Прачечная, прачечная!

ПАИ возвращается к проблеме Мирожского монастыря, надеемся, теперь дискуссия будет завершена: хорошо известно, что истина не рождается в споре, и спорщики уходят от неё далеко. Дискуссия велась, в основном, на форумах и носила характер обвинений в адрес насельников Мирожского монастыря в достаточно серьёзных грехах: пьянстве и т. п. Вскоре обвинительные материалы появились в псковской прессе. Видимо, псковские СМИ тщательно читают форумы ПАИ. Мы не сомневаемся, что о пьяных монахах писали люди, этих самых мифических пьяных монахов в глаза не видевшие.

 

Но речь в материале ПАИ "Это музей, а не прачечная" шла, прежде всего, о хамстве и безнаказанности некоторых музейных сотрудников, которые "приватизировали" уникальный памятник русской церковной истории и нашего Отечества. Напомним, что Спасо-Преображенский Мирожский монастырь возводился в XII столетии по указу Новгородского епископа Нифонта, расписывался фресками, предположительно, мастерами-византийцами. Собор и монастырь строились на деньги Церкви, верующих людей, для православных людей, монахов. Монастыри, экспроприированные большевиками, воздвигались для молитвы, а не для искусствоведов и специалистов музейного дела. Но в последний год вокруг монастырей Псковской епархии сложилось некое информационное поле, в котором их наместники представлены вандалами, разрушающими народное достояние.

 

Мы хорошо знаем, как государство хранило и сохраняло православные храмы и монастыри, мы знаем, сколько епископов, священнослужителей, их семей, монашествующих, замучено в лагерях, расстреляно, сколько пропало без вести. В притворе Спасо-Преображенского собора был убит большевиками его последний настоятель. Теперь, видимо, настала пора следующих гонений, более тонких и изощрённых: сейчас не убивают, сейчас дискредитируют. Как нам стало известно, отец настоятель Мирожского монастыря иеромонах Николай Биличенко после публикации в "Городской газете" был срочно госпитализирован в больницу. Не думаем, что монаха до такой степени возмутила ложь газеты, но отец Николай хорошо понимает, как и авторы таких материалов, что от подобных обвинений не оправдаться. Отец Николай также знает, какой вред подобные статьи наносят авторитету Церкви.

 

Мы не будем возражать газетам, публикующим дискредитирующие насельников Мирожского монастыря материалы, но напомним, что Бог поругаем не бывает. Псковские храмы и монастыри не принадлежат ни митрополиту Евсевию, ни настоятелям и наместникам, они принадлежат православному народу. Но вот православный народ, который молится в наших храмах, хорошо знает и любит свою Церковь, Её традиции и чтит Её каноны, жалобы в газеты не пишет, потому что знает, что для людей Церкви есть Бог, Он – наш Судья. Да и отличить монаха от пьяного трудника православный человек, в отличие от журналиста, может. Вовсе не значит, что насельники монастырей беспорочны и безгрешны: кто без греха? Но все обвинения, которыми полнятся псковские газеты и в адрес Правящего Архиерея, и наместников монастырей и т. п., начинают принимать простую и явную форму пошлой травли. А в такой ситуации о какой культуре может идти речь? Прачечная она и есть прачечная!

 

Мы предоставляем возможность прочитать ответ газете от прихожан и добровольных помощников монастыря, от лица которых выступила Людмила Ковалёва.

 

Последнее время в ряде псковских газет и форумах интернет-изданий появлялись материалы в негативном свете затрагивающие жизнь Мирожского монастыря. По своему укладу монашескую жизнь определяет смирение и покаяние, молитва за жителей России и Русское Государство, и отвечать на подобные гнусные публикации не всегда позволительно и со стороны монастырского устава и по традициям, сложившимся на протяжении веков. Наш Господь Бог Иисус Христос смиренно принимал все мучения и, превозмогая нечеловеческую боль, будучи распятым на кресте, прощал прегрешения убивавших Его плоть людей. Так смиренно, со словами: "Прости им Господи, ибо не ведают, что творят", в далеком 1918 году в подвале Ипатьевского дома, от рук атеистов-безбожников, погибал Император России Николай II, вместе со всей своей семьей и преданными слугами. Но не всегда и не всем подлинное подвижническое смирение может показаться подвигом, очень многие недобросовестные люди, начитавшись атеистической пропагандистской литературы, бьют христианина по щеке, зная, что он будет готов подставить и другую щеку. Думая, что таким отношением они могут подчинять своей воле других людей, у многих мучителей народа это вызывает чувство азарта и безнаказанности.

 

Дабы не провоцировать своим безропотным молчанием новые "заказные статейки" запутавшихся в религиях и трудных реалиях повседневной жизни разного рода бумагомарателей и их наушников хотели бы разъяснить некоторые вопросы, затрагивавшиеся в различных публикациях, но в основном в последней статье псковской "Городской газеты".

 

На праздничной неделе, когда подавляющее количество жителей Пскова готовилось праздновать День города, в "Городской газете" № 30(210) вышла 1 часть статьи "Монастырское вино, или Припасть к стокам". Предваряя, очевидно готовящуюся к публикации 2 часть, считаем необходимым и полезным для всех жителей Пскова и читателей "Городской газеты" разобрать по пунктам данный материал.

 

В 1994 году часть зданий Мирожского монастыря вернулась под покров Русской Православной Церкви, под защитой которого находилась на протяжении долгих веков. С тех пор в монастыре была организована Иконописная школа. Действительно на тот момент, в музее-заповеднике, уютно расположившемся в зданиях монастыря и, переданных Иконописной школе помещениях, не было канализации. Но в 2001-2002 годах, за счет бюджетных средств, специалисты генеральной дирекции "Псковреконструкции" соорудили сети канализации и водопровод к Мирожскому монастырю. Стоимость работ составила 968 тыс. 201 рубль 24 копейки. В том же 2002 году данные сети (366,5 м канализации, 274,5 м водопровод, насосная станция) были переданы на баланс музея-заповедника, который передал их монастырю.

 

Таким образом, переданные в пользование Спасо-Преображенскому Мирожскому мужскому монастырю здания на сегодняшний день оборудованы всеми техническими сооружениями для подведения воды и вывода канализации в городскую сеть. Канализационная система, спроектированная и смонтированная, специалистами соответствующего уровня и подготовки, работает без сбоев до настоящего времени. Ознакомиться со схемой данной системы и механизмом работы канализования можно и в службах Горводоканала и в музее-заповеднике. Только для этого, журналисту "Городской газеты" и заказчику 1 части "материала", нужно было только приложить небольшие усилия и набрать соответствующие номера телефонов.

 

А вот домик, в котором расположена касса музея-заповедника и где находится музейный отдел и подразделение охраны, до настоящего времени не подключен к канализации. Куда стекают отходы штатных сотрудников отдела музея нетрудно догадаться, как и то, кем загрязняется река Великая и почему не открыт псковский пляж. Вообще о кассе музея разговор особый.

 

Посетители и паломники, приезжая взглянуть на фрески древнего православного монастыря войдя на территорию, оказываются в окружении всевозможных указателей, рассказывающих как правильно добраться, не до православных Святынь, но - до кассы! Любовь к коммерциализации творений древних православных зодчих привела к тому, что в Спасо-Преображенском Соборе, очевидно силами сотрудников отдела музея-заповедника, поставлен ящик для пожертвований. И это притом, что федеральный бюджет с 2001 года регулярно направляет достаточные средства на реставрацию Собора. Куда идут собранные пожертвования и как регистрируются непонятно. Деньги берут даже со священнослужителей, прибывших поклониться знаменитым фрескам.

 

Далее, в "Городской газете" журналист пишет о якобы имевших место в монастыре пьяных драках, однако не приводит в доказательство ни одного факта, основывая свои домыслы на журналах вызовов сотрудников милиции. Такой прием в журналистике называется подмена понятий, когда при помощи других фактов выдают желаемое, как состоявшееся событие. По этому вопросу, дабы у читателей "Городской газеты" не сложилось мнение о том, что в монастыре пьют и дерутся, хотели бы пояснить следующее: в монастыре проживают 3 монаха, один послушник и два трудника. Время от времени, в монастырь приходят граждане Российской Федерации, волею судьбы, оказавшиеся без средств к существованию. Монастырь, как и любой приход христианской Церкви, не может отказать людям, просящим еды.

 

Приходится признать, что сегодня подавляющее большинство россиян больны алкоголизмом, из этого можно сделать вывод, кто в первую очередь идет просить кусок хлеба. В монастыре запрещено употреблять спиртные напитки и табак. Каждого, кто приходит в монастырь поработать во Славу Божию, покаяться за содеянное, ставятся об этом в известность. К сожалению, не все могут жить по монастырскому укладу. Как и в любом коллективе, в монастыре и отделе музея-заповедника бывают различные "нестандартные" ситуации. При каждом случае нарушения монастырского устава, в том числе употребления алкоголя. Настоятель принимает решение об изгнании трудника из монастыря, а сотруднику музея директор объявляет выговор или переводит на другое место работы. Для этого и существуют такие органы, как милиция, к сотрудникам которой обращается настоятель. Разве можно выдавать статистические данные о вызове милиции - за "частые драки и пьянки", которых нет и никогда не будет в православном монастыре? В такой интерпретации некоторые "особо одаренные журналисты" вполне могут дойти и до того, чтобы объявить торжественный прием чемпионов Европы по футболу с шампанским у Президента России распитием спиртных напитков в рабочее время на служебном месте.

 

В тексте статьи приводятся выдержки из Докладной записки рабочего музея Александра М. Как нам известно, несколько лет назад, Александр М. сам был трудником монастыря, но в силу ряда обстоятельств не вынес тягот и лишений аскетичной жизни и ушел из обители. В данное время Александр М. нанят на работу в отдел музея-заповедника для покраски крыши. Не будем судить о методах его работы, однако уже середина лета, а крыша кассы, до сих пор не окрашена. О дне, в который произошёл описываемый в статье конфликт, можно пояснить следующее: вечером, около 20:00 Александр М. вместо того, чтобы заниматься работой или идти домой, разместил на центральных воротах листовку атеистического содержания, которую неделей ранее, убрал оттуда заместитель директора музея-заповедника по безопасности. Так как данная листовка оскорбляла религиозные чувства верующих.

 

Около 21:00 настоятель вышел за ворота монастыря, поскольку уезжал в Санкт-Петербург, и поговорил с несущим послушание завхоза, трудником Владимиром. Мимо них прошел Александр М. и выразил свое недовольство тем, что они слишком тихо разговаривали между собой. На данное замечание ему в спокойном тоне было отвечено, чтобы он шел и занимался своим делом, а не встревал в чужие разговоры. Ни о каких угрозах и речи быть не могло. Тем более, как "понятно" из статьи, в случаях "угроз, пьянок или драк", Александр М. вполне мог бы вызвать наряд милиции. Однако, он этого не сделал, так как в сущности не было и самого события. Получается, что в своей статье журналист вновь опирается на ложный факт и однобокое мнение заинтересованного лица клеветнического характера.

 

Территория музея-заповедника охраняется службой охраны. В задачи которой входит контроль за поведением посетителей музея. Тем не менее, один из охранников музея-заповедника, Хабаров В.Г. видимо не до конца читал собственные инструкции. Ранее, неоднократно натравливалась и кусала монахов, послушников и трудников монастыря овчарка, которую содержит на территории отдела музея-заповедника охранник Хабаров В.Г. Заступая на смену, Хабаров В.Г. закрывал все калитки монастыря на личные замки и спускал овчарку. Таким образом, сотрудник охраны Хабаров В.Г. ограничивал передвижение всех проживающих в монастыре. Все это длилось до тех пор, пока в прокуратуру города не поступило заявление о превышении Хабаровым В.Г. своих полномочий и действующего законодательства России.

 

6 мая 2008 года на территории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря сотрудником охраны Псковского музея-заповедника Хабаровым, с применением спецсредств был жестоко избит трудник монастыря, инвалид 2 группы Дергачев В.Я. По данному факту был составлен протокол КУСП № 9816 от 06.05.2008 г. лейтенантом милиции Лещенко С.С. и побои зафиксированы в травмпункте. В настоящее время дело Хабарова В. Г. рассматривается в УВД по Псковской области и прокуратуре города. 5 июня 2008 г., вне рамок своих полномочий, сотрудник Хабаров В.Г. силой вырвал пакет у входившего в монастырь человека, в котором оказалась бутылка водки и пива. Когда настоятель прибыл к месту происшествия, то поблагодарил охранника за проявленную бдительность, указал Хабарову на недопустимость задержания трудника и о том, что сам накажет его. После этого, очевидно пытаясь "обелить" себя после факта избиения инвалида, Хабаров В.Г. устроил истерику и нажал кнопку вызова тревожной группы.

 

Прибыв на место, наряд увидел, что это вопрос внутреннего распорядка и уехал, а Хабаров В.Г. оставил алкоголь у себя и, как выяснилось впоследствии, начал писать в газету письмо о своем "подвиге". Скорее всего, если бы журналист "Городской газеты" внимательней подошел к выполнению своих обязанностей и выслушал обе стороны, то он бы сделал правильный вывод о том, по какой причине был переведен со своего постоянного многолетнего места службы указанный охранник.

 

Все мы удивлены и наглым "сфабрикованным" фоторепортажем, сопровождающим статью. Дьявольский номер 666 на фотографии скорее имеет отношение к недоброжелателям монастыря и хулителям русской православной веры. Данная фотография в контексте статьи оскорбляет религиозные чувства верующих. Траншея, о которой так красочно пишет журналист и которая отображена на фотографии, имеет отношение к плановым работам Горводоканала и никак не к монастырю.

 

Про "стоки от Мирожского монастыря" и наличие канализационной системы мы уже писали выше, теперь хотели бы вернуться к вопросу, затронутому в статье и касающейся входа в монастырь через Святые ворота. Сегодня Святые ворота, которые являются собственностью государства и охраняются им, представляют собой жалкое зрелище помещения, заколоченного со стороны пляжа горбылем. Вопрос входа в монастырь через исторические Святые ворота инициировался монастырем и ранее, и был поднят на последнем совещании 15.07.2008 г. у председателя Комитета Псковской области по культуре и туризму Зинаиде Ивановой в присутствии представителей монастыря, руководителя музея-заповедника Юрия Киселева, академика РАН Саввы Ямщикова и заведующей отделом музея-заповедника Т.Кругловой. Была достигнута договоренность, что, как только музей-заповедник выделит место для складирования угля, ворота будут освобождены.

 

На протяжении всей статьи неоднократно пишется, что, то тут, то там, ведутся земляные работы, причем без археологических исследований и по ночам. Насколько мне известно, археологические раскопки были проведены в Мирожском монастыре в 20 веке. Более того, все земляные работы должны быть согласованы и с археологами и с отделом охраны памятников в соответствии с действующим законодательством. Ни один слой земли не был раскопан монастырем без соответствующего извещения компетентных служб. Исключение составляет водопроводная трасса, которую буквально на днях заменил монастырь при помощи специализированной организации. Но так, как это была уже использованная ранее траншея, то никакой угрозы археологическому грунту не было нанесено. Об этом знала и заведующая отделом музея Т.Круглова, тем не менее, она попыталась создать конфликтную ситуацию и на этой почве, обзвонив все немыслимые инстанции. Не могла не знать заведующая музеем и о том, что в монастыре давно проведена городская канализация.

 

Ежедневно фотографируя все недостатки монастырской жизни, как это часто бывает, сотрудники отдела музея не только "не видят в собственном глазу бревна", но и увлекшись фотоделом забывают об исполнении своих прямых обязанностей. Два года назад, ледоходом был разрушен бык основания Стефановской Церкви, однако до настоящего времени никто так и не занялся его восстановлением. Только после обращения настоятеля было решено создать межведомственную комиссию. Монастырские стены на территории музея-заповедника исчерчены похабными надписями, траву никто не выкашивает, вблизи стен разводятся костры.

 

Спасо-Преображенский Собор нуждается в установке нового современного технического оборудования отопления и вентиляции, которое бы контролировало влажность в помещении, что очень важно для сохранения фресок. Такие технологии уже есть в странах Европы. Возможно, в монастырь давно пора провести и газ, так как угольная пыль и копоть также может влиять на сохранность памятников. Однако вместо выполнения своих прямых обязанностей по сохранению памятника культуры федерального значения сотрудники отдела заняты организацией процесса "подглядывания в замочные скважины монастырских келий". Все это наводит на мысль о некомпетентности и непрофессионализме сотрудников отдела музея-заповедника. Возможно, как и настоятелей монастыря, настала пора сменить и персонал музея.

 

Недоумение вызывает у посетителей музея-заповедника и паломников форма одежды женщин, проводящих экскурсии и заведующей отдела Т. Кругловой, когда они проводят группы в Собор. Не редки случаи ношения вместо юбок, брюк и отсутствия платков. Конечно, когда на территории Мирожского монастыря еще не было Иконописной школы, и там, безраздельно властвовала госпожа Т.Круглова и господин В.Хабаров, вполне можно было дамам щеголять в мужских штанах по алтарю и выпускать на ночь собак.

 

Однако, времена изменились. Не исключено, что в недалеком будущем, сотрудниками отдела музея-заповедника, расположенного на территории мужского монастыря будут лица мужского пола и православного вероисповедания. Известно, что в Государственной Думе уже идут работы и рассматривается законопроект, предусматривающий  после соответствующего обучения, возложение на плечи настоятелей обязанностей директоров музеев, расположенных на исторических территориях монастырей.

 

Сегодня мы говорим о том, что пришла пора не только сохранить доставшиеся нам памятники культуры, но и продолжить возрождение Русской Православной Церкви, начатое русскими Президентами России, сплочения граждан вокруг государственных символов. К сожалению, подобные статьи, основанные на передергивании фактов, незнании реальной обстановки на местах, выдачи сиюминутных бытовых проблем за существующий порядок, использовании СМИ в целях достижения личной выгоды, перечеркивают все достижения последних лет руководителей страны и церкви в совместной работе по патриотическому и духовному воспитанию граждан Российского Государства.

 

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь пережил многие войны и нападения, первым принимал на себя удары врагов. Вместе с псковским народом страдал и терпел унижения и вместе с ним возрождался. Думаем, что и теперь мы с псковичами сможем восстановить Мирожский монастырь и сохранить бесценное культурное наследие, не обращая внимания на злобные выпады отдельных, воспитанных в духе атеизма и отрицания божественных сил, элементов.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...