Каникулы строгого режима

Россия, 2009 год. Режиссёр – Игорь Зайцев.

По воле случая из колонии сбежали бывший сотрудник милиции Евгений Кольцов и отбывающий уже не один срок Виктор Сумароков. Перекрытые выезды не позволили им покинуть район, но старый боевой товарищ Кольцова отправил беглецов в детский лагерь, выдав их за вожатых. Пережидая время, там героям пришлось применить все свои педагогические навыки. А недостаток этих навыков они с лихвой компенсировали богатым жизненным опытом.

На фото: кадр из фильма

Фото с kinopoisk.ru

В общем и целом фильм производит приятное впечатление. На первый взгляд тут нет ничего такого, что обычно бросается в глаза и жутко раздражает при просмотре современной отечественной киноленты. Во-первых, фильм снят как фильм, а не как сериал, из которого собрали два часа съёмок для полного метра. Во-вторых, музыкальное сопровождение не отдаёт сериальными мотивами, что характерно для российского кино. В-третьих, игра актёров абсолютно не сериальная, чего можно было опасаться, учитывая актёрский состав и постоянные разговоры про театральные пафосные переигрывания Сергея Безрукова. А также настораживало присутствие в одной из главных ролей постоянной сериальной актрисы Алёны Бабенко. Но, хвала специалистам по кастингу и режиссёру, получилось практически идеально.

 

Безруков убрал из своих сладкоголосых интонаций всякое упоминание "братцев-ребятушек", "русских берёзок", "судьбинушки". И прекрасно вжился в образ тюремного пахана, вынужденного полностью поменять свой уклад жизни, образ мыслей, перевоспитаться и полюбить. В принципе картина и держится на харизме Сергея. Дмитрий Дюжев превосходно сыграл Дмитрия Дюжева. Очень приятно видеть, пусть и на совсем крохотных ролях, Владимира Меньшова и Кирилла Плетнёва. Кстати, их вместе режиссёр Игорь Зайцев снимал и в сериале "Диверсант. Конец войны". Картину несомненно красит полное отсутствие какого бы то ни было "продактплейсмента", то есть рекламы водки, сотовых операторов, машин и телефонов. Рекламируют только детский оздоровительный лагерь и летний отдых, но мы все только "за"!

На фото: кадр из фильма

Фото с kinopoisk.ru

Стоит сказать несколько слов о минусах "Каникул". Прежде всего, следует чуть более подробнее посмотреть на сценарий. После той "санта-барбары" с боевым товарищем начинаются странные и непонятные вещи. Как, например, человек в здравом уме, пускай даже и для того, чтобы помочь другу, повезёт двух заключённых в детский лагерь? Причём на суровом лице героя Алексея Кравченко не дрогнул ни один мускул, когда он согласился помочь бежать тюремному пахану Сумраку. И так запросто: вот вам вожатые!

 

Не очень понятно, что же это: комедия, или всё-таки не комедия, а что-то напоминающее драму. Финал картины тоже не даёт ответа. Для комедии слишком невесёлое окончание, а для драмы не очень драматическое. Обилие шуток безусловно приятно ощущать, сидя в зале, и слышать смех зрителей. Другое дело, если присмотреться к шуткам и сценам, то всплывают кадры из старых советских фильмов про пионерские лагеря, и из новых голливудских фильмов. Помните сцену в начале? Посмотрите первые десять минут "Солдат неудачи" с Беном Стиллером. Размах в "Каникулах", безусловно, поменьше, но ситуация-то один в один. Помимо заимствований нельзя не отметить и повторения, которые не красят работу сценаристов. Конечно, понятно, что шутка, повторённая дважды, вдвойне смешнее. Но это перебор. За примером далеко ходить не надо. Диалог Кравченко с милиционером: "а это ты кого привез?" - "Кого-кого, беглых зэков". И диалог Алёны Бабенко с Сергеем Безруковым: "Ну признайся, кто же ты на самом деле..." - "Я — беглый зэк". Более того, эта шутка вообще один в один перекочевала из "Бриллиантовой руки" про "не закрытый, а открытый перелом".

На фото: рабочий момент съёмок фильма (фото: Андрей Кокшаров)

Есть в фильме отличнейшая задумка с начальными титрами. Они появляются в совершенно обычных местах, и герои их не замечают. Сложно припомнить где-то ещё подобный ход. Однако он был на корню загублен ужаснейшим исполнением. Слишком неявный получился акцент на эту изумительную находку. Например, надпись "Кирилл Плетнёв" на футболке Кирилла Плетнёва попала в кадр наполовину.

 

Нельзя не сказать и о далёком от идеала монтаже картины. Тут мы подобрались к самому главному корню всех бед: фильм начали снимать в августе 2007. Вышел он через два года. За это время его переснимали несколько раз. Сняли одно, потом через год ещё раз то же самое, потом ещё раз. Смонтировали кусочек оттуда, кусочек отсюда. В итоге получили несколько нераскрытых сюжетных линий. Если одна из моралей фильма заключается в том, что за преступлением следует наказание, то почему нам не показали, чем закончилась судьба карьериста-самодура в исполнении Александра Лыкова? Всё-таки не идёт на пользу столь долгое производство. Не даром Голливуд называют "фабрикой". Съёмочный период - 92 дня. Приехали в мае, а в конце июля актёры отправляются на другие проекты, режиссёры в монтажку, а студии запускают рекламную кампанию.

На фото: рабочий момент съёмок фильма (фото: Андрей Кокшаров)

Несмотря на все минусы, "Каникулы строгого режима" получились очень даже замечательными. Особенно радует, что практически весь фильм снят в Псковской области. Опочка и Остров тепло принимали съёмочную группу. Много псковичей, как детей, так и взрослых, снялось в эпизодических ролях и поучаствовало в массовке. Это одна из причин, почему в Пскове такая большая посещаемость картины: многие хотят там увидеть друзей, знакомых и себя. Нужно отметить, не всем это удастся, учитывая, сколько раз фильм переснимали. Однако главное, это осознание собственной причастности к "Каникулам".

 

Валерий Кузьмин,

специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...