Знамение
США, 2009 год. Режиссёр – Алекс Пройас
В 1959 году учащиеся одной американской школы изобразили рисунками своё представление о будущем человечества и поместили их в капсулу времени. Задумка состояла в том, что ровно через 50 лет такие же школьники, вскрыв капсулу, смогут сравнить с реальностью те далёкие представления своих сверстников. Спустя полвека на торжественном "вскрытии" дети с удовольствием разглядывали рисунки космических кораблей и невообразимых роботов. Лишь Калебу Кёстлеру достался конверт с листом бумаги, сверху донизу исписанный цифрами. Джон, отец мальчика, будучи учёным-астрофизиком попытался расшифровать эту запись. Результаты его шокировали: цифры представляли собой список всех ужасных катастроф за последние 50 лет. Причём указаны не только даты событий и количество погибших людей, но и конкретное место. А самое ужасное – следующая катастрофа должна произойти буквально через несколько дней. Есть ли возможность её предотвратить? Или всё уже предопределено судьбой? Кто автор послания, и кто преследует его семью? Это предстоит выяснить Джону Кёстлеру.
Фото с video.olympus.ru
Алекс Пройас, имя которого стало приобретать культовые черты после кинокартины "Ворон", не только режиссёр и сценарист "Знамения", но также и продюсер. Это позволило ему в полной мере реализовать все свои задумки и наработки. На полную катушку развернулись давно мелькающая в его фильмах библейская тематика, рассуждения на тему сотворения мира, на тему пророков. Прайас, конечно, не первый, кто использует свидетельства библейского пророка Иезекиля как доказательство инопланетной жизни. Я вспоминаю массу литературы о псевдоисследованиях феномена НЛО, где этот сюжет был очень популярен. Главная же заслуга Алекса – он сумел переплести в сюжете и фильм-катастрофу, и фантастику, и семейную драму. Причём каждая из этих частей, даже по отдельности, производит сильнейшее впечатление.
Николас Кейдж, исполнитель роли Джона Кёстлера, ничего нового в свой образ вечно унылого, но толкового пессимиста не привнёс. Он всё тот же Стенли Гутспид из "Скалы", тот же Крис Джонсон из "Пророка", тот же Эдвард Малус из "Плетёного человека". Однако актёр как нельзя лучше подходит именно на такие роли, так что смотрелся он неплохо. Несколько слов можно сказать и о Чендлере Кентербери, сыгравшего Калеба – мы видим рождение актёра, который вскоре будет нарасхват. Это подтверждается отчасти и тем, что его талант разглядел сам Дэвид Финчер, снявший мальчика в эпизоде своей "Загадочной истории Бенджамина Баттона".
Оператор Саймон Дагган, на счету которого прекрасные работы над четвёртой частью "Крепкого орешка" и фильмом Алекса Прайаса "Я, робот", хотел создать максимальный "эффект присутствия". Практически весь материал отснят на ручную камеру, что придаёт некое подобие документальности. Но вот что действительно в фильме на высоте – это спецэффекты. Такого пожалуй не видел никто уже давно. А может и вовсе никогда не видел. Привычная картина в переполненном кинозале: зрители хрустят, разговаривают, звонят, ходят туда-сюда… Но после кадров первой катастрофы наступила такая зловещая тишина, что стало не по себе. Даже про попкорн забыли, потому что челюсти отвисли до пола абсолютно у всех. А в купе с совершенно потрясающими звуковыми эффектами, многие, в том числе и я, на несколько минут оказались по ту сторону экрана, там, в эпицентре событий.
Фильм обязательно стоит посмотреть всем любителям острого сюжета, фантастики и головокружительных визуальных эффектов, пускай их не так и много. Те, кто хочет получать от кино пищу для размышлений, тоже не будут разочарованы – потом можно долго рассуждать на тему финального кадра. Только не портите впечатление экранной копией, поскольку в таком случае просмотр теряет всякий смысл: обещанные звук и спецэффекты чудесным образом пропадут.
Валерий Кузьмин,
специально для Псковского агентства информации.