Ими гордится профессия: Служительница царицы наук
1 мая считается символом созидания и глубокого уважения к человеку труда. Накануне Первомая Псковское региональное отделение партии "Единая Россия" решило продолжить традицию чествования ветеранов и тех, кто сегодня трудится. Так родилась серия публикаций "Ими гордится профессия". Это рассказы о тех, с кого стоит брать пример профессионализма и отношения к своему делу. Это возможность поблагодарить тех, без результата работы которых наша жизнь была бы другой. Псковское агентство информации представляет серию материалов своих коллег из разных районов Псковской области.
В каждой школе обязательно имеется педагог, которого дети просто обожают и особо ему доверяют. Вроде бы и нет в человеке ничего особенного - простой, обременённый обычными житейскими проблемами, осыпанный за труд наградами не более других, а вот тянет к нему как магнитом, душой прикипаешь. Такова в Бежаницкой средней школе Нина Васильевна Матвеева, заместитель директора и преподаватель математики. Работает она здесь 33 года, обучила своей точной науке сотни детей, является отличником народного образования России и лауреатом гранта Д. Сороса. А выходя на улицу, почти непрерывно здоровается, ибо большинство молодых коренных жителей райцентра - её ученики. А в школе в глаза и за глаза учительницу частенько называют мамулей — за то, что всех детей, включая отъявленных безобразников и бездельников, она искренне любит и никогда не обижает ни словом, ни делом. В коллективе доброжелательна, не замешана ни в одной интриге и всегда готова оказать коллегам добрую услугу, если то в её силах.
Преподаватель Нина Васильевна - высококлассный. Каждый год у неё высокие показатели по освоению детьми её предмета и сдаче ЕГЭ, а во многих вузах учатся или закончили их многочисленные выпускники Матвеевой (соросовский грант за просто так не дают), для которых она - лучшая учительница в мире. А кроме всего прочего она очень порядочный человек с личным мнением и замечательная собеседница.
Нина Васильевна, говорят, что прежде чем учить и воспитывать чужих детей, нужно хорошо это делать со своими. Как дела у ваших дочерей?
Они уже взрослые, и меня не разочаровали. Татьяна, закончив пединститут, преподавательской деятельностью, увы, не занимается, а работает в Питере в бельгийско-российской фирме, решает там компьютерные проблемы частных пользователей информационных технологий. Вторая дочь, Мария, получила два высших образования: юридическое и экономическое, живёт и работает в Новгородской области. Сейчас в отпуске, растит моего внука.
Среди множества ваших учеников разных выпусков есть ли такие, что особо помнятся?
Это очень трудный вопрос. Я помню всех ребят, радуюсь вместе с ними их победам, огорчаюсь от неудач. Жизнь ведь крутит людьми по своему разумению, и мне всегда обидно, когда очень одарённым не достаётся в ней доброго хорошего места. Что касается моих любимых, особенных, то это, к примеру, Оля Лозина (Гришанова), ныне доктор, умница, девочка с высочайшей ответственностью. Очень любила Галочку Николаеву (Гаврилову), редкостно трудолюбивую, старательную, разносторонне талантливую. Часто вспоминаю покойного Серёжу Акунца, славного, доброго мальчика или Юрочку Новикова, необыкновенно честного и бескомпромиссного. В числе любимцев Олег Логинов, обладающий исключительными математическими способностями и знающий есенинскую "Анну Снегину" наизусть.
А были ли такие ребята, с которыми не удалось выстроить отношения?
Два или три за мою долгую педагогическую деятельность. Я, видите ли, старомодна, по-прежнему ценю мораль выше материального. Запросто могу простить ребёнку неуспеваемость по моему предмету (не всем же, в конце концов, быть математиками), но не могу смириться с подлостью, наглой ложью, стремлением унизить слабого. Не могу.
Где вы больше любите преподавать: в младших или старших классах?
Да в любых! Маленькие детишки - милые, искренние, с горящими глазками. Подростки - интересные, любопытные, полные планов и задумок. Всё-таки замечательная, если задуматься, у меня работа, в событиях, эмоциях, постоянной новизне...
А что, по-вашему, наиболее важно для современных детей?
Кончено же, любовь, ласка, понимание, участие, забота. Нынешняя жизнь жестока, родителям постоянно некогда, а наши ребятишки, умные, талантливые, строящие из себя суперменов, так беспомощны перед грубостью, ложью, наглостью. Нельзя их оставлять наедине с собой, сломаются, пойдут не в ту сторону.
Что вы думаете о современных образовательных стандартах?
Я очень хочу, чтобы ребята учились с меньшей нагрузкой, порой она непомерна. Но главные науки - математика, словесность, естественно-географические - должны преподаваться сполна, иначе люди будут плохо говорить и считать, неважно осознавать, что происходит вокруг, не станут любить и чувствовать природу. Это плохо.
Каковы ваши главные обязанности в школе?
Их полным-полно. Прежде всего, я составляю расписание уроков, а это, поверьте, непросто в школе, где полсотни учителей, каждый из которых может заболеть или заиметь неожиданную личную проблему. А ещё занимаюсь региональным квалиметрическим мониторингом, составляю базу данных на более полутысячи детей и полсотни учителей, провожу разную тестовую работу.
Ваша мама, знаю, тоже была математиком?
Да. Стремление к точности у нас семейное качество, мы обе служительницы царицы наук Математики.
Л. Милова (Бежаницкий район).