Протоиереи

Псков
Протоиереи: Андрей Большанин и Виталий Герусов

Жизнь православного духовенства – феномен закрытый. Часто видишь Архиепископа Евсевия, когда стоишь на праздничной Литургии в Троицком Соборе, или каком другом храме Епархии, где Владыка служит на престольный праздник. Можно находится в двух шагах от него, но тайна останется тайной. Архипастырь окормляет свое священство, и только по той благодати, которая и тебе, грешному, перепадает, понимаешь, какая мощная духовная работа идет в Архипастыре. Другое дело: жизнь приходского священника - вроде на виду, но и там есть свои закрытые двери, которые сохраняют и охраняют иерея, дают ему возможность быть наедине с Богом в молитве. И все – таки хочется узнать, что там, за душой у батюшки? Узнавание сие дерзостно и неправильно, но появился повод для разговора со священниками Псковской епархии - пасхальная награда Церкви – сан протоирея. Протоиерея на Пасхальной вечере получили три священника Епархии Виталий Герусов, Андрей Большанин и Вячеслав Николаенко (Порхов). Поговорить пока мы смогли с двумя псковичами: протоиереем Виталием Герусовым и протоиереем Андреем Большаниным.

Отцы протоиереи очень разные, не без юмора, оба искренние, и чем – то похожи, как люди одного духа - Православного. В общем, молодые люди.

Отец Ректор Духовного училища в Пскове, настоятель храма св. Варлаама Хутынского протоиерей Виталий Герусов:

«Я родился в 1974 году на юге Казахстана в городе Текели в абсолютно нецерковной семье, вне традиции. Меня никто за руку не вел, не наставлял. Отец Николай Гурьянов потом говорил, что за меня там кто – то сильно молится, есть у меня, правда, и прапрадед диакон Спиридон, но о Боге не слышал ничего положительного в первое десятилетие своей жизни. Церкви у нас не было, родители разошлись, и меня воспитывала бабушка Татьяна Семеновна, человек очень хороший – беспартийный коммунист, 55 томов Ленина в квартире. И я был взращен на книгах серии ПР – Пламенные Революционеры, но ее идеалом был Пушкин, многое из него она знала наизусть. Татьяна Семеновна вырастила одна двух дочек, воспитывала внуков, была человеком полным самоотречения.

Я прошел положенное в школе: был октябренком, пионером, делал «карьеру», но уже в седьмом классе стал разгильдяем номер один: дрался, даже стал материться, иначе авторитет было не заработать, хотя матерные слова произносил, как иностранные. Учился легко, поступил в машиностроительный техникум. Начал заниматься спортом, культуризмом, качался, тогда фильмы со Шварцнеггером появились. Не поступил в пединститут, так получилось, что «проморгал» собеседование. Год просидел дома, и впервые остался наедине с самим собой, читал, смотрел телевизор. Тогда вся эта астрология, хиромантия, чумаки - кашпировские – вся вот эта гадость началась. И, наконец, вся наша семья пошла креститься. Модно было. Я покрестился 19 января в день Богоявления, мне было семнадцать лет. Крестились тогда 200 человек в маленькой церквушке, в Павлодаре, где мы жили, и я впервые церковь внутри увидел. Поступил в Павлодарский пединститут, на факультет естествознания и физической культуры, начал учиться, но стал ходить и в церковь. Помню очень важный момент для себя, теперь понимаю, что Господь вел, я пришел в церковь на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, это была моя первая бденная служба, которую я отстоял. Мне запало это в душу, как – то сразу начал серьезнее относиться к жизни, анализировать, и к середине 1993 года стал понимать, что надо молиться, читать молитвослов, как есть, соблюдать пост: исповедуюсь, причащаюсь. А причастился первый раз в своей жизни я на день Преподобного Варлаама Хутынского. Все было промыслительно. И далее «сразу в рай»: мясо не ем, рыбу не ем – спасаться, так спасаться. И полгода не ел вообще животной пищи, даже яиц и молока. И уже более десяти лет я не ем мясной пищи, и здесь нет никакого подвига для меня, все получилось естественно.

Закончил два года пединститута, а там уже надо платно было учиться. Но были мысли о церкви: и мне в 1993 году батюшка, его рукополагал наш Владыка, предлагал пономарить в Текели, там строился большой храм Троицкий. Я отказался, потом мне еще раз предлагали, и как – то однажды поехал в Москву по своим делам, побывал в Троице - Сергиевой Лавре, приложился к мощам Преподобного Сергия. Состояние было мятущееся, но в конце 1994 года я пришел на клирос чтецом, церковно – славянский язык мне дался сразу, и каждый день утро – вечер службы. Стал впитывать. Стал изучать Устав - так и пролетел почти весь 1995 год.

Очень хотелось в Россию, и мой руководитель священник благословил меня в Барнаул, это недалеко от Казахстана, сто восемьдесят километров, но уже Россия. Поехал, как в сказке, увидел Владыку Антония, упал в ноги, сделал земной поклон и сказал: «Хочу служить у  Престола Божия», он  благословил, и через два дня меня рукоположили в диакона. Рукоположили на предпразнство Рождества Богородицы 20 сентября. Тогда время такое было, батюшек не хватало, но все равно чудо – у меня не было ни одного препятствия. До этого я ни разу не был в алтаре – первый раз вошел в алтарь, когда меня в диакона рукоположили. Просто благоговел. Благодать дается, потом она оставляет тебя, и приходилось очень трудно: искушения были сильные. Но к священству прямо как на волне несло, хотя не считаю себя достойным, и удивляюсь, что Господь все равно ведет и дает благодать, и знание. Так что началось мое служение в Алтайском крае в селе Табуны – в плане духовном там все было пусто. Здание под церковь отдали – щитовой финский домик 50 –х годов, там раньше были банк, роддом, ДОСААФ…Так и начинали, ничего не было, но была колоссальная вера, в 21 год преодолевалось многое. Через тридцать три дня рукоположили со священника 22 октября 1995 года в Покровском Кафедральном Соборе Барнаула.

Матушку мою зовут Света. Ей было 19, а мне, будущему священнику 20, когда мы повенчались. Матушку вымаливал - воцерковил. Пять лет служил в Табунах, занимались строительством. Однажды палец обрубил на циркулярке, зашел к матушке: Света, ты не переживай.- Что такое? - Я себе палец обрубил, ерунда. А матушка только родила, после увиденного пальца - молока нет. Был еще случай среди прочих, сплю ночью летом, слышу: Колокольня…колокольня… Думаю, к чему? Пошел сел, взял бумагу, карандаш, рисовал часа два, покумекал, а утром звоню тестю в Павлодар: «Приезжай вечером, колокольню будем строить», а на приходе тысяча рублей, в кармане - ничего. Через год стояла колокольня шестнадцатиметровая, вдвоем с тестем построили.

Однажды позвонил Владыке Евсевию (он служил  с 1984 по 1990 гг. на Казахстанской кафедре), потом приехал знакомиться с ним в Псков - в феврале 2000 года, поговорили, у меня уже было трое детей, но в Пскове не было свободного прихода, и все-таки волей Божией попал на приход в Варлаамовскую церковь. Отец Николай Гурьянов к этому храму относился особенно, он служил здесь в 60 –годах и говорил, что все в нем совершается по его воле. Момент его духовного благословения присутствует в моей жизни: моя прихожанка была на острове незадолго до смерти батюшки, и он передал для меня акафист Иоанну Кронштадтскому, как раз в день моего рождения. Мне потом привезли рясу, облачение батюшкино - у меня хранится.

Год пробыл на приходе, и Владыка меня назначил преподавать, а потом благословил на ректорство в Духовное училище. По сути своей, я, приходской священник и ректорство свое как крест несу. Владыка первое время контролировал, вразумлял, подсказывал, наказывал, теперь я немного опытнее стал, самостоятельнее. Были трудности, долги остались от прежнего ректора, сейчас вроде есть какая – то материальная база.

Владыка ведет меня духовным путем ко спасению, он - Архипастырь, который не на словах, а на деле спасает души, прежде всего, духовенства, которое находится у него в послушании. Владыка, как отец: он наказывает, но он и милует, и все от Владыки принимается с благодарностью. Протоиерейство – это аванс на будущее, на ректорство, но и милость Владыки. До настоящего протоиерейства, я считаю, нужно идти не меньше 25 лет, а у меня пока одиннадцать, получается, самый молодой протоиерей в Епархии.

Когда награждали саном, была особая благодать - Владыка, возложив десницу, молился над нами, и вся вечерня была в Пасхальном духе, и благодать явно коснулась меня, недостойного».

Отец Ректор - многодетный отец, в семье протоирея Виталия семеро детей: Анюта, Света, Артемий, Ксения, Александра, Сергий, Оля. Старшей Анюте 11 лет, младшей Оле будет три месяца. Помоги, Господи!

Отец Андрей Большанин, настоятель церкви Святителя Василия в Пскове, десять лет в сане: «Родился в Кемерово в 1973 году, в неверующей крещеной семье, церкви в окрестностях не было. Все мои бабушки и дедушки померли, я в глаза живого молитвенника не видел. Сначала так получилось: меня мой товарищ научил простой деревенской молитве, чтобы, если что натворил, прочитаешь молитву - и все с рук сходит. С такого эгоистического желания началась моя молитва. Как – то однажды было такое, Бог не выполнил какую – то мою просьбу, и я тут же сказал, что Он мне больше не нужен. Но Бог меня вел, и даже ошибки Он на благо обращает.

Меня крестили только в пятнадцать лет в бывшей блинной, приспособленной под церковь. Потом отец купил мне Евангелие, я вообще много книг читал, прочитал и Евангелие, потом уже сам купил Библию и прочитал всю Библию. Тогда у нас построился храм Георгиевский, а на месте рынка - Знаменский собор. Решил прийти в храм, купил Жития Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, прочитал и был потрясен тем, что есть другой мир, что люди живут совсем по - другому, и все мои вопросы отпали: как жить, какую веру выбирать. Хотел в монастырь уйти, но мне сказали, что сначала надо в храм походить, в семинарию съездить посмотреть, поучиться, а потом уже выбирать. Я пришел к нашему настоятелю Владимиру Курлюте и он мне сказал, чтобы тебе было памятно, приходи на Преображение. И я пришел в храм, мне сразу дали стихарь и пустили в алтарь - удивительно все было. Отпономарил, а потом Епископ (теперь Архиепископ) Красноярский и Енисейский Антоний на Трех Святителей дал мне подрясник, и я стал готовиться к поступлению в семинарию. Поступил в Московскую семинарию в Лавре.

В диакона рукоположили в 1996 году, а на Святителя Василия Великого - в священника

Служил в Лавре, в московской церкви свв. Бориса и Глеба в Западном Дегунине у отца протоиерея Георгия Таранушенко. В Академию не пошел – хотелось служить. Вернулся в Кемеровскую епархию, служил в штате Знаменского Собора, но матушка не прижилась в сибирском климате. Попросил благословение у Владыки Софрония, а Владыка Евсевий меня взял в Троицкий Собор, где я служил с 1999 года, и просился на приход. Сердце Владыки в руках Божиих, и он меня в конце года 2003 года благословил на храм св. Василия. По милости Божией и нашего Владыки служу уже здесь третий год.

Когда священник, да и любой другой человек, постоянно трудится, молится - Господь начинает помогать. Появляются нужные люди в нужное время, но, я так думаю, надо вложить свои труды во что – то, чтобы получилась отдача. Приходит священник на пустое место, и, прежде всего, он должен здесь служить и молиться. Надо потрудиться, сейчас многие этого не понимают. Есть Архиерейское благословение, значит, будет и Божие сопутствие. Конечно, для настоятеля тяжелый крест - финансовый вопрос, финансы висят как тяжелое ярмо на тебе, нужны миллионные вложения. Здесь и с людьми сложно, и с самим собой тоже, поэтому священнику необходим духовник. Но мы должны всегда помнить, что все по Промыслу Божьему происходит: Господь все ведет и устрояет. Но главное - не думать, что все зависит только от тебя. Если слишком много берешь на себя, можно сломаться, поэтому каждый должен заниматься тем, чем должен заниматься: священник служи, молись и с паствой занимайся - и все приложится тебе, Господь даст все, что нужно. Если человек относится ко всему ответственно, то и Господь помогает. Первый мой год на приходе был очень тяжелым, я даже не ожидал, и впереди еще много работы в храме: строить и строить. Иконостас надо заканчивать, второй ряд уже написан и оплачен, третий ряд икон будут писать. Все что ни делается, все должно быть оплачено: просто так ничего не бывает. Все, что сделано в храме, выстрадано, вымолено, выплакано. И благотворитель не просто так в храм пришел помочь - молитвенный пот уже священником пролит. Все должно быть отработано. Так и в Епархии, если все хорошо, значит, Архиерей сильно потрудился. За всем стоит труд, но его не видно, мы видим одни медали на груди, а что за этим стоит - не видим.

Владыка наш милостив и добр, и его любовь покрывает все наши недостатки. Скажу честно, сана протоиерея не ожидал и благодарен Владыке. Но для меня самое главное, что я – священник. Буду я протоиереем или не буду - «грешен есмь», и молюсь, чтобы меня Господь не отринул от служения, а уже в каком сане – как Бог даст. Я рад, что - настоятель, и это предел моих мечтаний. Храма такого, как мой, в мире нет: в центре города, на Горке. В день Святителя Василия меня рукополагали, камилавку мне дали на Благовещение, наперсный крест золотой на Вербное Воскресение и протоиерейство - на Пасху».

У отца Андрея матушка Елена, познакомились в Лавре, училась на регентском, псковичка; в семье священника двое детей: Мария – 8 лет и Александр - 6 лет.

Помоги Господи!

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...