И как же научить детей Родину любить?
Недавно одно изпсковских СМИ опубликовало сообщение с броским заголовком: Псковская область в вопросах военно-патриотического воспитания – спящая губерния. Так, мол, считают, работники Министерства образования. Поводом для такого «диагноза» стало отсутствие на спартакиаде в Оренбурге команды псковских школьников. Действительно, не очень это хорошо. Но давайте попробуем взглянуть на ситуацию шире.
Что такое военно-патриотическое воспитание понятно, вроде бы, всем. Особенно понятно становится во время призывной кампании – когда не выполняется план по новобранцам. Обыватель укоризненно качает головой: вот молодежь пошла, от армии бегает. Пороть их некому. И патриотически воспитывать. Хотя все для этой молодежи, казалось бы, сделано правильно: игру «Зарница» проводили, ветеранов в школу два раза приглашали. В нужном месте отчета галочку поставили: месячник по военно-патриотическому воспитанию проведен. Обычное дело.
Но воспитание, будь оно военно-патриотическое или какое угодно другое, - особая категория труда. Результат этой работы виден не через неделю или по окончании отчетного периода. Люди, отдавшие себя делу воспитания, могут вообще итогов своего труда и не узнать. Зато их дети лет через 25 в полной мере ощутят степень патриотизма и нравственности своих начальников.
В Псковской области, что бы там не говорили, дело военно-патриотического воспитания поставлено хорошо. А как еще может быть на территории, где практически на каждом шагу есть памятники военной истории страны. Ребенок, знакомясь с собственным городом, открывает для себя мужество народа, столетиями защищавшего границы родины, его стойкость и любовь к родной земле. Например, в феврале в Локнянском районе традиционно вспоминают подвиг Александра Матросова. И традиционно к этому событию местная газета публикует опрос школьников на тему: кто такой Матросов и чем он знаменит. Тинейджеры безошибочно определяют: Матросов – герой, он родину защищал. Вот наглядный результат совместных усилий родителей, учителей, руководства муниципалитета, совета ветеранов. Или взять специализированные смены в летних лагерях Стругокрасненского и Островского районов – для трудных подростков. Обычно такие смены организуются при участии воинских подразделений. Подросткам выпадает удача настоящее оружие (незаряженное, конечно) в руках подержать и с этим оружием по намеченному маршруту пройти и вражеский штаб обезвредить. Показательно, что врагом (обычно – фашистом) числиться не хочет никто. По вполне понятным причинам.
Примеров явного патриотизма у псковских подростков можно привести множество. Понятно, что без умелой поддержки такие настроения воспитаны не будут. А поддержка имеется солидная: работа ведется по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», подпрограммой Министерства образования по патриотическому воспитанию, федеральной целевой программе «Молодежь России», областной целевой программе «Молодежь Псковщины» и так далее. В реализации намеченных программами мероприятий участвуют управления образования всех уровней, региональный и муниципальные комитеты по делам молодежи, областной совет ветеранов, 76-ая воздушно-десантная дивизия, военкоматы, управление по делам ГО и ЧС, РОСТО, объединение «След Пантеры», детские и молодежные общественные организации. И вся эта работа ведется не для галочки в квартальном отчете, а постоянно, планомерно и в расчете на долгосрочную перспективу.
Сложный труд, и не по объему поставленных задач, а по тонкости материи, с которой эти специалисты дело имеют. Они с подростками работают, с «чистыми листами», как это принято говорить. Кто сильнее нажмет, тот и оставит более глубокий след в умонастроениях тинейджера.
Но воспитание, будь оно военно-патриотическое или какое угодно другое, - особая категория труда. Результат этой работы виден не через неделю или по окончании отчетного периода. Люди, отдавшие себя делу воспитания, могут вообще итогов своего труда и не узнать. Зато их дети лет через 25 в полной мере ощутят степень патриотизма и нравственности своих начальников.
В Псковской области, что бы там не говорили, дело военно-патриотического воспитания поставлено хорошо. А как еще может быть на территории, где практически на каждом шагу есть памятники военной истории страны. Ребенок, знакомясь с собственным городом, открывает для себя мужество народа, столетиями защищавшего границы родины, его стойкость и любовь к родной земле. Например, в феврале в Локнянском районе традиционно вспоминают подвиг Александра Матросова. И традиционно к этому событию местная газета публикует опрос школьников на тему: кто такой Матросов и чем он знаменит. Тинейджеры безошибочно определяют: Матросов – герой, он родину защищал. Вот наглядный результат совместных усилий родителей, учителей, руководства муниципалитета, совета ветеранов. Или взять специализированные смены в летних лагерях Стругокрасненского и Островского районов – для трудных подростков. Обычно такие смены организуются при участии воинских подразделений. Подросткам выпадает удача настоящее оружие (незаряженное, конечно) в руках подержать и с этим оружием по намеченному маршруту пройти и вражеский штаб обезвредить. Показательно, что врагом (обычно – фашистом) числиться не хочет никто. По вполне понятным причинам.
Примеров явного патриотизма у псковских подростков можно привести множество. Понятно, что без умелой поддержки такие настроения воспитаны не будут. А поддержка имеется солидная: работа ведется по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», подпрограммой Министерства образования по патриотическому воспитанию, федеральной целевой программе «Молодежь России», областной целевой программе «Молодежь Псковщины» и так далее. В реализации намеченных программами мероприятий участвуют управления образования всех уровней, региональный и муниципальные комитеты по делам молодежи, областной совет ветеранов, 76-ая воздушно-десантная дивизия, военкоматы, управление по делам ГО и ЧС, РОСТО, объединение «След Пантеры», детские и молодежные общественные организации. И вся эта работа ведется не для галочки в квартальном отчете, а постоянно, планомерно и в расчете на долгосрочную перспективу.
Сложный труд, и не по объему поставленных задач, а по тонкости материи, с которой эти специалисты дело имеют. Они с подростками работают, с «чистыми листами», как это принято говорить. Кто сильнее нажмет, тот и оставит более глубокий след в умонастроениях тинейджера.
Пивная индустрия свой след, к сожалению, уже оставила и, похоже, надолго. Но резон продолжать борьбу за юные души есть. Главное, неосторожным словом не перечеркнуть результат многолетней работы. Как, например, поступают некоторые СМИ. По неосторожности ли, по злому умыслу, в погоне ли за массовым читателем - не нам судить. Как, скажите, объяснить появление в газете («Панорама» за 18 июня, кому интересно) обширной статьи на тему «как закосить от призыва в армию», ибо армия человека ломает и нормальным оттуда мало кто возвращался? Может, заказ от спонсора поступил, с которым в свое время в армии нехорошо обошлись? Вряд ли, в спонсорах у них десантник числится, ему-то чего армии бояться. Хотя….
Вернемся к патриотическому воспитанию. В комплексе работ по реализации разнообразных воспитательных программ предусмотрено участие команд школьников в военно-спортивных играх, спартакиадах, «школах безопасности» и «школах выживания». Но, во-первых, участие в этих мероприятиях желательно, но не обязательно. А во-вторых, такое участие возможно, если найдется у школьной команды финансовый благодетель. Вот, например, пресловутая спартакиада в Оренбурге. Туда смогли приехать команды только из 33 регионов России. Для остальных субъектов федерации, в том числе и для Псковской области, оказалось сложным делегировать туда свою команду. В организации оренбургской спартакиады принимал участие, наряду с Минобразования России, и Фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев России. В руководстве Фонда есть небезызвестный для псковичей человек – Вячеслав Сивко, бывший командир 237-го полка. И в сложившейся ситуации странно выглядит его реплика: «я был поражен, узнав, что псковской команды ни разу не было на спартакиаде школьников. Я ждал псковскую команду».
Уважаемый Вячеслав Владимирович, что же Вам мешало озаботиться судьбой псковских школьников до начала соревнований? В уставе организации, в руководстве которой Вы принимаете участие, есть положение об участии Фонда в реализации актуальных и общественно значимых социальных программ и проектов. Воспитание патриотического духа у школьников – куда уж значимее и актуальнее. Приехали бы псковичи в Оренбург при поддержке Фонда Героев России, об этом и надо было бы рассказать всем. Но нужно ли было поднимать такой шум вокруг неучастия псковской команды в отдельно взятом мероприятии? Тем более, нужно ли было из этого факта делать столь обширные выводы? Наверное, нет. Не нужно в очередной раз делать патриотическое воспитание разменной монетой политической игры.
Вернемся к патриотическому воспитанию. В комплексе работ по реализации разнообразных воспитательных программ предусмотрено участие команд школьников в военно-спортивных играх, спартакиадах, «школах безопасности» и «школах выживания». Но, во-первых, участие в этих мероприятиях желательно, но не обязательно. А во-вторых, такое участие возможно, если найдется у школьной команды финансовый благодетель. Вот, например, пресловутая спартакиада в Оренбурге. Туда смогли приехать команды только из 33 регионов России. Для остальных субъектов федерации, в том числе и для Псковской области, оказалось сложным делегировать туда свою команду. В организации оренбургской спартакиады принимал участие, наряду с Минобразования России, и Фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев России. В руководстве Фонда есть небезызвестный для псковичей человек – Вячеслав Сивко, бывший командир 237-го полка. И в сложившейся ситуации странно выглядит его реплика: «я был поражен, узнав, что псковской команды ни разу не было на спартакиаде школьников. Я ждал псковскую команду».
Уважаемый Вячеслав Владимирович, что же Вам мешало озаботиться судьбой псковских школьников до начала соревнований? В уставе организации, в руководстве которой Вы принимаете участие, есть положение об участии Фонда в реализации актуальных и общественно значимых социальных программ и проектов. Воспитание патриотического духа у школьников – куда уж значимее и актуальнее. Приехали бы псковичи в Оренбург при поддержке Фонда Героев России, об этом и надо было бы рассказать всем. Но нужно ли было поднимать такой шум вокруг неучастия псковской команды в отдельно взятом мероприятии? Тем более, нужно ли было из этого факта делать столь обширные выводы? Наверное, нет. Не нужно в очередной раз делать патриотическое воспитание разменной монетой политической игры.
Ольга Себежева
Псковское агентство информации