Реставрация каменной памяти
Завершена реконструкция храма Василия на Горке. Убраны леса и заборы, и в центре Пскова стоит обновленный памятник архитектуры, как будто только что построен псковскими зодчими. У слова памятник корень очевидный. В энциклопедии написано, что память - это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и воспроизводить прошлый опыт. Наверняка камни тоже хранят информацию, вот только мы ее воспроизводить не научились, а жаль.
Между прочим, всей американской истории, даже вместе со многими поколениями краснокожих меньше лет, чем этой церкви. Однако, за любой пенек, на котором Вашингтон шнурки на ботинке завязывал, янки в мировую войну ввяжутся. Бьют себя пяткой в грудь, да со слезами на глазах повторяют - "национальное достояние, памятник культуры". Может у них рефлекс какой нехороший на места, где лидеры нации шнурки завязывали. А может, хорошо развита способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира - память то есть. Наша история посолидней и хотя на лаптях шнурков нет, памятные места имеются.
К примеру, стоит в городе Пскове почти шести сотен лет каменных отроду церковь Василия на Горке. Кому храм святой, кому звук пустой, а все-таки…
Шестьсот лет назад на месте нынешнего центра не было ни Детского парка, ни Октябрьского проспекта, практически ничего не было. Это была обыкновенная окраина: стена среднего города с Васильевской башней, речка Зрачка, да на холме церквушку каменную на место деревянной мужики в лаптях ставили (не думаю, что к 500-летию упоминания Пскова в летописи велось строительство). Так под потное пыхтение лапотных мужиков с божьей помощью вырос на горке новый белокаменный храм. Колокольня же церковная была на Васильевской башне, теперешнюю звонницу позже пристроили. На той же башне висел "Сполошный" колокол. В него звонили во время чрезвычайных ситуаций - то пожар всем миром тушить, то город защищать от неприятеля.
В году 1581 в сентябре месяце на приступ Пскова двинулось войско Батория: "великие многие полки с знаменами на проломанные места идущее. Государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству...". Собрались псковичи и началось.
Как правило, именно такие эпизоды и остаются в анналах истории. Чем хуже дело было, тем подробней описано. Ну, про осаду Баторием Пскова написано предостаточно. Вернемся же к Василию на Горке.
За все время своего существования храм неоднократно достраивался и перестраивался. И прочие мытарства терпел на тернистом пути русской истории, что и отражалось на его внешнем облике. В итоге в 1820 году "…по неудобности к исправлению и безобразному виду…" "…к уничтожению назначается ... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет...", писал губернский архитектор Франц Ябс Псковскому губернатору.
По тем временам церквей в губернии было гораздо больше, чем нынче. Посмотрели человеки, подумали "пустая, заброшенная, ветхая - ну ее, навались ребята!" и … Не то руки не дошли, не то лень матушка спасла, однако 9 лет спустя церкви "Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании... дозволено починкой исправить". После чудом выжившая церковь была приписана к Иоанно-Богословскому Крыпецкому монастырю и стала его подворьем в Пскове, действующим храмом.
Шло время или, как в энциклопедии, события внешнего мира. У архитектуры, наверное, свое время - человеческий год ей миг, жизнь - минута.
- Слышь, царя убили!
- Глянь, революция!
- А это что?!
- Война…
Прямых попаданий в храм не было, больше косвенные.
Из стенограммы заседания международного военного трибунала от 27 февраля 1946 года. Показания свидетеля, благочинного церквей города Ленинграда протоиерея Н. И. Ломакина: "...Вы не найдете ни одной иконочки уцелевшей и не найдете ни одного церковного облачения, сосуда - все вывезено немцами. Троицкий Собор… Буквально за полчаса до моего появления в храме взорвалась мина у самых царских врат. Царские врата уничтожены, престол забрызган кровью. Перед своими глазами у царских врат я увидел трех наших воинов, погибших здесь под миной, заложенной, как я уже сказал, у самых царских врат. Мины были заложены и в других местах. …был заминирован храм Святого Василия на Горке. Там была заложена мина у входа в самый храм. Во всех храмах вас поражает изобилие всякой грязи, отбросов, бутылок, жестянок из-под консервов и всякой нечисти. В соборе Иоанновского монастыря была устроена немцами конюшня. В другом храме - Богоявления - был устроен склад вина. В третьем храме я видел склад горючего, торфа, угля и проч. Да что говорить об отдельных храмах. Куда ни придешь, сердце обливается кровью от несчастья, от грабежа людей, на всю Европу кричавших о своей культуре, презиравших человечество и говоривших, что они веруют в бога. Где же тут вера?"
Неприятная аналогия проскальзывает после строк "на всю Европу кричавших о своей культуре", когда вспоминаешь о сегодняшнем дне церквей, да и не только, что стоят бесхозными. И в них "вас поражает изобилие всякой грязи, отбросов, бутылок, жестянок из-под консервов и всякой нечисти". Что касается веры - считаю ее глубоко интимной частью жизни каждого человека, потому не трогаю, только бы была она - вера.
А события внешнего мира продолжались. И в понедельник, 5 августа 2002 года в 23.33 в храме Василия на Горке произошёл пожар. Как потом выяснилось, это был поджог, виновника которого задержали при повторной попытке 9 августа. Им оказался ребенок!
Хотелось бы знать, что побудило этого 7-летнего Герострата. Может, читать умеет, и вычитал "Делай, что хочешь - богов не боясь, с людьми не считаясь". Хотя, скорей всего, просто пробел в воспитании. В воспитании скольких - вот вопрос? Больше нет Макаренко, учителям денег мало платят, в стране "более насущных" проблем хватает - выстроение вертикали власти, административные и муниципальные реформы... И пробел заполняется сам собой, но чем? Что копится в памяти нашей? Мы знаем больше о подвигах Конана Варвара, чем о Куликовской битве, о гражданской войне Севера и Юга США, чем об Отечественной войне 1812 года, о спасении рядового Райана, чем о защите Брестской крепости, и так далее, и тому подобное.
Как новый стоит Василий на Горке, чистый, белый. Что дальше? Поживем - увидим. Не мы, так Василий с Горки. Сам увидит - другим расскажет, а память у него хорошая, он же памятник.
Сергей Лащенко,
Псковское Агентство Информации.