Ирина Языкова: Икона – это «окно в другой мир»
В Пскове 17 июля в галерее "На Бастионной" открылась выставка «Русская икона конца XX - начало XXI века». На ней представлено около 60 работ современных московских, петербургских и псковских авторов. А 18 июля в областной научной библиотеке московский искусствовед Ирина Языкова читала лекцию о современной иконописи. Корреспондент ПАИ побеседовал об истории иконописи с автором многих книг на эту тему Ириной Языковой.
Ирина Константиновна, что такое современная иконопись?
Мы привыкли, что иконопись - это искусство Древней Руси. В Пскове есть прекрасный музей, множество храмов, которые мы считаем древнерусскими памятниками. И казалось, что это искусство так и осталось в 15-16 веках. Потом, в Петровское время пришло новое искусство, и иконопись как-то оттеснили. Даже в храмах стали писать академические иконы. И иконопись практически исчезла, растаяла.
И когда же она была открыта вновь?
В начале 20 века произошло удивительное открытие иконы. Когда реставраторы научились открывать иконы: прежде всего "Троицу" Андрея Рублёва, Владимирскую икону. То, что мы знаем сегодня о древнерусской иконописи - это только благодаря открытиям реставраторов. Но ведь жизнь не стоит на месте и поэтому это искусство продолжается. И особенно большой интерес был в начале 20 века.
Что было с иконописью в советский атеистический период?
В советское время было не до иконы, церкви закрывались и иконы практически не писались и казалось, что она совсем исчезла и в музеях остались только раритеты и шедевры. Но на самом деле это не так. Несмотря на то, что церкви были в скудном состоянии, жизнь продолжалась. После 1000-летия Крещения Руси настала свобода для церкви и оказалось, что множество иконописцев могут предложить свои услуги и заинтересованы в развитии этого искусства.
На примере представленных на выставке икон, что можно сказать о современной иконе?
Конечно, сегодня иконописное искусство не на высоте. Мы не можем сказать, что кто-то может представить икону на таком уровне. Это только попытки вернуться к той великой традиции, которая была в Древней Руси. Но все-таки то, что существует икона - это очень важно, потому что это искусство не должно умереть, оно настолько символическое, настолько глубокое, настолько оно богословски и философски емкое, что она многое может сказать современному человеку. Поэтому я очень рада, что в Пскове открывается первая выставка. Иконописное искусство очень современно, так как не обращается к тому, что мы видим вокруг, оно дает образ другого мира. "Окно в другой мир" - так говорили раньше об иконе. Именно поэтому оно дает человеку глубокие понятия, которых не хватает своевременному человеку. Он видит в этом "окошке" то, о чем догадывается, о чем мечтает. Икона - это древнее искусство, но оно тем не менее всегда новое, и всегда говорящее о вечном, оно интересно современному зрителю и поэтому оно существует сегодня.
Икона всегда пишется по канону, тогда почему все представленные иконы такие разные?
Надо сначала объяснить, что такое канон. Нам всегда кажется, что канон - это рамки, за которые не позволено выходить. Но на самом деле, канон - это более глубокая вещь, это внутренний стержень, это язык, которым говорит икона. Она плоская, при ее написании используются символические цвета - она пишется на золотом фоне или основными цветами, которые могут заменить его. Все это входит в понятие канона. Но как этим каноном владеет человек: в совершенстве или он только учится, или он робкий ученик - он только копирует древние образы, или он идет дальше, развивая этот канон, и может делать новые сюжеты. Это все зависит от автора. И мы видим, что иконы, написанные по одному канону, очень по-разному выглядят. Человек с неглубоким мировоззрением напишет одну икону, человек по характеру философ, богослов напишет другую икону. Канон - это серьезная вещь, но он не является препятствием для того, чтобы написать очень разные вещи.
Екатерина Хрусталева,
для Псковского агентства информации.