Вместо села — табличка? Прокуратура и профсоюз заступились за малокомплектные школы

В редакцию ПАИ регулярно поступают обращения от руководителей и учителей сельских школ Псковской области, которые  подлежат закрытию. Преподавателей беспокоит тот факт, что без школы вымрет деревня, поскольку все молодые семьи покинут село, в котором негде обучаться их детям. Областную же власть, несмотря на то, что в регионе большое количество сельского населения, кажется, вовсе не беспокоит судьба деревни. Из уст руководителей  региона звучат странные фразы о том, что чем больше наполняемость классов, тем выше успеваемость школьников. Закрытие же сельских школ они называют красивыми словами "реструкторизация" и "оптимизация". Отметим, что "школьная" проблема существует и в других регионах России, но решается она совсем по-другому. Именно поэтому мы публикуем статью, размещённую в "Учительской газете" о  сельских школах Воронежской области, где на  их защиту  встали прокуратура и профсоюзы.  

        
ПсковВ одной из областных воронежских газет увидела карикатуру. Летящий над сельскими нивами и старыми избами аист несет младенца, а тот высовывается из пеленок, указывает на виднеющиеся вдали многоэтажки и просит птичку: "Не садись в селе — тут школы нет. Дотяни до города!" Не правда ли, говорящая иллюстрация? Главное, ко всему подходит: и к демографической проблеме, и к национальным проектам развития села, здравоохранения, образования. Нет школы — не будет и детей. Потому что молодежь постепенно уедет из "обезглавленного" села искать место получше, такое, где можно спокойно работать, учить ребятишек и надеяться, что они, повзрослев и обзаведясь уже своими семьями, останутся рядом и будут помогать в старости.

 

А что же будет с тем опустевшим, постаревшим и заброшенным селом? Недавно одна моя знакомая — директор школы — рассказала о новой грустной традиции, возникшей несколько лет назад. Жители решили ставить памятники хуторам, которые еще совсем недавно буквально окружали село. Теперь на месте опустевших поселений кое-где только брошенные, разоренные дома и самодельные памятные знаки с табличками: "Здесь был хутор Лебяжий" (или Вишневый, или Студеный).  — Нам сказали, что школу, скорее всего, закроют, — пожаловалась моя знакомая. — И мы очень боимся, что лет через пять уже не только на хуторах, но и на самом селе поставят крест, а на его месте — табличку...

 

О проблеме сохранения сельских школ "Учительская газета" пишет постоянно. И чаще всего с грустными интонациями. Введение нормативного финансирования ситуацию не улучшило. Например, в Воронежской области 327 школ (треть от общего числа) малокомплектные. Это значит, что в начальной школе обучаются 10 учеников и менее, в школе основного общего образования — 40 и менее, среднего полного — 100 и менее. По этим школам финансовый норматив прошелся, словно вожжами исхлестал, и если не до крови, то уж до слез точно: людей увольняли, часы отбирали, понижали в должности и статусе, заставляли поменять место работы и учебы.


Возмутились очень многие, причем не только директора, но и учителя, учащиеся, родители. Их поддержали профсоюз и депутаты областной Думы, после чего первоначальный норматив подушевого финансирования малокомплектных школ в Воронежской области был пересмотрен. Деньги стали рассчитывать исходя из меньшей наполняемости классов: в начальной школе — 6 учеников вместо 8, в 5-9-х классах — 8 вместо 11, а в старших классах — 10 вместо 13. Но, несмотря на это, денег все равно не хватало.

 

Из отчета, представленного в Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки отделом по образованию администрации Бутурлиновского района:
На 30 января 2007 года из 29 школ района отмечено достаточное финансирование лишь в 10 школах, недостаточное — в 19. Например, Бутурлиновской школе №1 не хватает 731998 рублей, школе №3 — 130337, школе №4 — 303507, Нижнекисляйской школе — 650362, Горской школе — 611171, Елизаветинской школе — 560644 рубля.

 

В итоге обком Профсоюза работников образования и науки обратился к прокурору области с письмом, в котором не только описал ситуацию с малокомплектными школами, но и обратил внимание на то, что нарушается закон. Прокуратуру попросили дать заключение о соответствии Закону "Об образовании" целого ряда постановлений администрации Воронежской области, касающихся нормативного финансирования. Из письма обкома профсоюза: "В пункте 2 статьи 41 Закона РФ "Об образовании" сказано: "Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся".

 

Однако, начиная с 1 января 2006 года, общеобразовательные учреждения Воронежской области финансируются по нормативно-бюджетному принципу. Введение нормативно-бюджетного финансирования привело к существенному недофинансированию малокомплектных школ, что стало причиной их реорганизации, сокращения ставок и часов. Эта ситуация остается напряженной и сейчас. Просим Вас дать заключение о соответствии постановления администрации Воронежской области №261 статье 41 Закона РФ "Об образовании".

 

Прокуратура Воронежской области не только признала законность требования профсоюза, но и обратилась к губернатору Воронежской области Владимиру Кулакову с представлением об устранении нарушений Закона "Об образовании". В представлении особо оговаривается то, что для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. А в Воронежской области приняты постановления, устанавливающие региональные нормативы для всех общеобразовательных учреждений области. "При этом малокомплектные школы стали финансироваться также из расчета количества обучающихся в них лиц". Но "введение нормативно-бюджетного финансирования приводит к недофинансированию малокомплектных школ".

 

На основании изложенного прокурор области предлагает губернатору "безотлагательно рассмотреть данное представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих". Представление было рассмотрено, требования прокуратуры выполнены. В ответе областной администрации обещано пересмотреть ранее принятые постановления и внести в них изменения, касающиеся финансирования малокомплектных школ. Решение на самом деле знаковое. Хочется надеяться, что благодаря этому пересмотру и внесенным изменениям маленькие сельские школы на самом деле будут жить лучше. Одно но: для этого наверняка понадобятся дополнительные средства. Захотят ли власти их найти?Воронежская область.

 

Позиция. Александр ЛАТУШКО, депутат Воронежской областной Думы, председатель думского Комитета по культуре и образованию:  — Существование сельских школ определяет существование села как такового. И малокомплектные школы сегодня — это основной очаг образования и культуры. На селе люди не всегда имеют работу и перспективу. А школа дает надежду! Даже если детей мало, но школа работает — все равно остается надежда, что жизнь станет лучше. Если финансирование малокомплектных школ будет происходить не по нормативу, а с учетом потребностей — это, безусловно, плюс. Конечно, денег потребуется больше. И я не исключаю, что опять может возникнуть напряжение, и над этими школами нависнет угроза закрытия. Но наш комитет уже имеет определенный опыт в таких ситуациях. Например, в свое время хотели расформировать Князевскую школу в Рамонском районе. Все встали на ее защиту, и сегодня школа существует, работает, довольны родители и дети. Все в конце концов зависит от нашей позиции. И я могу обещать, что комитет будет стоять на страже интересов сельских школ.

 

Комментарий. Тамара БИРЮКОВА, председатель Воронежского обкома Профсоюза работников образования и науки:  — С 2005-го мы начали вплотную работать по малокомплектным школам. В Законе "Об образовании" сказано, что при их финансировании необходимо учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. А подушевое финансирование рассчитывалось исходя из количества детей. И получалось так: администрация общее количество детей посчитала, на формулу умножила, и вроде бы на район все выходит правильно. Но некоторым школам в отдельности не хватает! То есть в большой школе, где детей много, финансирование хорошее, деньги есть, и даже излишки остаются. А в маленьких — мало детей, мало денег. Что делать? И районные администрации поступали так: у большой школы излишки отбирали и отдавали в маленькие, которым не хватает. По душам посчитали, а в каких условиях эти души находятся, как им жить и существовать, это уже как бы и не важно! Началось слияние классов, увольнение людей... Мало того, при существующих нормах сама идея нормативного финансирования становилась "пшиком". Получалось, что даже те школы, у которых благодаря большой численности учеников оставались излишки средств, и их можно было бы направить на развитие, — и эти школы не развивались. Ведь маленькие нельзя закрывать, и их надо финансировать.

 

Мы поднимали эту проблему везде: и на августовской конференции выступали, и в Думу обращались, и к губернатору, но ничто не помогало. Хотя есть и письма, и ответы. Но решения-то нет! Мы понимаем, что малокомплектные школы — это накладно. Наверное, там нет и такого качества знаний, какое при нынешних условиях требуется. Но если родителей устраивает такое положение вещей, если они спокойны оттого, что дети учатся рядом с домом, и при таких условиях здоровье и нервы у всех в порядке — значит школы имеют право на существование. Их нельзя закрывать в угоду финансовым интересам!

 

Ведь при подвозе учащихся в учебные центры возникает очень много проблем. Например, ребенок заболел в школе, что с ним делать? Он будет сидеть и ждать, пока другие отучатся, и только потом вместе со всеми поедет домой? Второе — у нас в сельской местности хороших дорог почти нет. Если в других регионах сначала дороги сделали, а потом по ним пустили школьные автобусы, то у нас такого не было. Когда в прошлом году выпало много снега и села просто засыпало, никакие автобусы проехать не могли, и дети в некоторых селах не учились полтора-два месяца! В области есть районы, например, Хохольский, Верхнехавский, которые решили отказаться от подвоза детей. Потому что, посчитав, поняли: это невыгодно, дороже обойдется. Да, они используют автобусы для того, чтобы детей на соревнования возить или в областной центр на разные мероприятия, но и только.

 

Слово директору. Валентина ЕРЕМЕНКО, директор Медвеженской школы Калачеевского района Воронежской области:  — Наша школа девятилетняя, в ней обучаются 40 детей. Она признана малокомплектной и на сегодняшний день финансируется неплохо. Я бы сказала, что в принципе нам хватает денег на отопление, свет, уголь. Заработную плату люди получают вовремя вместе с пособиями на методлитературу и надбавками за классное руководство. Недостаточно средств на канцтовары, еще на какие-то мелочи, но в остальном — нормально. Район как-то выкручивается. Пока можно существовать, но мы как на пороховой бочке: что будет, непонятно.

 

Одно время у нас хотели начальную школу закрыть, а недавно им скоростной Интернет провели. Глава района Анатолий Иванович Бакулин сказал так: пока я буду работать, ни одна маленькая школа не закроется. Тем не менее, что будет завтра с сельскими школами, никто предсказать не берется. Нам тоже пришлось подстраиваться под нормативное финансирование. В этом году пересмотрели ставки.

 

Но больше всего меня волнуют перевозки детей в рамках программы "Школьный автобус". У нас расстояние до базовой школы — 22 километра. Если школы будут объединять, то детям так и придется ездить за 20 с лишним километров! А местность такая, что примерно километров 15 из этих 22 на танке зимой не проедешь! Мы в прошлом году, когда были снежные заносы, больше месяца с Калачом (наш райцентр) не могли связаться. По телефону разговаривали, но дорога была абсолютно непроезжая. Сумели расчистить только до соседнего села два километра, оттуда к нам детей на учебу возят. В этом году подобрались одни малыши, и подвозят их иногда на "Волге", иногда на "Ниве" несколькими рейсами, а бывает, что и на "КамАЗе". В принципе этого не должно быть, но так есть, и никуда не деться. Автобусов пока ни у базовой школы, ни у нас нет. Хорошо, что наше сельхозпредприятие ЗАО "Победа" помогает, им спасибо!

 

Дети у нас питаются в столовой, горячий обед из трех блюд, каждый день что-нибудь мясное, а стоимость обеда — 4 рубля на одного ребенка. Здание нашей школы очень хорошее. Двухэтажное, рассчитано на 320 мест, прекрасный спортзал — 200 квадратных метров, отремонтирован два года назад. Актовый зал отличный. Знаете, у нас такое здание — к нам заходят и ахают! И во все это столько сил вложено и души! Поэтому я не могу себе представить, что все это разрушится, окажется ненужным.

 

Школа сегодня — это единственный уголок культуры и образования в таком селе, как наше Медвежье. Она держит здесь людей. Если ее не будет, все придет в упадок. А сегодня у нас около 800 жителей. Село красивое. Всегда чисто, убрано, побелено у всех, люди даже друг с другом как бы соревнуются за чистоту и красоту. Лес рядом. Есть школьное лесничество. Это нельзя разрушать.

 


Татьяна МАСЛИКОВА

 

Владимир Путин. Президент РФ.

"...  но есть в стране такие места, где без малокомплектных школ просто не обойтись, и проблемы таких школ нужно решать в ручном режиме и не грести под одну гребенку".

Валерий Сердюков. Губернатор Ленинградской области.

"Несмотря на то, что в малокомплектных школах затраты на обучение каждого учащегося высоки, мы понимаем, что закрытие школы приведет к скорому исчезновению самого населенного пункта. Сохранять сельские школы надо, как бы затратно это не было".

Алексей Чернышев. Губернатор Оренбургской области.

"Ни одну малокомплектную школу не закроют ни министр, ни губернатор. Это может решить только сход жителей села".

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...