Самые «отсталые» экспортёры Северо-Запада показали себя самыми экспортоориентированными
В Пскове состоялось «максимально прикладное мероприятие», как его назвал исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортёров Юрий Шурыгин, - международный форум «Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона». Участники этого форума, в частности познакомились с образовательной программой Школы экспорта Российского экспортного центра и узнали, что уже в следующем году псковские экспортёры смогут бесплатно учиться в этой Школе не только онлайн, но и в офлайн-режиме.
И последние станут первыми
Открывая форум, Юрий Шурыгин несколько раз подчеркнул, что российским экспортёрам не строить строить иллюзий относительно поддержки сверху, а надо рассчитывать только на себя самих. Но при этом они могут и должны овладевать инструментами, которые им предоставляет государство, а также общественные и частные организации, чтобы знать, к кому можно обращаться за бесплатным советом, а у кого - получить субсидию на развитие внешнеэкономической деятельности.
Собравшимся на всякий случай напомнили, что организатор форума, Центр поддержки экспорта Псковской области, как раз является той организацией, которая бесплатно учит потенциальных экспортёров, берёт на себя расходы по их участию во всероссийских и международных выставках, софинансирует их траты на международную сертификацию товаров.
Стараниями Центра поддержки экспорта, созданного всего два года назад, Псковская область недавно оказалась на втором месте рейтинга Российского экспортного центра по экспортноориентированности малого и среднего бизнеса! И это после того, как единственный граничащий с тремя государствами российский регион много лет занимал нижние строчки во всех рейтингах по экспорту, изумляя иногородних экспертов своей еле заметной внешнеэкономической деятельностью.
Не случайно Псковская область выбрана одним из 22 пилотных регионов по внедрению регионального экспортного стандарта, который был презентован на форуме с расчётом на то, что малые и средние псковские предприниматели теперь начнут поактивнее вносить в него свои поправки и предложения.
Ещё одним важнейшим доказательством возросшей экспортноориентированности псковских предпринимателей стал прорыв компании «Столбушинский продукт», которая только что прошла первый этап сертификации для получения маркировки Made in Russia. Что это за маркировка и почему российским экспортёрам нельзя просто написать на своём товаре «Сделано в России», а необходимо пройти для этого установленную законом процедуру, на форуме в Пскове также было подробно рассказано.
Смелость города берёт
Форум начался с круглого стола «Государственные меры поддержки экспорта – мифы или реальность?» - да так оба дня и работал в интерактивном формате: действующие и потенциальные экспортёры из числа малых и средних псковских предпринимателей то и дело перебивали докладчиков, подбрасывая им темы для дискуссии.
Ассоциация малых и средних экспортёров, как обычно, делилась с псковскими предпринимателями конкретным опытом, объясняя на примерах, как можно наладить электронную торговлю товарами из России, если найти себе партнёров в ближнем зарубежье, как избежать уголовного преследования, если контрагент за границей вдруг не рассчитался за очередную партию и задолжал вам внушительную сумму в валюте, и даже как организовать поставку в США хрустящих хлебцев, ломая стереотипы о том, кто кому экспортирует фаст-фуд.
Кроме того, Юрий Шурыгин предложил псковским экспортёрам поучаствовать в 14 запланированных на следующий год бизнес-миссиях Ассоциации малых и средних экспортёров России и призвал смелее строить «нескромные» планы. А также заверил, что у Ассоциации есть «надёжные ребята на местах» во многих странах мира, что и является ключом к успеху при завоевании зарубежных рынков.
По его словам, предпринимателю, который хочет стать экспортёром, надо только определиться, какие именно рынки он хочет завоёвывать и обязательно ввести у себя на предприятии отдельную должность специалиста по экспортной деятельности, чтобы не «загубить всё дело на корню». И ни в коем случае не бояться таможенников, которые сами чрезвычайно заинтересованы в развитии российского экспорта, что и подтвердилось на международном форуме в Пскове, когда им дали слово.
Юрий также напомнил, что Ассоциация малых и средних экспортёров – это клуб единомышленников, организация по-настоящему увлечённых своим делом предпринимателей. Например, в Пскове её представителем стал директор ООО «ВодаКом» Андрей Петров как предприниматель, который одним из первых заинтересовался сотрудничеством с Центром поддержки экспорта, благодаря чему смог продвинуть свою продукцию далеко за пределами региона.
Учить, учить и ещё раз учить!
Настоящим открытием Форума, особенно для иногородних участников стала впечатляющая внешнеэкономическая деятельность Псковского государственного университета. Директор научно-образовательного центра внешнеэкономической деятельности ПсковГУ Ольга Бакуменко рассказала, как вузу удалось всего за несколько лет увеличить количество иностранных студентов с 43 до 1300 и добиться того, что министерство образования Индии включило псковский университет в свой рейтинг самых успешных иностранных вузов.
Оказывается, экспорт образовательных услуг только в 2016 году принёс Псковской области доход в 27 с половиной миллионов рублей. Во многом благодаря тому, что в ПсковГУ должность ответственного за ВЭД теперь есть в каждом структурном подразделении.
Юрия Шурыгина настолько восхитил системный подход псковичей к экспорту образовательных услуг, что он тут же назначил Псков флагманом в этой сфере внешнеэкономической деятельности и предложил совершенно бесплатно пропагандировать псковский передовой опыт на электронной площадке «Экспортёры России».
Университет, в свою очередь, проинформировал участников форума, что запускает со следующего года обучающую программу по продвижению продукции в социальных сетях, в том числе в иностранных социальных сетях. Тем более, что у него есть чему поучиться: именно активная деятельность в соцсетях принесла ПсковГУ признание в министерстве образования Индии.
Ловись, рыбка!
Одним из интереснейших пунктов программы форума стал crash-тест проектов внешнеэкономической деятельности двух псковских и одного латвийского предприятия. Участники форума смогли обсудить составляющие успеха «Столбушинского продукта», побывали на предприятии «ПсковТехГаз», которое намеревается поставлять свою продукцию в Африку, познакомились с опытом латвийской фирмы VLAKON.
При этом возникла интереснейшая дискуссия о том, как и где за границей лучше создавать филиалы российского производства, чтобы уйти от проблем с сертификацией и одновременно получить налоговые льготы в качестве инвестора. А кроме того, выяснилось, что латвийские производители рыбы сами не прочь покупать рыбу у псковичей и к тому же заинтересованы кооперироваться с псковичами в предоставлении туристических услуг.
Проблема только в дороговизне российских виз. Так что участники форума заодно договорились лоббировать решение этой проблемы на высшем уровне. А Юрий Шурыгин пообещал продвигать псковский туризм на портале «Экспортёры России» и посоветовал представителям Латвии стучаться в российские чиновничьи кабинеты под флагом заботы о развитии экспорта российских товаров и услуг.
Консул Латвийской республики в Пскове Эвия Думпе в ответ пригласила псковичей в следующем году посетить с бизнес-миссией её страну – тем более, что это будет год 100-летия Латвии и год особенно интенсивной подготовки к Международным Ганзейским дням в Пскове, который пройдут в 2019 году.
Made in
Во второй день форума его иногородние и иностранные участники смогли узнать из первых рук, что такоесвободная экономическая зона «Моглино» и почему подобных ей площадок нет во всём Северо-Западе России, подробно познакомились с банковскими предложениями для экспортёров, узнали, какадминистрация Печорского района Псковской области создаёт для своих производителей если не собственную свободную-экономическую зону, то зону наибольшего благоприятствования их экспортной деятельности, и самым тщательным образом изучили созданный Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике и ПсковГУ региональный экспортный стандарт.
Этот документ настолько заинтересовал местных предпринимателей, что они стали спрашивать, а когда же власти Псковской области начнут развивать «экспорт» псковских товаров не только за границу, но и в другие регионы России. На что председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Андрей Михеев сообщил, что уже в ближайшие дни в его структуре появится специальный сотрудник, который займётся этим вплотную.
Юрий Шурыгин при этом заметил, что развитие внешнеэкономической деятельности, как правило, повышает конкурентоспособность предприятий и на внутреннем рынке. Как это было, например, с производителями пиломатериалов из Югры, продукция которых стала очень востребованной в России после того, как они начали торговать ею в Австрии.
Одновременно участники форума выяснили, как пройти сертификацию для получения маркировки Made inRussia, и позавидовали вологодцам, которые с такой же тщательностью разработали собственные региональные стандарты качества. Например, маркировку «Настоящий вологодский продукт».
Как объяснила собравшимся руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана Ярлыковская, почти все попытки псковских производителей маркировать свои товары региональным лейблом пока выглядят так, что хочется сообщить о них в правоохранительные органы. Потому что никакой законодательной базы под такой маркировкой нет, и потребитель, к сожалению, вынужден довольствоваться надписью, которая никакими региональными сертификатами качества не подтверждается.
Не в Вологде-где, а на сайте РЭЦ
Как уже было сказано выше, одним из важнейших достижений форума стала договорённость Центра развития экспорта Псковской области с Российским экспортным центром о реализации в Псковской области в 2018 году образовательного проекта РЭЦ по обучению начинающих предприятий-экспортеров основам и ведению экспортной деятельности, которая сочетает в себе лучшие практики от ведущих экспертов в области внешнеэкономической деятельности России и международный опыт.
Бесплатные онлайн-семинары по этой тематике доступны всем желающим после регистрации на сайте РЭЦ уже сегодня. Одна вологодская консалтинговая фирма даже скачала их себе и целых полгода продавала своим клиентам под видом собственного уникального продукта, пока её не уличили в мошенничестве.
Чтобы псковским частным бизнес-тренерам неповадно было водить за нос потенциальных экспортёров,руководитель направления по работе с региональными тренерами и операторами Школы экспорта РЭЦ Муталиб Курахов лично приехал в Псков, чтобы познакомить предпринимателей со своим образовательным ресурсом.
Самые продвинутые псковские экспортёры сразу заинтересовались, как его Школа учитывает региональный компонент. Муталиб объяснил, что для того и нужны кураторы на местах, а также реальные интерактивные семинары офлайн, чтобы учитывать местную специфику и отвечать на конкретные вопросы учеников. Чему и будет способствовать договорённость РЭЦ с Центром развития экспорта Псковской области о сотрудничестве в следующем году и сертификация региональных тренеров.
«Российские предприниматели очень нуждаются в знаниях, поэтому мы очень надеемся, что уже в следующем году Псковская область станет полноправным участником нашего образовательного проекта, благодаря чему псковские представители малого и среднего бизнеса смогут учиться внешнеэкономической деятельности очно, что, конечно, намного эффективнее», - сказал Муталиб Курахов.
Представитель Российского центра экспорта, кроме того, посоветовал псковским экспортёрам внимательно изучить и другие возможности РЭЦ. Например, он рассказал им, что РЭЦ собирается брать в аренду площадки на зарубежных онлайн-складах и предоставлять их в пользование российским экспортёрам, которые не имеют таких средств, чтобы самостоятельно открывать за границей электронные магазины.
В рамках практической части форума специалист в области ВЭД и логистики, консультант по ВЭД в консалтинговой компании B.A. Group Ольга Морозова и начальник отдела логистики и развития ООО «Кистоун Лоджистикс» Ирина Третьякова также поучили псковских предпринимателей, как им лучше переправлять свои товары за границу, с какими перевалочными пунктами для этого сотрудничать, как и где паковать груз и как его растаможивать.
Кроме того, экспортёры узнали, какие фирмы в Псковской области занимаются дизайнерской «упаковкой» бизнеса и разработкой фирменного стиля.
Форум завершился дегустацией псковских продуктов питания, в том числе столбушинских сбитней, фермерского крафтового пива с травами, изборских пряников, которым сами туляки недавно отдали приз зрительских симпатий у себя на пряничной ярмарке, цукатов из ревеня, сыра «Хочетта» и других уникальных местных деликатесов, которые так и просятся на экспорт, а вернее, хорошо экспортноориентированы, как сказано в новейших серьёзных исследованиях.
Елена НЕМИРОВА