Миллионеры из трущоб
Фильм "Одиннадцать друзей президента Медведева". Краткое содержание первой серии: десять участников первого общегородского псковского конкурса "Студент года-2009" во главе с депутатом Псковской городской Думы Наталией Соколовой мучительно бьются над неразрешимой проблемой в вечном противостоянии добра и зла. Им надо выдвинуть из своих рядов человека, который сначала спросит у Дмитрия Анатольевича, а потом ответит ему за всё. В итоге перст судьбы и депутата Псковской городской Думы указывает на студента 4 курса физмата ПГПУ Григория Бузницкого.
"Он и "поедет" вместе с Наталией Викторовной в Москву, чтобы представлять псковское студенчество в Кремле", - объявляет ведущий конкурса, специалист городского комитета по делам молодёжи Александр Иванов.
Ключевая реплика Наталии Соколовой: "А за чей счёт?"
Вторая серия: "Искушение золотым тельцом"
Вот все хотят посмотреть индийского миллионера "из трущоб", а того не знают, что у нас в Псковском институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) есть такая Татьяна Борисовна Пасман, которая является мастером по составлению заявок на получение грантов и уже 100 тысяч долларов с помощью этих заявок заработала (ну не в свой личный карман, конечно, а на общее, так сказать, благо). Именно Татьяне Борисовне и предстояло выявить, кто же из претендентов на звание главного псковского студента-2009 умеет лучше всех притягивать к себе деньги, а для этого ей на минуточку пришлось побыть не грантопросительницей, а грантодательницей.
Дмитрий Емельянов (факультет психологии педагогического университета) придумал просить у неё денег на "нравственное воспитание молодёжи и, в первую очередь, детей". Он объяснил это тем, что рыба, мол, гниёт не только с головы, но и с хвоста (?), и если, дескать, не преподавать детям в школе нравственность и культуру, то ой-ой-ой. В противном случае (если всё-таки преподавать), "мы через десять лет получим и более ухоженные улицы, и более высокую культуру общения, и в общественной жизни…"
Евгений Ткаченко из академии туризма попросил денег на "реконструкцию православных храмов". Только не пугайтесь. Он всего лишь собирается "привлечь специалистов, чтобы их обновить… А то храмы сейчас в таком состоянии…"
Рахиба Сулейманова из Академии права и управления вообще замахнулась. Она задумала получить грант на борьбу за неукоснительное соблюдение конституционных норм и положений. По её сведениям, "уставы некоторых федеральных служб противоречат нормам Конституции". Рахиба хочет посмотреть, а как эта проблема решается в других странах и потом применить передовой зарубежный опыт на родине.
Антон Момотов из политехнического института решил компьютеризировать детские дома: "Вот мы видим, что во всех институтах и во всех школах появились компьютерные классы. А если взять детские дома, то вот там-то как раз ситуация не очень хорошая". В общем, "Дети – это цветы жизни!, - подытожил Антон. - Так давайте выращивать их в тепличных условиях!"
Евгения Демидова (будущий логопед из ПГПУ) хотела бы инвестировать некоторое количество миллионов в обучение псковичей норвежскому и финскому языкам.
- Почему именно норвежскому и финскому, а не китайскому и латышскому? – поинтересовалась Татьяна Пасман.
- Потому что я считаю, что наша область более направлена…
Алёна Тимофеева из академии туризма тоже считает, что наша область "более направлена". По её задумке, давно уже пора создать у нас в регионе международную организацию, наподобие "Молодой Ганзы", чтобы студенты разных стран знакомились, общались и, может быть, сообща делали бы что-нибудь полезное для Псковской области – например, восстанавливали бы памятники старины.
- А деньги-то вам зачем? – удивилась грантодатель.
- На проведение конференций, семинаров, приёмов…
Елена Григорьева из университета сервиса и экономики назвала свой проект "Соседи". Она и сама заметила, что её грантовая заявка очень похожа на заявки Жени и Алёны, но пообещала "пойти дальше". И ведь пошла! Заявив, что деньги ей нужны на обучение псковичей (с ранних лет) не каким-то там норвежскому с финским, а польскому, латышскому и литовскому языкам: "Псковичи бы тогда могли поступать в аспирантуры зарубежных вузов".
Татьяна Борисовна пробовала увещевать Елену, объясняя, что гранты существуют для того, чтобы решать внутренние проблемы регионов: "А Вы хотите денег, чтобы стимулировать людей уезжать за границу?" Но Лена считает, что обученные с ранних лет польскому, латышскому и литовскому псковичи никуда не уедут, а будут благодарно трудиться в отечественном турбизнесе.
Например, они могли бы работать в хостеле, на который просила денег студентка университета сервиса и экономики Олеся Кабадейцева. (Кто не знает, хостел – это дешёвая гостиница, по сути - спальное место). Олеся придумала переоборудовать в хостел какое-нибудь уже имеющееся здание на берегу реки Великой. Она также предлагает организовать систему электронного бронирования мест в своём хостеле, чтобы туда стремились небогатые туристы со всего мира, а в качестве персонала использовать псковских студентов-практикантов: "И затрат будет меньше. Им же не надо будет платить".
Татьяна Борисовна засомневалась было, что альтруистичные псковские студенты ринутся подрабатывать в Оксанином хостеле за здорово живёшь, но Оксана в них верит. И ещё она верит, что высшие учебные заведения Пскова будут крайне заинтересованы, чтобы их студенты проходили практику именно в псковском хостеле, да и городские власти, по её глубокому убеждению, тоже будут всячески этому способствовать: "Мы же не хотим, чтобы наши студенты куда-то уезжали!"
Григорий Бузницкий из педуниверситета слушал-слушал и решил покорить грантодателя тем, что у него как у студента физмата, всё будет "чётко и без воды": "Мой первый тезис: – образование масс. Второй тезис: мы верим в свой город. Третий тезис: мы хотим, чтобы о нашем городе было хорошее мнение. Четвёртый тезис: проще всего создавать хорошее мнение о городе – это устраивать по нему экскурсии". Григорий считает, что "возведённые нашими предками прекрасные декорации" – это хороший задел, чтобы "получать прекрасные доходы", и предлагает создать в Пскове информационный центр, который бы разрабатывал экскурсионные маршруты не только для любителей "посмотреть направо", "посмотреть налево", но ещё и, к примеру, для скалолазов.
Ну а в дополнение к своему информационному центру Григорий вознамерился организовать целую сеть хостелов. На базе школ. И на вырученные от всей это бурной деятельности деньги первым делом напридумывать всяких туристских брендов, которые бы ещё больше привлекли внимание туристов со всего света к нашему славному городу.
Но самым азартным охотником за грантами оказался студент юрфака псковского филиала Московской открытой социальной академии Сергей Деревлёв. "Не могу удержаться, хочу с вами поздороваться!" – заявил он сходу своему потенциальному грантодателю и ринулся через весь зал к ручке Татьяны Борисовны. А потом голосом профессионального гипнотизёра начал уговаривать её расстаться с деньгами: "Я ХОЧУ получить этот грант, я ОЧЕНЬ этого ХОЧУ!"
Сергей назвался "молодым специалистом в области утилизации бытовых отходов", а грант ему понадобился затем, чтобы "съездить в западные страны, набраться опыта" и потом "помочь" своей стране создать собственную систему мусоропереработки.
- Знаете, как Пётр I в своё время приехал в Голландию и сказал: "Научите нас строить корабли! Не умеем мы!" Вот и я точно так же хочу уехать и сказать, чтобы решить наконец-то проблему мусора. А то пока, как Вы знаете, в России дешевле произвести новую пластиковую бутылку, чем переработать уже использованную.
- Я так и не поняла идею Вашей грантовской заявки. Вы что хотите: утилизировать отходы или съездить на Запад? – подыграла ему Татьяна Борисовна.
- Я хочу разработать проект рентабельной переработки отходов, - гнул свою линию Сергей. - Чтобы этот грант, полученный, конечно же, с Вашей помощью, дал мне такую возможность.
- А Вам не кажется, что проблема утилизации отходов – это дело не грантовское, а государственное?
- Ну знаете… Может, и государственное… Но в сегодняшних условиях нам очень трудно добиться от государства того, чего мы хотим… Поэтому когда у меня появилась такая возможность – прийти к Вам, чтобы Вы мне помогли получить этот грант…
(Далее неразборчиво, так как слова Сергея потонули в долгих, продолжительных аплодисментах).
"Грантодатель", впрочем, не поддалась на эти уловки, хотя грантовая заявка Сергея Деревлёва наряду с грантовыми заявками Антона Момотова, Олеси Кабадейцевой, Григория Бузницкого и Евгении Демидовой и были отобраны ею для финальной схватки.
А в финале грантового конкурса Татьяна Пасман заставила пятерых лучших грантопросителей придумывать, как бы их проекты могли взаимодействовать между собой и объяснять, какие они таят в себе риски.
Сергей Деревлёв и тут был в ударе: "Ну какие с мусором могут быть риски?" и "Если у нас будут хостелы, то значит, кому-то надо будет перерабатывать за ними мусор…"
Таким же универсальным по взаимодействию с другими проектами оказался разве что проект Григория Бузницкого по созданию инфоцентра. Но Григория волнует дефицит туристов, и ещё он беспокоится, что псковичи не смогут предложить приезжающим по-настоящему интересную познавательно-развлекательную программу.
Антон Момотов, конечно, согласился с методистом ПО ИПКРО, что компьютеризированные и подключённые к Интернету детдомовские дети могут "полезть в Глобальной Сети в какие-нибудь неправильные места", но его гораздо больше тревожит, что сами по себе компьютеры не дадут желаемого эффекта и что даже Интернет не поможет сиротам получить приличное образование и найти себе во взрослой жизни достойную работу.
А Олеся переживает, как бы не провалить торжественное открытие своего хостела: "Ну вы же знаете, как это у нас бывает. Какой бы ни был хороший новый магазин, но если его открытие провалилось, негативное отношение к этому магазину останется надолго!".
На самом деле Сергей Деревлёв тоже не слишком обольщается по поводу своего мусороперерабатывающего бизнеса. Он допускает, во-первых, что его просто-напросто не пустят на отечественный рынок… ну например, те, кто делает деньги на производстве всё новых и новых пластиковых бутылок. А во-вторых, он не очень-то верит, что ему удастся реализовать в России замечательные иностранные технологии. Но он готов "искать связи, лазейки и пробиваться". А в крайнем случае – переключиться на другой проект.
В конце концов и в этом раунде конкурса "Студент года" победил Григорий Бузницкий. Ну я не знаю. Специалистам ПОИПКРО виднее. Должно быть, у нас в Пскове, и правда, больше всего не хватает информационного центра, который бы координировал работу с приезжающими, придумывал для них новые, оригинальные "турпродукты". Или Сергей Деревлёв со своим мусором переиграл.
Зато на следующем этапе конкурса "Студент года-2009" стоило ему только взглянуть на кусок искусственного льда, напоминающий также окаменелое лимонное желе, как он тут же догадался, что это…
Ольга Миронович, Псковское агентство информации.