Возвращение мушкетёров
Россия, 2009 год. Режиссер – Георгий Юнгвальд-Хилькевич
- Ты смотришь эту чушь, Малкольм?
- Да, смотрим, отец.
- А моя любимая дочка Памела тоже смотрит этот бред?
- Да, папочка. Это последняя серия "Повести о двух городах".
- Погодите… Это же костюмное!! Неужели вы и правда хотите это смотреть??? Никогда не мог подумать, что вы будете смотреть костюмное! Тьфу! Прям настроение испортили...
Диалог из фильма "Как раздражать людей", Великобритания, 1968 год.
Перед просмотром никаких иллюзий не строил. Ещё год назад, прочитав аннотацию к фильму, мне всё стало понятно. Однако оставалась надежда, что этот без преувеличений гениальный режиссёр, создатель любимого всеми в нашей стране "Д Артаньяна и трёх мушкетёров" просто скрывает от зрителей истинный сюжет картины и пудрит мозги, чтобы сохранить интерес к событию. Была такая надежда. Но, увы…
На фото: кадр из фильма (фото с afisha.ru)
За свою долгую и насыщенную жизнь великолепная четвёрка повидала многое. И разменяв очередной десяток лет, всё продолжает искать приключения. Портос (Валентин Смирнитский) и Арамис (Игорь Старыгин) всё плетут интриги. Атос (Вениамин Смехов) много думает и сомневается. А Д Артаньян (Михаил Боярский) наконец-то дослужился до главного генерального фельдмаршала всея Франции. И в один миг все герои погибают от самоубийства, рук врагов и чугунного пушечного ядра. На этом, следует отметить, идеи Дюма заканчиваются, и начинаются фантазии режиссёра и сценаристов. На небесах герои вновь воссоединяются и не без удовольствия наблюдают за жизнью в стране. А происходит в ней следующее. Подлый кардинал Мазарини похитил сокровища Франции. Теперь Её Величество Анна Австрийская (Алиса Фрейндлих) не может платить по своим счетам, да ещё и народ почему-то возмущается… Но у мушкетёров есть бравые наследники, которые придут на помощь королеве в трудную минуту и попытаются отыскать народные богатства. Мушкетёры решают помочь своим детям в этой неравной борьбе с вселенским злом и возвращаются в настоящий мир.
Правду говорят – гениальность в простоте. Зачем же создатели фильма пошли по такому сложному пути, непонятно. И поражает это творение вовсе не сюжетом. Есть множество мелочей, они сливаются в один мощный ком, подобный снежному, к которому с каждым метром прирастает тонна негатива. Завязка с воскрешением мушкетёров по шкале бредовости не может сравниться с интригами кардинала Мазарини. Кто-нибудь понял, как бюджет Франции уместился в небольшом элегантном сундучке? Почему от жаждущих его тела убийц, Мазарини скрывается в кардинальском наряде? В чём заключалась задумка Кольбера? Словно два сценариста писали каждый свою версию, а затем режиссёр решил причудливо объединить эти сценарии. Причём проседания сюжетной линии особо подчёркиваются небывалым и чудовищным по меркам современного кино монтажом. Герои то выпадают из сюжетного поля, то неожиданно на нём появляются. Никакого объяснения, разумеется, ждать не приходится.
На фото: кадр из фильма (фото с afisha.ru)
Подбор актёров тоже один большой вопрос. Детей мушкетёров сыграли просто ужасно! Дмитрий Нагиев вроде был неплох. Но весь фильм он копирует образ сына миледи Винтер, блестяще сыгранный Виктором Авиловым в "Мушкетёрах. 20 лет спустя". И каково было удивление, когда начинается сцена прям из индийского кино про "я твой сын, а я твой мать", и Леон оказывается сыном Портоса!
Справедливости ради отметим, что "старые" мушкетёры смотрелись хорошо, без лишнего пафоса, отлично отыграли свои роли. Был момент, когда горящий фитиль грозил взорвать не только бомбу, но и Арамисёнка, Портосёнка и Д Артаньяновну. Эх, думал я, взрывайся! За вас врагам отомстят папики! Представьте, вот бы кино началось! Но не случилось, а жаль.
Музыкальная составляющая фильма это, как говорится, отдельная песня. Впечатление от неплохих композиций в исполнении Боярского рубятся на корню при первых звуках шедевра "Мы – команда". Это издевательство над зрителем к тому же сделали центральной музыкальной темой фильма. А спецэффекты… Бекмамбетов сейчас наверное причмокивает! Уж без разбивания стёкол в 3D и замедленного полёта ножей с пульками можно было бы вполне обойтись. И, конечно же, нельзя не сказать пару слов о костюмах. Выглядят они очень неестественно. Такое ощущение, что актёрской группе выдали реквизит из костюмерной сериала о "Бедной Насте". Получилось, выражаясь монтипайтоновским языком, костюмное. Причем "костюмное" в худшем понимании этого слова.
На фото: кадр из фильма (фото с afisha.ru)
На мой взгляд "возвращения" не получилось. Повторяется сюжет первого фильма, слишком много переснятых сцен, чересчур упрощены роли второго плана (вспомните миледи и Ришелье – то были фигуры). Это больше напоминало пародию на фильм "Д Артаньян и три мушкетёра". В целом, интересно было бы посмотреть, что получится, если в центр истории вновь поставить "старых" мушкетёров. Как их вернуть, спросите вы? Голливуд уже все ходы придумал. Можно снять "Мушкетёры. Начало". Или "Мушкетёры на Том свете" - ведь и в загробной жизни наверняка есть свои заговоры! Всё ограничивается фантазией. А режиссёру со сценаристами, как мы видим, её не занимать.
Валерий Кузьмин,
специально для Псковского агентства информации.