Холодное лето 2003-го
В последнее время большое внимание привлечено к великим Лукам в связи с ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве. В городе невысокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, самый низкий в области. На первый взгляд это хорошо. Повышение цен на коммунальные услуги всегда вызывает только негативную реакцию горожан. А стабильно низкая их цена неизменную любовь населения к муниципалитету. Последствия этой любви - многомиллионный долг.Как появился долг? На основании федерального законодательства граждане должны оплачивать 90% от стоимости коммунальных услуг, оставшиеся 10% берет на себя федеральный бюджет. Понизить цену на услуги можно на местном уровне, но тогда разница должна быть оплачена местным бюджетом. Существенного и необходимого роста цен на услуги в Великих Луках не было в течение 5 лет. И все это время разницу брал на себя местный бюджет, который, в прочем, с оплатой этой разницы не справлялся, отсюда рост долгов перед ЖКХ, и все вытекающие проблемы жилищно-коммунального хозяйства города. В июне "Псковэнерго" прекратило энергоснабжение трех котельных в Великих Луках. Причина - задолженность за потребление электроэнергии муниципального предприятия "Тепловые сети г. Великие Луки". Большинство великолучан остались без горячей воды. Кроме этого, "Пковрегионгаз" не раз грозился ограничить подачу природного газа в город все из-за того же - долга Великолукских теплосетей. Впереди зима. Смогут ли жители Великих Лук после мороза согреться в теплой квартире и принять горячий душ? Очевидно, что нужно менять тарифную политику в Великих Луках, но для этого городская Дума должна поднять цену коммунальных услуг с уровня 1997 года на реальный уровень стоимости 2003 года. Но даже такой скачек цены не сразу разрешит создавшуюся ситуацию. В последнее время в городе периодически собираются совещания с участием губернатора, городских властей, местной Думы, предлагая пути по выходу из создавшейся ситуации, но компромисс пока не найден. В продолжении темы, в СМИ появились мнения различных чиновников о том, что ситуацию может урегулировать региональная энергетическая комиссия (РЭК). Ситуацию комментирует заместитель губернатора Псковской области Александр Котов.Дело в том, что спор, который ведется в печати относительно ситуации с тарифами в Великих Луках, закручивается вокруг того, кто в настоящий момент имеет право утверждать тарифы на тепловую энергию для предприятий и населения.
Разразился этот спор потому, что 26 марта принят федеральный закон № 38 о государственном урегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. В этом законе предусмотрено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. На территории Псковской области данными полномочиями обладает региональная энергетическая комиссия (РЭК). Прочитав этот закон, великолукская мэрия и городская Дума сочли, что в настоящее время утверждать тарифы для муниципальных предприятий и населения имеет право, и должна им воспользоваться, РЭК. Таким образом, городская Дума Великих Лук предлагает РЭК поднять тарифы на тепло энергию, и взять на себя всю ответственность за этот шаг, и все неприятные моменты с повышением тарифов связанные. В том числе и отрицательную реакцию населения, которая последует неизбежно. Но дело в том, что на самом деле РЭК еще не обладает такими полномочиями. По просьбе областной администрации, проведена экспертиза действующего в этой сфере на сегодняшний день законодательства. В частности этим вопросом занялся государственно-правовой комитет, также мы встретились с юристами великолукской администрации. После длительного и детального разбора ситуации мы пришли к следующему, единому мнению - не смотря на принятие закона, прежде чем он заработает, нужно привести в соответствие массу документов.К примеру, в этом законе сказано, что регулирование тарифов на электрическую и тепло-энергию должно осуществляться в соответствии с основами ценообразования на электрической и тепло энергии на территории РФ. А осуществляться это регулированное ценообразование должно в определенных рамках уровней тарифов установленных федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на соответствующий год, и в сроки до принятия федерального бюджета на этот год. Кроме того, должно быть изменено примерное положение РЭК, которое было утверждено 1999 году, пока еще действуют. И это еще не все, нужно учитывать методические указания, которые утверждает Правительством РФ, или федеральным органом исполнительной власти по урегулированию естественных монополий. И пока вся сумма этих документов не будет приведена в соответствие с новым федеральным законом, у РЭК права регулировать тарифы нет. Но и когда, все документы будут изменены, и это право у РЭК появится, то опять же, в соответствии с новым законом, регулированию подлежат, только тарифы на тепловую энергию отпускаемую предприятиями производителями. Для предприятий производителей тариф устанавливаются в расчете за единицу мощности, т.е. в рублях за 1 гиго-каллорию. В том числе и для муниципальных предприятий, и в частности это касается предприятия "Тепловые сети", это и будет сфера влияния РЭК. А тарифы на коммунальные услуги для населения, за отопление и горячую воду, устанавливаются; на отопление - в рублях за квадратный метр, на горячую воду - в рублях с человека. Эти тарифы устанавливают муниципальные управления ЖКХ. Так как предприятия производители энергии заключают договора непосредственно с предприятиями, организациями, учреждениями и управлениями муниципальных ЖКХ, которые ее перераспределяют. Еще раз подчеркну, что для населения устанавливать тарифы на коммунальные услуги, и в частности на отопление и горячее водоснабжение, имеют право, и будут иметь органы местного самоуправления. Это четко определено в обновленном федеральном законе "об основах жилищно-федеральной политики".В случае Великих Лук, в соответствии с уставом города, право устанавливать энерготарифы для населения имеет городская Дума.Записал Сергей Лащенко,
Псковское агентство информации.