Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»

Ровно неделю назад Псковское агентство информации получило предложение, от которого нельзя было отказаться. Псковская областная филармония попросила помочь выяснить мнение псковичей по вопросу, от самой постановки которого стало нехорошо: нужен ли Пскову симфонический оркестр?

 

«А что, КТО-ТО и на этот счет уже сомневается?» - поразились мы. «Как вам сказать, вы в «Псковской губернии» статью Юрия Стрекаловского «Отвага и отчаяние» читали?» - спросили в ответ. Отвечаем, мол, читали, спасибо, многое понравилось… «То есть вы согласны с тем, что существование симфонического оркестра в Пскове – под большим вопросом?» - растерялись на том конце провода. «Бог с Вами! Нет, конечно!», - заволновались мы.

 

Статью перечитали (и вы перечитайте, пожалуйста), глубоко призадумались. Конечно, концерт оркестра, взявшегося аккомпанировать звезде отечественного пианизма Владимиру Мищуку, разнесен в пух и прах. При этом, по моему скромному мнению, помимо детального разбора пролетов псковским исполнителям был выдан еще и полный респект: артисты в тяжелейших условиях, с кровью и потом, если верить коллеге Стрекаловскому, разучили сложнейшую программу и отыграли ее на уровне – на своем, если опять же верить коллеге. «Так что главная интрига концерта оказалась разыграна всё же в пользу Псковской филармонии: наш оркестр играть с серьёзными музыкантами может. И, в принципе может готовить серьёзные программы. Для этого необходима поддержка (не секрет, что зарплаты оркестранта не хватает, чтобы купить комплект струн), нужен другой зал (тот, что зовётся филармоническим - ужасен, это бывший Дом политического просвещения, и по своим акустическим качествам он ни на что не годен, кроме проведения партийных сборищ), нужна серьёзная работа для того, чтобы освоить серьёзную программу (а не бесконечные вальсы и польки семейства Штраусов). Но – можно жить. Это – главное», - да молодец Стрекаловский, почему «филармонические» расстроились? Из-за бесконечного потребления слово «лажа» в тексте?

 

А вот следующий абзац как-то насторожил: «Итак, Псковский симфонический, у тебя твёрдая «тройка» с плюсом и аванс доверия публики на будущий сезон, если не сократит твои дни комитет по культуре и сезон этот у тебя начнётся!» Неприятный осадок образовался в душе, и отправились мы, в моем лице, в филармонию, чтобы поговорить и осадок рассеять… В кабинете администратора меня встретили начальник отдела маркетинга Псковской областной филармонии Инна Зуб, и.о. директора симфонического оркестра Константин Клеменко, приглашенный дирижер оркестра Геннадий Чернов (Санкт-Петербург), солистка Венской оперы Олеся Головнева, у которой в тот вечер как раз был очередной концерт с Псковским симфоническим… И мне сразу понравился их настрой: душить руками ПАИ «Псковскую губернию» эти люди не собирались, честно рассказали о том, что их тревожит и почему критический материал (чуть ли не первый за всю историю существования оркестра) так их взволновал.

 

Говорит и.о. директора оркестра Константин Владимирович Клеменко:

Трудно не согласиться с тем, что оркестр переживает не самые лучшие времена, можно говорить об определенном кризисе. Прежде всего, он связан со структурной перестройкой: до этого сезона оркестр был сам себе голова - со своим директором, финансированием, бухгалтерией, штатами. В 2005 году он перешел под крыло областной филармонии, что накладывает определенный отпечаток на жизнь оркестра. Концертные программы, сотрудничество с солистами, коллективами выстраиваются уже через филармонию. Это, конечно, нюансы, но и они имеют значение.

 

Во-вторых, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Разумов в прошлом году по конкурсу поступил на работу в оркестр Белорусской телерадиокомпании и работает теперь там, впрочем, оставаясь художественным руководителем нашего коллектива. Разумов дал оркестру определенный творческий рост, затеял укрепление и расширение штата. Но… Как бы там ни было – он стал приезжающим дирижером, это ограничивает его возможности в походах по начальству, доказательств своей правоты, защиты интересов оркестра и т.д. Сложность еще и в том, что факт ухода Разумова был в прессе освещен, но, на наш взгляд, иногда подавался как «жаренный»: «Дирижер уехал, все закончилось». Да ни в коем случае! Оркестр продолжает работать, есть план концертов на год, количество концертов утверждено, график репетиций составлен. И никто не вправе утверждать, что программу, которые играли с Мищуком, мы начали учить за два дня до приезда солиста. Какие «кровавые репетиции»? Концерт был спланирован за год, за год мы знали, что будем играть Чайковского и Прокофьева, Разумов проводил репетиции в каждый свой приезд. Все это частности, конечно, но их нельзя не учитывать.

 

С уходом Александра Разумова перед нами встал вопрос поиска дирижера. Сейчас с нами сотрудничает Геннадий Борисович Чернов (Санкт-Петербург). Ему делегированы обязанности главного приглашенного дирижера, он играет основные вечерние программы. Какую-то политику он тоже выстраивает, оркестр не покинут в смысле руководства. Сейчас стоит другая проблема: поиск дирижера, который бы осуществлял репетиционный процесс. Мы пользуемся услугами приглашенных дирижеров – аспирантов Петербургской консерватории, в основном, из класса профессора Александра Ивановича Полищука, чтобы не было разницы в дирижерской школе (и Разумов, и Чернов – ученики Полищука), что, конечно не исключает прослушивания других дирижеров из других регионов. Например, есть предложение от московского дирижера Михаила Михайловича Переплеснина. Он попытается сделать в марте детскую программу.

 

Поэтому я не стал бы говорить о том, что оркестр работает в пожарном режиме, в нестабильной ситуации. Оркестр наоборот консолидировался, коллектив стал более сплоченным. Тем более, что музыкантам в нынешней ситуации не на кого и не на что надеется, кроме как на свою совесть и профессионализм. И я хотел бы попросить журналистов – быть несколько деликатнее. Знаете, после информации об уходе Разумова в филармонию стали звонить слушатели, обвинявшие руководство филармонии в развале оркестра… Поэтому хотелось бы, чтобы освещение событий жизни оркестра было более регулярным. Чтобы в прессе появлялась не только информация о концертах: прошел тогда-то, играли то-то, дирижировал тот-то. Хотелось бы, чтобы люди общались с нами. С Геннадием Борисовичем, например, чтобы ознакомиться с его видением проблем оркестра - что нужно оркестру для нормального существования?

 

 Геннадий Борисович Чернов, приглашенный дирижер:

У меня взгляд, действительно, непредвзятый, со стороны. Я видел несколько десятков российских оркестров и могу сказать – в Псковском очень много положительных сторон. Любят артисты свое дело, свой оркестр, любят музыку. Поверьте, это тоже не часто бывает. Мне очень нравится дисциплина в оркестре. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание: менеджмент оркестра, направлявший его предыдущие годы до перехода  под крыло филармонии, допустил несколько важных ошибок. Например, не была предусмотрена амортизация по инструментам. Когда приезжают приглашенные музыканты, скажем, из Петербурга и видят – в каком состоянии находятся инструменты артистов Псковского оркестра, они удивляются: «Как вы на этом хоть какие-то звуки издаете?».

 

Поэтому псковская публика должна знать: артисты, играющие на таких инструментах, - герои. Цена их инструментов уже давно ушла в минус. И представьте, как трудно музыкантам дается исполнение, особенно на духовых деревянных (габои, фаготы, флейты). Псковские музыканты делают практически невозможное! Над  вопросом сейчас работает директор филармонии Галина Александровна Иванова, она это, слава Богу, понимает. Но на все нужно время!

 

Еще один главный вопрос: зарплаты музыкантов и условия жизни. В Пскове полный состав исполнителей для симфонического оркестра вряд ли можно будет найти. И нужно музыкантов приглашать, и приглашенные должны жить хотя бы в служебных квартирах, а не в общежитии. Музыканты – люди очень высокой квалификации, несколько десятков лет учились, а получают значительно меньше, чем банковский работник более низкой квалификации, чем имеют они.

 

Мне кажется, трудно сейчас будет решить оркестру проблему приглашения на постоянную работу руководителя. Все понимают, что руководить коллективом должен один человек. Творческий коллектив – это монархия. Но для этого нужна соответствующая зарплата и жилье, чтобы постоянно здесь находится, решать все текущие дела, обивать пороги властных кабинетов, налаживать связи. Еще одна сторона проблемы: есть кандидатуры очень хороших музыкантов, которые готовы переехать сюда, даже продав квартиры там, где они нынче живут. Но им нужна уверенность в перспективах существования и развития оркестра. Я бы, например, сейчас на себя такой ответственности перед людьми не взял. И все же думается, что директор филармонии на правильном пути, четко понимает все проблемы.

 

Но надо понимать: оркестру нужно время, за полгода кардинально улучшить ситуацию невозможно. Нужно два-три года. На последок хочу сказать: мне очень нравится псковская публика. Она, действительно, очень любит классическую музыку, оркестр, искренне переживает за него. Извините, что мы все время возвращаемся к той публикации, но мне кажется, что вопросы, обозначенные в статье, может ставить человек, который не видит реальной ситуации. Реальная ситуация такова, что оркестр нужен - слушателю!

 

Константин Клеменко: Я был свидетелем «оптимизации» городских симфонических оркестров в Сибири. В результате их сокращения сократились наборы в музыкальные школы, разваливались музыкальные училища: дети не видели перспектив дальнейшего своего существования в музыке. Понимаете: снесли вершину – оркестр, лишили цели… Если это состоится в Пскове, то Псковская область понесет большую потерю, и власть должна отдавать себе отчет в этом. Я не хочу сказать, что выпускник музыкальной школы должен обязательно стать музыкантом. Но ребенок, получивший музыкальное образование, никогда не позволит себе каких-то противоправных действий. У нас в Сибири тогда один деятель культуры хорошо сказал: «Сокращаете финансирование на культуру – усиливайте финансирование строительства исправительных учреждений». Мы же работаем не только на конкретный результат, мы воспитываем души...

 

В сложнейших условиях оркестр разучивает сложнейшие программы. Но, понимаете, глупо сравнивать наш оркестр с Бостонским, Бостон тоже не столица, но нам бы их бюджет… У нашего оркестра – свой слушатель, это вся псковская интеллигенция. Для них жизнь превратится в нечто убогое, они готовы что-то прощать, понимая, как тяжело оркестру сейчас.

 

Сейчас в штате 26 музыкантов, и столько же совместителей. А постоянная острая необходимость еще в 4 музыкантах: это фагот и валторны. А чтобы развиваться - нужно расширять группу духовых инструментов. Струнников, конечно, надо тоже. Была бы зарплата повыше – многие бы совместители перешли бы в штат.

 

Геннадий Чернов: Острая необходимость – докупить две литавры, их должно быть четыре! Иначе оркестр просто по техническим причинам не может чисто играть и ничего с этим не сделаешь. 

 

Олеся Головнева: У меня уже были концерты с Псковским симфоническим оркестром, и сейчас я согласилась петь с коллективом, хотя был очень сложный график, много гастролей, я очень устала. Понимаете, я люблю город, люблю коллектив, мне приятно с ними работать. Я очень расстроена статьей, не представляю жизни Пскова без оркестра, он для меня – центр, ядро культурной жизни. Не будет оркестра - я вообще сюда приезжать не буду. И никто не будет. Если бы были возможны хоть какие-то финансовые вливания в оркестр… Музыканты работают! Нет инструментов, нет денег, но они трудятся, совмещают, работают на энтузиазме. Зарплаты же вообще смешные: на заводе люди в четыре раза больше получают, музыканты мечтают, чтобы им платили хотя бы на 50 % больше. Люди отдают всю свою жизнь этому занятию – неужели это никому не нужно?..

 

Добавим, что солистка Венской оперы – псковичка по рождению и воспитанию Олеся Головнева – очень мягко охарактеризовала свое состояние: «Я расстроена»… Олеся была обижена и слов не хватало в защиту псковских оркестрантов… Когда она и Геннадий Чернов уже покинули филармонию (надо было готовиться к вечернему концерту), и мы остались наедине с псковскими филармонистами, они вдруг не выдержали и поделились, пожалуй, главной своей тревогой.

 

Константин Клеменко: Настораживает ведь даже не сам факт появления этой статьи. До нас на уровне, извините, "сарафанного радио", доходит информация о том, что автор статьи Юрий Николаевич Стрекаловский намеревается стать одним из управленцев псковской культуры. И нас откровенно беспокоит, что в областной комитет по культуре могут прийти люди, совершенно незаинтересованные в существовании псковского симфонического оркестра. Из его статьи вытекает, что и у города заинтересованности в оркестре нет, что он – непосильное бремя для областного бюджета. Вот тут, на наш взгляд, нужна полемика: как относятся псковичи, наши слушатели к такой перспективе? Если практически полная наполняемость зала на вечерних концертах, аншлаги на открытии сезона – это не ответ.

 

 

Ну что, будем полемизировать? У меня до сих пор есть сомнения в том, что полемика необходима. Сейчас привлечем внимание к тяжелому положению оркестра, кто-то где-то что-то пересчитает, сделает вывод: не потянем… Время-то какое: не успеешь отвернуться – чего-нибудь «соптимизируют».

 

Хотя справедливости ради: оркестр ни у кого ничего не просил, кроме времени. Да, все болевые точки обозначил, но руку не протянул, коротко сказав: «Мы над этим работаем». Однако, осадок, с которым я пришла в филармонию, до сих пор в душе остается – сами понимаете, сказалась информация от «сарафанного радио». Не в обиду коллеге Стрекаловскому, но не принято на Руси бить лежачих (и оркестр пусть тоже не обижается – имею в виду, прежде всего, условия его работы).

 

Псковский симфонический знал лучшие времена и, думается, еще узнает. Если будет на то наша воля. Будет?

 

Елена Ширяева,

Псковское агентство информации

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...