Обращение Европейского клуба экспертов местного самоуправления

Государственная Дума РФ приняла очередной федеральный закон с традиционным названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления", который - опять же по уже устоявшейся традиции - будет в ближайшие дни подписан Советом Федерации, а затем Президентом РФ.

Статьей 8 данного Закона в очередной раз вносится большое число поправок в Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих приницпах организации местного самоуправления в РФ". Количество подобных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон №131-ФЗ давно уже перевалило за 40 и отслеживание их количества, а нередко - и содержания, давно уже не вызывает интереса ни у экспертов, ни у исполнителей. Не исключено, что именно этим пользуются те, кто вносит законодательные инициативы и принимает их. Принятие даже самых одиозных поправок уже не вызывает ни возмущения, ни даже удивления. Законодатель "взял измором" даже ту часть муниципального сообщества, которая еще в состоянии в той или иной мере адекватно оценивать происходящее и реагировать на него.

Названный законопроект, который вскоре станет законом, содержит в частности, и такие поправки в Закон о местном самоуправлении, которые нарушают демократические принципы, заложенные в самом институте местного самоуправления, требования Европейской хартии местного самоуправления (являющейся, кстати, непосредственно действующим правом на территории всех государств, ратифицировавших ее - следовательно, и на территории РФ), правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Речь идет о п. 3 ст. 8 Закона, которым вносится изменение в ч. 3 ст. 13 Закона №131-ФЗ. До настоящего времени действует правило, согласно которому "объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан". Отныне же согласие населения на объединение поселений более не потребуется. Достаточно получить согласие представительных органов объединяемых поселений.

Совершенно очевидно, что данное нововведение является очередным шагом в сторону свертывания демократических начал местного самоуправления, уменьшающим и до того минимальные возможности непосредственного участия населения в местном самоуправлении. В силу того, что налицо явное снижение "достигнутого уровня демократии", представляется, что уже поэтому уместно говорить о нарушении требования Европейской хартии о недопустимости такого снижения. Не вызывает сомнений также и то, что и те, кто выступил с законотворческой инициативой, и те, кто давал заключения на законопроект, и сама Государственная дума, и Совет Федерации, и - полагаю - Президент РФ, прекрасно информированы о позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно дававшего оценку попыткам отмены голосования населения по вопросам территориальных преобразований в местном самоуправлении. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в этой части всегда были последовательными и однозначными - "наиболее адекватной формой учета мнения населения" по таким вопросам, по убеждению Суда, является именно голосование.

Тем не менее законодатель счел возможным пренебречь и положениями Хартии, и правовыми позициями Конституционного Суда, чтобы поддержать губернаторов российских регионов в их непреодолимом желании постоянно вмешиваться в дела местного самоуправления. Ни для кого не секрет, что сама инициатива исходила именно от губернаторского корпуса, а федеральный законодатель лишь поспешил узаконить очередное пожелание губернаторов, направленное на «усечение» самоуправления и демократии. Государственной власти оказалось недостаточно назначения "сити-менеджеров" и "удаления" неугодных глав, прямого управления земельными ресурсами в самых привлекательных муниципалитетах, жесткого насаждения пропорциональной системы выборов в муниципалитетах и т.п. Теперь губернаторы (и - по их указке - кое-где и "огосударствленные" главы муниципальных районов) получают право руками представительных органов объединять поселения без учета мнения жителей. И все это - в угоду узкой группе лиц, которым таким образом будет проще "управлять территориями", а точнее - удовлетворять свои личные и/или групповые интересы. Так что, видимо, уже очень скоро мы все же станем свидетелями превращения Одинцовского района в "Одинцовский городской округ в границах Одинцовского района". Сколько их будет - таких Одинцово? И как скоро наиболее "последовательные централизаторы" отменят двухуровневость? А в качестве "дополнительного эффекта" власть получает уже окончательное отлучение жителей от участия в решении местных дел (изменения последнего времени в избирательное законодательство и ряд других "новаций" уже многое сделали в этом направлении). Можно предположить, что растущая усилиями законодателей и губернаторов пропасть между жителями и властью на каком-то этапе приведет к резко отрицательными последствиям как для общества, так и для государства.

Европейский клуб экспертов местного самоуправления считает необходимым довести свою позицию до всей муниципальной общественности и готов в случае необходимости экспертно поддержать тех, кто сочтет необходимым и возможным обратиться в Конституционный Суд РФ на предмет выявления конституционности соответствующих изменений Закона №131-ФЗ.

доктор Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, главный консультант OST-EURO GmbH (Германия), проректор Пермского института муниципального управления, профессор, к.ю.н.

[ССЫЛКА]
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...