае он очень интересный во всех отношениях человек – это без натяжек. Но слишком, может быть, эмоционален. Его ТАК иногда заносит… Хотя при всём при этом он, конечно, настоящий профи. Уж если у него живопись по ткани – то это мастерски, это виртуозно! И он горы свернёт, если захочет. Когда мы монтировали с ним "На Бастионной" одну из последних выставок с его участием, то как только определились с идеей, он до того увлёкся и так впахался, что от него не было никакого спасения. В результате буквально за несколько дней до вернисажа он написал и притащил ещё целую кучу своих работ ("Мне показалось, что чего-то не хватает").
- А Сергей Семёнов – он же романтик. Это по его живописи сразу видно. И ещё не забывайте, что он роскошный театральный художник и мастер на все руки. Когда мы делали его первую персоналку (я её никогда не забуду!), то там было море кукол: из металла, из дерева, из папье-маше, из чего угодно! А ещё он реставратор, коллекционер, тонкий знаток искусства и успешный бизнесмен. И если бы ТОЛЬКО это… Он же подлинный ДРУГ! Сегодня, если помните, исполнилось 40 дней, как не стало Лёши Маслова. Так вот, если бы не Серёжа, я не знаю, как бы мы отправляли Алексея в последний путь. Семёнов обо всём позаботился. И даже этот пример очень ярко его характеризует. Когда он рядом, то, знаете, есть уверенность, что всё будет в порядке. Потому что случись что – "Серёжа, да?" – "Да". Он поможет".
Михаил Кузьмин (справа) Тинчу Рязанову: "Семёнов - наше всё!".
Как выяснилось, среди псковичей есть настоящие фанаты Сергея Семёнова. Один из них – сотрудник газеты "Время псковское" Михаил Кузьмин. Как только публику пригласили к созерцанию выставленных в галерее картин, он тут же подвёл своего приятеля, фотографа Тинча Рязанова, к одному из полотен Семёнова (картина называется "Троицкий собор. Первый снег") и стал крайне восторженно и, главное, со знанием дела расписывать достоинства этого произведения искусства:
Сергей Семёнов "Троицкий собор. Первый снег".
"Это же блестящее воплощение находок постимпрессионистов в современной форме! Это же сделано в присущей им манере лессировки, трёхслойной живописи и с фантазийными идеями, которых нет в самом изображаемом предмете, но благодаря которым возникает образ неземной красоты!"
Владимир Куприн и бердышевский "Путник, с тоской озирающий даль". Найдите десять отличий.
"Я не очень-то силён в живописи, - признался мне заместитель председателя областного комитета по культуре и туризму Владимир Куприн, - но если Вы спрашиваете, кто из этих трёх художников мне нравится больше всего, то это, конечно же, Бердышев. У нас сейчас в доме Советов открылась ещё одна выставка, где в числе прочих есть и его произведения – батики. Так что я его работами и тут, и там любуюсь".
Ольга Миронович,
Псковское агентство информации.