Обзор прессы 5 - 9 июля: Летняя норма
В Псков приехал зверинец. Несчастный тигр, не имея возможности покончить жизнь самоубийством от несвободы и духоты, ходит по клетке туда – сюда. Качается из стороны в сторону бедный енот, одуревший в узком и жарком пространстве клетки. Жизнь – не позавидуешь. Но псковичи ведут детей посмотреть на диковинку. Ну что – то вроде восковых фигур. Только ужасы разные. Тянет народ непреодолимо к кадаврической эстетике, привитой телевизионными ужасами и газетной апокалиптикой. А так жизнь продолжается. Город активно готовится к 60 - летию освобождения от фашистов, вот – вот откроется очередной гигант торговой индустрии на месте бывшего промышленного – Псковхимлегмаша – торговый центр Максимум. Так что город Псков – город богатый, вот только никто денег не даст ни на восстановление и ремонт храма, ни на приведение воинского захоронения в порядок. На это денег нет. И газеты с укором - к власти. Почему не дает? А дать нечего. Можно было бы восстановить традицию народных пожертвований на благие дела. Но для этого нужны организаторы. Хотя нынче время исключительно личной корысти. Государству мы уже все отдали, что могли. Больше не хотим.
Газетные новости вполне в летней норме. Про то, про се. Стерх пишет о перспективах жизни в Пскове молодых: «Карьера в Пскове». Вроде в столицах денег больше, но зато конкуренция выше. И в Пскове можно найти место под солнцем, и первым парнем на деревне стать. Правда, озабоченность молодежи карьерным ростом вызывает сочувствие. Делать карьеру в офисе, или в посреднических операциях – дело незавидное. А именно такая карьера сегодня - самая востребованная и быстрая. Цель жизни теперь в России – успешность, что является реализацией идеологии западных ценностей. А то, что нет у нас теперь инженеров и конструкторов, станочников и грамотных строителей, специалистов ЖКХ – это общество пока не понимает. Тихо: идет реформа.
Продолжаются в частной прессе вялые атаки на губернатора в связи с новым назначением на должность вице-губернатора, «газовика», доктора экономических наук Рената Байгузина, вместо ушедшего в отставку, Салтыкова. Задумчивого то ли Карлсона, то ли Вини – Пуха. Этот чиновник для меня так и остался загадкой. Чего сделал, как работал, что получилось? В отличие от известных фигур в областной администрации Юрия Демьяненко, Веры Емельяновой, которые умеют артикулировать свою деятельность, и достаточны внятны.
И очень сомнительным, особенно в области, где в последнее время появились десятки высших учебных заведений, представляется мне замечание Натальи Олехнович, проректора Вольного института (Панорама ошибочно повысила статус учебного заведения, назвав его университетом). Наталья Олехнович дала «экспрессивный комментарий» к предполагаемым поправкам Госдумы в системе образования: «образование в России не является приоритетным – и это драмы страны. Пока правительство не будет вкладывать в образование – общество будет деградировать». Вот все открываем новые вузы, а народ как писал в подъездах, так и писает. А драма страны, где сейчас каждый третий получает высшее образование, именно в том, предполагаю, что высшее образование имеет возможность получить практически каждый. Как и в том, что бесплатно получив образование в государственном вузе, выпускники потом подают кофе в офисах, или работают посредниками на продажах напитков, и всякими там креативными директорами. То есть производят воздух. Вот особенность нынешнего высшего образования в России, которое изготовляет сейчас в большом количестве ненужных специалистов. Особенно частные вузы и платные отделения государственных. Высшее образование не должно быть, по определению, образованием для всех, как это было в Советском Союзе. Иначе оно теряет свою ценность и смысл. Так что не могу я согласиться с переживаниями Натальи Олехнович, высказанными ею Панораме.
Если бы в частной прессе было поменьше ехидства, иронии (цена которой – копейка), театрального негодования, то ее можно было бы принять за серьезную прессу. Но постоянное использование таких фраз, как «террариум единомышленников» в Панораме, особенно в период губернаторской предвыборной кампании. Или сообщение о трагическом случае на шоссе - «отправив в покойницкую пустошкинского подростка», вполне четко определяют жанр подобной прессы. Панорама с удовольствием иронизирует над национальностью татарина Байгузина (маленькие радости желтой прессы) и его участием в конгрессе татар: «Неожиданная отставка хуже татарина». Так называется очередной антигубернаторский материал. Газета также предлагает свое видение этого назначения – Байгузин «ставленник определенной финансово – промышленной группы, которая согласилась стать спонсором кампании действующего губернатора». Далее газета удивляется, почему это событие случилось до выборов, видимо, у спонсоров нет уверенности в победе Михайлова, вот и решили «отбить вкладываемые в губернатора деньги уде сейчас»,- пишет догадливая Панорама. Так что предвыборная кампания губернатора, давно начавшаяся с газетных атак на Главу администрации Псковской области, продолжается. Только Панораме в своих выводах надо быть потоньше и поскромнее. Если назначение Байгузина - ход спонсора, то уверенного в том, что Михайлов выиграет выборы. И хороший специалист – практик, ученый Байгузин области очень кстати. Ну не парашютиста же – банкира, кандидата – неудачника, каким является владелец ехидной и всегда ошибающейся в прогнозах Панорамы, брать во власть. Хотелось бы поменьше выскочек, успевших схватить перестроечный капиталец, как в случае с господином Кузнецовым. Его что ли сажать в вице – губернаторское кресло? Как представителя другой финансово – промышленной группы? Государство же пока, и не только псковский губернатор, более находится в качестве наблюдателя развития частного промышленного производства. А бизнесу, прежде всего, выгодны пивные и сырьевые особенности национальной промышленности. И национальная ли она? И мало кто и чего понимает во всем происходящем. Поэтому наличие газовика Байгузина, очень хочется надеяться, как – то прояснит картину промышленной стратегии в области, тем более, что область для газификации – объект перспективный.
Лев Шлосберг, известный политстратег, я бы даже сказала, архистратег (то есть самый, самый), в комментарии Панораме по поводу назначения Байгузина даже и не сомневается в том, что это «попытка экстренной перестройки управляющего звена администрации Псковской области, мотивированное предстоящими губернаторскими выборами». Что значит, по мнению Шлосберга, «в Псковской области появилась еще одна финансово - промышленная группа, сращенная с администрацией». Неважнецкое словечко «сращенная», как и традиционные намеки Шлосберга на коррумпированность Главы администрации области. Но впрочем, у Льва Марковича есть один святой и мученик зеленых денежек – Михаил Ходорковский, которому он и посвящает газетные полосы. Со всем жаром своей демократической души, жаждущей справедливости к отдельно взятому финансовому объекту. Поэтому «Псковской губернии», газете Льва Шлосберга, я уделяю всегда особенное внимание вследствие ее четкой политической направленности и прозападной, либеральной идеологии, мне совершено чуждой, а где – то и продажной. Вот опять о своем: «Как Москва убивает правду». Это снова перепечатка из английской «The Observer». По мнению ПГ, газетному контексту ее материалов и перепечаток западной прессы, правду убивает и Президент Путин, и Михайлов. И везде страшная рука КГБ и эти « с косами», чтобы убивать правду – матку. А правда – матка теперь известно где - нам ее пишут в «обсерверах» и «вашингтон постах». А совсем не там, где вы думаете. Хорошо бы газету с архаическим названием, которое не имеет никакого отношения к сути публикуемых материалов – «Псковская губерния», назвать, например, «Pskov observer», тем более, что иностранное слово «observer» вполне соответствует простому русскому «обс.рать». И это будет точно соответствовать задачам издания, и даже оригинально. Правда «Псковской губернии» и ее материалов состоит в том, что все, что происходит в Псковской области – неправильно и плохо, и такого больше нигде нет. И проблемные темы области рассматриваются в соответствующем ракурсе.
Правота материалов, например, журналистки Прокопьевой, которая является основным автором газеты, вполне возможна, но ведь в каждом номере об одном и том же: все плохо, все не так ребята. Это вредно для профессии, и изнурительно для читателя. Ни одного позитивного материала в газете нет, ни об одном деле власти, чиновников, просто людей, проживающих на территории «губернии». Что, несомненно, говорит о четкой ангажированности данного издания. Но зато особенно удаются и отличаются трогательностью материалы в ПГ в защиту Ходорковского. Обычно это перепечатки из столичной олигархической или западной прессы. Уж, кажется, весь адвокатский мир стоит на ушах, переживая за российского олигарха, и отечественные правозащитники тут как тут. И эта уголовная тягомотина, которая представляется в прессе Шлосберга неравной борьбой с властью за справедливость, просто вызывает рвотный рефлекс. Потому что мы все хорошо знаем, что утаивание доходов и неуплата налогов на Западе, в западной экономической суровой действительности, влечет за собой обычную пошлую тюрьму без всяких писков и визгов со стороны общественности и другой пишущей братии. И утверждение «The Financial Times», опубликованное ПГ: «Российскому Президенту Владимиру Путину вскоре предстоит решить, как он намерен закончить дело ЮКОСа – иначе он рискует причинить экономике России реальный ущерб», очень похоже на скрытый шантаж. А вы себе можете представить подобный текст в нашей прессе в адрес неплательщика налогов той страны, где выходит эта газета – Великобритании? И разве у нас есть экономика? Если у нас в стране есть люди, которые зарабатывают на экономической деятельности миллиарды, и есть люди, которые устраивают голодовки потому, что им не выплачивают зарплату, значит, экономики у нас пока нет. А есть теневой бизнес. И не надо нас пугать, Лев Маркович. Таких ужасов, которые обещают нам ваши товарищи по демократической прессе, мы не боимся. Мы вообще ничего уже не боимся, особенно, ущерба.
И в АиФ известный богач – бизнесмен господин Брячак, постоянный претендент на губернаторский пост, чей доход тридцать тысяч рублей в год, тоже беспокоится. Но не о российской экономике, как господин Шлосберг и английская газетка, а о социальных льготах «нашим ветеранам». «Отменять льготы и заменять их денежными компенсациями в том виде, в котором это предлагает сделать правительство, нельзя»,- считает бизнесмен. Солидно надув щеки, он сообщает в своем вкладыше АиФ, что социальная реформирование необходимо, но денежную компенсацию съест инфляция. Еще бы можно добавить к сказанному: если у нас будут такие бизнесмены, как Брячак, которые «зарабатывают» всего 30 тысяч рублей в год и соответственно платят налоги, то «наши пенсионеры» вообще протянут ноги. Пока бюджетники выручают. Они налоги платят честно в связи со своим безвыходным положением. И высокопоставленный чиновник областной администрации, с налоговых отчислений которого выплачивается пенсия в среднем статистически трем пенсионерам, приносит гораздо больше пользы «нашим ветеранам», чем владелец огромного таможенного бизнеса Брячак. И это при том, что чиновничьи заработки в Псковской области одни из низких в стране. И никакой надежды на господина Брячака, защитника бедных и униженных нашим государством, нет. Так что беспокойство бизнесмена о социальных льготах лицемерное и бесстыдное. Но жажда власти превращается в непрекращающийся сушняк, а у читателей от всех этих политических откровений начинается изжога.
С финансово – промышленным, а также групповым приветом: Н.Шершнева.