Соломоново решение

Главное культурное событие ушедшей недели произошло не в Москве и даже не в юбилейном Петербурге. Что по нескольким причинам отрадно. Во-первых, выход других российских городов на ниву культурного строительства сам по себе факт приятный - культурная децентрализация разрушает унизительное понятие "провинция". Во-вторых, редкий случай, что два самых активных скульптора постсоветской и постатеистической России одновременно возвели в одном городе по памятнику. В-третьих, не просто возвели, но подарили. Но даже не это самое главное, главное - мудрость, прямо- таки библейская, решения псковской администрации поставить в городе к 1100-летнему юбилею сразу два памятника одному герою, вернее, героине.

Это мудрейшее решение пришло не сразу, с весны еще остро ставился вопрос, кто - Зураб Церетели или Вячеслав Клыков - удостоится чести быть автором памятника святой равноапостольной княгине Ольге, родившейся еще до Крещения Руси на Псковской земле. Но в конце концов было решено, что оба. Подсказала верный ответ женщина, тоже государственного ума. Отвечая в Пскове на вопросы журналистов, Валентина Матвиенко объяснила, что невежливо и неразумно отказываться от двух дареных памятников выдающихся московских скульпторов.

В результате один, церетелиевский, памятник открыли 22 июля, а второй, клыковский, - 23 июля. Средства массовой информации сообщили об этих фактах без особых комментариев, а комментировать есть что.

Ведь это уникальный случай в отечественной истории. Если не считать памятников Ленину, возведение которых было поставлено в советские времена на поток. Да и то вряд ли, чтобы в одном городе за два дня открыли сразу два памятника вождю мирового пролетариата. Впрочем, кто этих Лениных считал. Ну еще несколько Пушкиных появились в Москве в честь столетнего юбилея.

Памятник работы Церетели поставили в новом районе Пскова, памятник работы Клыкова - в историческом центре. Зураб Константинович представил Ольгу воительницей с мечом и выдающимися женскими формами. Как бы в ее дохристианской, до принятия Крещения, поре, когда она по-язычески люто расправилась с убийцами своего мужа князя Игоря. А Вячеслав Михайлович изваял именно русскую святую вместе с малолетним внуком - будущим крестителем Руси князем Владимиром. И никаких там выдающихся телесных форм.

Так что у псковских экскурсоводов сам собой сложился сюжет для просветительского рассказа - вот Ольга до Крещения, а вот как она преобразилась после него. А то у рядовых экскурсантов, жития Ольги не изучавших, акафиста, ей посвященного, в церкви не слышавших, может, сложилось неверное впечатление, и они думают, что за эту самую лютую месть, о которой коротко, но выразительно написано в школьном учебнике истории, мудрейшая княгиня-красавица (о том, что хороша была, даже по акафисту известно) и была канонизирована.

То что памятников Ольге в Пскове стоит теперь два - и это факт умиротворяющий. Никому из скульпторов, как известно, недолюбливающих друг друга (а кто из людей искусства искренне любит соперника?), не было нанесено обиды. Оба они теперь в городе дорогие почетные гости. И никаких теперь интриг, никаких давлений на местную администрацию, мэрию и патриархию. И это урок столице.

Сколько в Москве в последнее время было скандалов вокруг памятников. И в Питере недавно был - по случаю французского подарка в виде Башни мира. Но скандалы - дело проходящее. Много было недовольных, когда ставили клыковского Жукова перед Историческим музеем (сам автор, правда, все равно не удовлетворен, потому что хотел видеть своего всадника на Красной площади), и кто когда хвалил церетелиевский зверинец на Манежной и не утверждал, что место ему в детской песочнице? А теперь привыкли.

Так что опыт псковичей можно считать этически положительным. Ведь главное - мирное сосуществование. И никаких бы недовольств не было, если бы, например, персонажи русских сказок стояли бы и в парке Горького, и на Манежной, если бы клыковский Жуков украшал Исторический музей с двух сторон, если бы на Лубянку вернули железного Феликса и рядом поставили бы памятник жертвам начатых им репрессий, если бы памятники Окуджаве и начинали, и заканчивали Арбат. Тогда удовлетворены были бы все. Или все же все недовольны?

Ольга Кабанова,

Известия.Ru, 28 июля 2003 года.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...