Однокашники.ру

По одним источникам, этот выходец из земли Гессен был этническим русским немцем, по другим – этническим русским евреем. Его называли королём петербургской фондовой биржи, его векселя свободно конвертировались повсюду за границей, а его слово ценилось ещё выше векселя.

 

Его звали барон Штиглиц, и когда-то эта фамилия была известна в мире ничуть не меньше, чем фамилия Ротшильд. Этот русский (специально для "псковских националистов" уточняем – русский!) Ротшильд жертвовал на благотворительность во сто крат больше царской семьи, а сам по многу лет ходил в одном и том же стареньком пальто и, обожая театр, всегда покупал себе дешёвые билеты в самые последние ряды партера.

 

Ещё пунктик. Он хранил своё поистине огромное состояние только в русских банках. А когда другой видный финансист заметил, что это очень неблагоразумно (мол, нельзя держать все яйца в одной корзине, или как там они по тем временам это называли?), Александр Людвигович Штиглиц возразил ему таким манером: "Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние". Вот, значит…

 

О чём это я? Ах да! - о новой выставке в галерее "На Бастионной", где нынче представлены работы шести псковских выпускников знаменитой "Мухи" – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Игнатьевны Мухиной, которое с 1994 года переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а с 2006 года носит имя Александра Людвиговича Штиглица.

Псков

На вернисаже псковская художница Вероника Кучеровская, являющаяся, между прочим, не только выпускницей ЛВХПУ, но и дочерью одного из преподавателей этого знаменитого художественного училища, устроила презентацию "Мухи".

Псков

Виктория Кучеровская про Александра Штиглица и не только.

Презентация эта пришлась очень к месту и, тем более, ко времени, потому что произошла не только на фоне произведений псковских мухинцев, но и на фоне докатившегося до России финансово-экономического кризиса. Сразу подумалось: а такой ли уж он финансовый, такой ли уж экономический? И всегда ли верно утверждение, что "мухи" отдельно, а "котлеты" – отдельно?

 

"ВЫ, НЫНЕШНИЕ, НУ-ТКА!"

Итак, барон Штиглиц основал будущую "Муху" в 1876 году, пожертвовав колоссальную по тем временам сумму – 1 миллион рублей золотом. Единственное, о чём он попросил, - это чтобы первому в России училищу технического рисования было присвоено его имя, что и было сделано, хотя, как показали дальнейшие события, и не надолго.

 

Самое обидное, что 20-х годах прошлого века большевики не только прикрыли детище Штиглица за ненадобностью, присоединив к Академии художеств, но и разбазарили фонды образовавшегося при нём музея, на обустройство которого барон присовокупил незадолго до своей смерти ещё 5 миллионов рублей. Из-за чего возрождённое после Великой Отечественной войны в том же здании художественно-промышленное училище опять начинало с чистого листа и уже под другим громким именем – скульптора Веры Мухиной. А восстановленный только в конце восьмидесятых музей училища теперь больше известен своими интерьерами, нежели коллекцией.

Псков

Молодёжный зал музея Мухинского училища.

Но это всё произойдёт позже. Вернёмся во времена барона Штиглица. Не знаю, как в других городах, но в Пскове у него очень скоро нашлись последователи в лице четы Фан-дер-Флитов, стараниями (и капиталовложениями) которых у нас в городе в 1913 году тоже была открыта художественно-промышленная школа. К сведению всё тех же "псковских националистов", Николай Фёдорович Фан-дер-Флит был выходцем из Голландии и оставил по себе добрую память не только тем, что в здании его имени теперь располагается картинная галерея Псковского музея-заповедника, но ещё и тем, что в своё время издавал на собственные средства Пушкина и Гоголя, чтоб продавать их потом на базаре, что называется, по доступной для крестьян цене.

 

Для сравнения: Абрамович тратит на "Челси" примерно 2 тысячи рублей в минуту, а самый богатый на сегодня россиянин Михаил Прохоров известен в народе разве что скандалом в Куршавеле, когда французская полиция арестовала его по подозрению в причастности к организации международной сети проституции.

 

"ЗАТО ПО ЛИНИИ БАЛЕТА"

"Вот и с космосом проблемы, - сокрушалась на открытии выставки в галерее "На Бастионной" заместитель председателя городского комитета по культуре Вика Чубченко, - Спутники сталкиваются… И только люди творчества продолжают радовать нас своим искусством, заставляя верить, что всё у нас ещё возродится и ничего ещё не закончилось!".

Псков

Владимир Бердышев. "Северная песня".

Со стороны может показаться, что у людей творчества, и правда, нету других забот, кроме как "радовать". А на самом деле, с них теперь вдруг тоже стали спрашивать по гамбургскому счёту. Их теперь пытают "Против кого вы, мастера культуры?", им пеняют на нестремление "к пересозданию всего этого несовершенного и прекрасного мира", упрекая в отсутствии "сверхзадачи", и велят "соотносить с Абсолютом" "каждый штрих, каждый холст свой и лист".

 

Выступая на вернисаже мухинцев, искусствовед Тамара Шулакова даже порадовалась, что у нас, в Пскове, наконец-то возобновились настоящие художественные баталии, имея в виду развёрнутую "Псковской губернией" дискуссию про людей, которые "именуют себя художниками, думают о себе, как о художниках, живут с внешними, социальными атрибутами художников (и даже – насколько получится – за счёт одного этого занятия)".

 

"Это по крайней мере, что-то новое, не мертвечина. Так что подключайтесь все!" – призвала Тамара Васильевна собравшихся в галерее "На Бастионной" и сама же подлила масла в огонь, заявив, что присущая мухинцам "удивительная декоративность" "она каким-то совершенно странным образом выглядывает даже из внешне непривлекательных, очень страшных по цвету работ Владимира Бердышева", подразумевая спрятанные в одном из галерейных закутков бердышевские "Лики" I, II, III.

Псков

Одна из "непривлекательных, очень страшных по цвету работ Владимира Бердышева".

Впрочем, на этот раз интеллектуальной свары не получилось, потому что сказано это было не в осуждение художника Бердышева, а, скорей, в поощрение его профессиональных исканий (Тамара Шулакова даже заговорила басом, демонстрируя произведённое на неё этими "ликами" впечатление).

Псков

Валентин Решетов: "Муха" всегда противостояла.

А потом ещё выступил художник Валентин Решетов и доходчиво объяснил публике, почему нельзя мерить выпускников "Мухи" академическими мерками:

"В Питере есть три школы: "Муха", академия и ЛИСИ (я сам ЛИСИ закончил). Не буду ударяться в тонкости, но противостояние между ними всегда чувствовалось. Академическое образование – это где-то засушенность. То есть, правильная живопись, правильный рисунок, построение – ну всё что нужно для того, чтобы заработать пятёрку. Академисты – они все более или менее нормальные. А мухинцы – это волосы, Казанский собор, встречи… где-то не очень правильное поведение. "Муха" всегда ассоциировалась у нас с чем-то свежим, новым, чего мы ещё не знали. Ага, это Малевич, Филонов, Кандинский. А в Академии – Шишкин, Айвазовский и так далее. Я не знаю, как там сейчас это всё будет называться в связи со Штиглицем и всё такое. Но мне бы хотелось, чтобы у выпускников "Мухи" остались свежие мысли, идеи, эксперименты".

 

"В СВЯЗИ СО ШТИГЛИЦЕМ"

Барон Штиглиц, вроде бы, никаких наказов воспитанникам своего художественно-промышленного училища не давал. Он, как известно, любил искусство ненавязчиво – с последних рядов партера. Но за игроков его команды всегда хочется болеть. Из-за этой их воинственной неакадемичности. Из-за этой обречённости на эксперимент.

Псков

Николай Захаров."Автопортрет".

Как сказала та же Тамара Шулакова, псковские выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Игнатьевны Мухиной видят наш город очень по-разному. Поэтому у Ираиды Самойленко он соткан из суровой нитки с ворсинками, а у Виктории Кучеровской сияет перламутром искристого шёлка. Живописец Николай Захаров вдруг взял его на карандаш, дизайнер Лилия Момотова вставила в оконную раму и подсветила вечерней зарёй, а главный художник города Анатолий Петров, не иначе, разбавлял свои акварельные краски нашими неизбывными псковскими хлябями.

Псков

Ираида Самойленко. "Минувшая зима".

Псков

Лилия Момотова. "Зимний вечер".

Псков

Анатолий Петров. "Зимняя речка".

Кто-то из первых посетителей выставки высказал предположение, что идею собрать таких не похожих один на другого художников в одну экспозицию директору галереи "На Бастионной" Ольге Кошельковой подкинули ставшие очень модными виртуальные социальные сети. Тем более здорово, что в "Одноклассниках.ру" теперь можно не только посидеть!

 

Ольга Миронович,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...