Веномозамещение

В кинотеатрах можно посмотреть фильм «Апгрейд» от создателя той самой «Пилы», австралийца Ли Уоннелла: киберпанк о недалеком будущем, где простой автослесарь становится практически неубиваемым после внедрения в его тело супер-чипа с искусственным интеллектом. Муслим Камалов посмотрел картину, в которой все кому не лень уже нашли сходство с недавним «Веномом», и считает, что у скромного фильма Уоннелла зубы оказались намного острее.

Снова недалекое и опять мрачное будущее. Грэй (Логан Маршалл-Грин) – обычный автослесарь, представитель среднего класса, ретроград и технофоб, который привык «работать руками», что бы это ни значило. Он чурается не только тонких сенсорных телефонов, но и вообще всех проявлений технологического прогресса. Вечерами мило намекает жене Аше (Мелани Валльехо), что готовить пиццу надо исключительно вручную, вместо того, чтобы «печатать» её на принтере. А его дом обставлен, как глянцевыми сенсорными столами, так и старомодными деревянными икеевскими. От беспилотных смарт-каров с искусственным интеллектом Грэя вообще воротит: кажется, он ненавидит их на молекулярном уровне, поскольку предпочитает, чтобы машина находилась под контролем собственных рук, ног и мозга водителя, а не бездушного компьютера. Поэтому на них изысканно разъезжает только супруга.

Закончив кропотливый ремонт очередного ретрокара 1970-х, Грэй берет жену в охапку и отвозит машину заказчику - магнату и владельцу крупной технокомпании Vessel Эрону Кину (Харрисон Гилбертсон). Избалованный гений-блондин живет словно волшебник – на лазурном берегу, в пещере под двумя камнями, развлекаясь с виртуальными тучками и молниями. Кин вдруг начинает хвастаться новейшей разработкой «Стэм» - малюсеньким чипом с самообучаемым искусственным интеллектом. По его словам, это улучшенный вариант человеческого мозга, призванный принести пользу обществу. Но Грэй не особо верит в фантастические рассказы Кина - стоит в сторонке и ёрничает. По дороге домой бортовой компьютер смарт-кара Грэя и Аши теряет управление над машиной. Они попадают в аварию, а затем на них нападает банда зализанных гопников. Ашу убивают в упор, Грэя – лишь слегка избивают, а потом стреляют ему прямо в шейный позвонок, оставляя автослесаря навсегда парализованным ниже шеи. Спустя три месяца Кин предлагает Грэю внедрить в его парализованное тело тот самый супер-чип, который поставит Грэя на ноги и, возможно, поможет найти убийц жены.

Сейчас в интернете, да что там, даже в кинотеатрах, можно столкнуться с множеством, мягко говоря, весьма своеобразных картин – этаких «клонов» профильных блокбастеров, которые выходят в прокат практически синхронно с ними, пытаясь паразитировать на крупном студийном релизе и сбивая с толку зрителей. Стоит вспомнить только «Трансроботов», толпу суррогатных «Годзилл» или, скажем «шедевры» того же Болливуда, и по коже пройдет неприятная дрожь. Это такие вторсырьевые «блокбастеры», чудным образом перекочевавшие из древней эпохи VHS в наше время. К счастью, через массивные репертуарные жернова кинотеатров «такое» пролезает не часто, а вот резиновая Сеть, как мы знаем, стерпит все. «Апгрейд» на первый взгляд также прикидывается поделкой под Голливуд, которую хочется сразу забраковать, но в конечном итоге оказывается, что он нисколько не подпадает под критерии таких картин. Так уж случилось, что выход «Апгрейда» совпал с моментом, когда допотопный кинокомикс «Веном» уже «выстрелил» и продолжает смело рвать мировую кассу, и «Апгрейд» где-то перекликается с ним. Но это удачно сыграло на репутации произведения австралийца.

Проясним сразу: родство «Апгрейда» с «Веномом» минимально, как бы там не кричали об обратном из всех щелей. И Логан Маршалл-Грин нисколько не Том Харди. Сугубо подростковый кинокомикс и весьма зверский киберпанк единит лишь сидящий в протагонистах образ разумного и верного паразита-напарника, характеры и повадки которых при этом кардинально рознятся. На этом все, дороги обоих фильмов расходятся и ведут совершенно по разным жанровым тропам. Причем в отдельных моментах «Апгрейд» как бы восполняет нехватку острых зубов у «Венома». В отличие от черной космической кляксы, суперкомпьютер «Стэм» наделен более жестким и сложным характером: он намного хитрее, беспощаднее и четко следует задуманному, не соблазняясь на какие-то нелепые пожелания хозяина стать «добрым другом». А голос «Стэма» (в оригинале) передает привет коварному кубриковскому бортовому компьютеру HAL 9000. Правда, вы его можете и не услышать: для отечественных маркетологов и прокатчиков в аду уже явно подготовлен отдельный котел за идею ни с того ни с него подарить «Стэму» в дубляже голос российского блогера Данилы Поперечного.

Слабохарактерному Грэю борзая и гипертрофированная версия Siri, помимо невероятной физической силы, придает щедрую порцию смелости и решительности, но это вовсе не делает из него типичного выпуклого супермена в красном плаще. К тому же, за все «фичи» этого «обновления» герою еще придется расплатиться. Уоннелл, к счастью, не пытается свести все к посредственной нуарной супергеройской катавасии. И, при всей незатейливости истории, выдает выдержанный и строгий постмодернистский киберпанк. По большому счету, Уоннелл подсматривает в «Особое мнение», «Искусственный разум», «Бегущего по лезвию» и, безусловно, в «Космическую Одиссею 2001», при этом окрашивая картину палитрой Николаса Виндинга Рёфна. Режиссер также подмигивает и в сторону «Черного зеркала», но понижая при этом уровень морализаторства. То есть, все те уже заезженные высказывания про превосходство киборга над человеком, захват человечества искусственным интеллектом и фальшивую реальность, где любой айфон может внезапно поднять восстание машин, проходят здесь еле заметным лейтмотивом где-то в стороне.

Сценарная вменяемость и изобретательность диалогов у Уоннелла прекрасно дополняется бешенным ритмом картины, который заставляет прилипнуть к экрану. Трудно поверить, что фильм основывается на сильном и цельном сценарии самого режиссера – есть стойкое ощущение материала научно-фантастического бестселлера. Без сомнений, большой плюс картины -  тщательная продуманность каждого эпизода и отсутствие сюжетных провисаний. А все мелкие «баги» компенсируются бойкими экшен-сценами, от которых тут оторваться будет также невозможно. Камера Стефана Душьо буквально приклеивается к Грэю и выделывает вместе с ним невообразимые и достаточно убедительные пируэты в фантастически поставленных эпизодах ближнего боя: как в «Элизиуме» Бломкампа. Бешеное дыхание фильма не сбивается ни на секунду: передышка – и снова в бой. Уоннелл лупит зрителей забористыми сценами ровно также, как и Грэй разбивает тарелку за тарелкой о голову плохого парня.

«Апгрейд» не идеален, но в своем жанре хорош и надолго запомнится зрителям. Уоннелл берет в оборот простой лаконичной подачей, брутальностью и жестокостью, которой не досталось «Веному» с детским рейтингом и маленькими молочными зубками.

Муслим Камалов
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...