Гражданка России победила Латвию

Европейский суд по правам человека обязал вчера Латвию разрешить россиянке Татьяне Сливенко с семьей проживать в стране. А за вмешательство в частную жизнь Сливенко Латвия заплатит 20 тысяч евро. Россия выступала третьей стороной в процессе и считает это большой победой. В Европейском суде находится еще 80 исков россиян из Латвии, пострадавших от дискриминации. А по сведениям правозащитников, с исками готовы обратиться еще 18 тысяч россиян, живущих в стране. Но вряд ли это решение облегчит их участь. "На политику латвийского правительства это не повлияет. Наше государство действует как хочет, по тем законам, которые само себе пишет», -- считает латвийский политик Янис Юрканс.
 
Выдали предписание покинуть страну

Дело Татьяны Сливенко стало известно всей Европе более четырех лет назад. Напомним, что Татьяна Кузнецова (это девичья фамилия истицы) прожила в Латвии всю жизнь. Сюда в месячном возрасте ее привезли из Эстонии родители. В 1977 году, когда ей исполнился 21 год, она вышла замуж за 25-летнего офицера Николая Сливенко. Вскоре у них родилась дочь Карина.
В 1991 году, с обретением Латвией независимости, члены семьи Сливенко получили статус "неграждан -- бывших жителей СССР". Но в 1994 году, когда из Латвии были выведены российские войска, им предложили покинуть страну. Основанием стал межгосударственный договор, согласно которому все военнослужащие Российской армии, уволившиеся после 28 января 1992 года, и члены их семей лишались права на проживание в Латвии.
В 1996 году Николай Сливенко после неоднократных попыток найти работу вернулся на родину в Курск, где устроился работать в местном военкомате. Жена и дочь остались в Риге и продолжили бороться за свои права. Но безуспешно. В 1998 году им выдали предписание покинуть Латвию, сделав их персонами нон-грата. Более того, въезд на территорию республики был для них закрыт, хотя в Риге остались престарелые тяжело больные родители Татьяны, нуждающиеся в постоянном уходе.
В Курске Татьяна Сливенко приняла российское гражданство, а в мае 1999 года обратилась в Европейский суд по правам человека. Потом она написала письмо Владимиру Путину, который дал указание уполномоченному РФ в Европейском суде Павлу Лаптеву вступить в этот процесс в качестве третьей стороны. Отметим, что в деле "Татьяна Сливенко и другие против Латвии" Россия впервые выступила на стороне своих граждан против иностранного государства.
 
Нарушение прав на семейную и частную жизнь
 
25 января 2002 года Страсбургский суд принял иск Сливенко к рассмотрению. Разбирательство длилось более полутора лет. В итоге вчера на заседании Большой палаты Европейского суда 11 судей признали нарушение прав заявительницы на семейную и частную жизнь, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека (шесть судей были против). Председатель суда Люциус Вельтхабер объявил вердикт, не подлежащий обжалованию: правительство Латвии в течение трех месяцев обязано выплатить Татьяне и Карине Сливенко по 10 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба (изначально Сливенко требовали 400 тысяч евро), а также предоставить им возможность постоянно проживать в Латвии в своей квартире, отобранной у них в 1998 году.
"Сегодняшнее решение будет иметь существенное значение для граждан Российской Федерации в государствах Прибалтики и проживающих там лиц, родным языком которых является русский", - заявил Павел Лаптев. Что касается требований Сливенко признать незаконным лишение ее статуса постоянного жителя Латвии и выдворение из страны, то, по мнению Лаптева, разрешение этих проблем будет связано с дальнейшей работой адвокатов по реализации решения Европейского суда "внутри латвийской правовой системы".
Официальный представитель МИД России Александр Яковенко, комментируя решение Европейского суда, заявил: "Министерство иностранных дел продолжает беспокоить ситуация с правами человека в Латвии. Сейчас в Европейском суде по правам человека находится свыше 80 жалоб от наших соотечественников из Латвии. От Латвии не требуется ничего другого, как соблюдать те принципы и нормы, которые утвердились на европейском правовом пространстве".
 
Неграждане
Однако, по мнению лидера блока «За права человека в единой Латвии» Яниса Юрканса, положительное для семьи Сливенко решение суда проблему русскоязычного населения в Латвии не разрешит. «Победа Сливенко, конечно, поможет тем людям, которые сегодня испытывают серьезные трудности в Латвии, поверить в свои силы и в то, что есть еще организации, которые могут им помочь, - считает он. - Но на политику латвийского правительства это не повлияет. Наше государство действует как хочет, по тем законам, которые само себе пишет».
По сведениям правозащитных организаций, с подобными обвинениями в Страсбург готовы обратиться более 18 тысяч человек, чьи права были нарушены на государственном уровне в форме отказа в праве жить в Латвии. Всего в Латвии находятся около 700 тысяч русских, которым выданы специальные паспорта неграждан. Фактически они лишены основных гражданских прав - права голосовать, права устроиться на работу. Русские неграждане - треть населения страны.
 
"Мы полностью удовлетворены"

Сама Татьяна сейчас находится в Риге - в ожидание решения суда латвийские власти все-таки выдали ей визу на 90 суток. После пятилетней разлуки она наконец-то смогла увидеть своих родителей. Мы удовлетворены решением Европейского суда, - заявила вчера Сливенко. - Для нас главное, что Страсбургский суд признал справедливыми наши требования о восстановлении права на постоянное проживание в Латвии, на восстановление наших латвийских документов и возвращение нашего имущества. Татьяна не особо расстроена тем, что вместо требуемой компенсации за моральный и материальный ущерб она получит в 20 раз меньше. Главное, что в ближайшее время она и ее семья смогут на законных основаниях вернуться в Латвию. "По сути, это и было нашей целью, когда мы направляли жалобу в Европейский суд по правам человека", - пояснила она.
 
СПРАВКА
Четвертая победа в Страсбурге
До победы Татьяны Сливенко в Страсбурге только трем истцам из России удалось выиграть в Европейском суде. Всего же в суд в Страсбурге было подано около 12 тысяч исковых требований российских граждан. Впрочем, жалобу Сливенко нельзя ставить в один ряд с остальными: здесь Россия выступает на ее стороне, третьей стороной в процессе. Тем не менее Сливенко стала четвертой россиянкой, подтвердившей свою правоту в Страсбурге. Участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Анатолий Бурдов доказал в суде, что выплата компенсаций производилась ему с незаконными задержками. Европейский суд признал его правоту и постановил выплатить ему 3 тысячи евро в течение трех месяцев. Вслед за этим решением Европейский суд признал недействительным приговор, вынесенный районным Неклиновским судом жителю города Таганрога Сергею Посохову. Офицера таганрогской таможни осудили по двум статьям УК: уклонение от таможенных платежей и превышение власти. После двух с половиной лет разбирательств европейские юристы пришли к выводу, что дело Посохова рассматривалось незаконным составом суда, то есть приговор не имеет юридической силы. И наконец, третьей стала белгородский библиотекарь Анна Рябых, которая при помощи Европейского суда по правам человека превратила 11 674 рубля, "сгоревшие" в Сбербанке в начале 90-х, в 27 300 долларов. Суд тем самым постановил компенсировать потерю собственности и моральный ущерб. Ни одно из этих решений Россия не оспаривала, сочтя решения Европейского суда справедливыми. Правда, с Анной Рябых, как уже рассказывала ГАЗЕТА, государство (в лице Минфина) так до конца и не рассчиталось. 
 
Маргарита Кондратьева
Виктор Субботин
Курск
 
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...