КАЖДЫЙ южнокорейский предприниматель ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ…
Пощупать южнокорейское "чудо" и, если удастся, отщипнуть от него кусочек (не возвращаться же в Псков с пустыми руками!). Примерно такую задачу поставил перед собой президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Анатольевич Зубов, отправляясь вместе с руководителями семи других региональных российских палат в Страну, как её называли в досамсунговские времена, утренней свежести.
"А поворотись-ка, сынку!"
Этот визит стал возможным благодаря затеянной федеральной Торгово-промышленной палатой ещё три года назад "Программе интернационализации малого и среднего российского бизнеса".
Естественно, в 2007 году все хотели интернационализироваться с Европой и поэтому отправляли президентов российских торгово-промышленных палат во Францию, Испанию, Бельгию и Финляндию и т. п. Пока не грянул кризис, который только за три месяца с начала этого года сократил европейское производство более, чем на 15%.
Для сравнения: в Китае в это же самое время рост промышленного производства составил 5,6%. Южная Корея немного отстаёт от Китая по темпам своего развития, но "глобальный" финансово-экономический кризис ей, как ни странно, тоже пошёл на пользу: рост экономики за первые три месяца 2009 года составил в этой стране 1,5%.
Россия переживает кризис очень по-европейски, "заруливая в минуса": у нас, как известно, наблюдается спад производства на 9,6%. А чтоб нам не перенять восточный сценарий "кризиса"? Как говорится, геополитическое положение-то позволяет.
Вот руководителей восьми торгово-промышленных палат России и отправились с 15 по 19 июня в эту восточную сказку, которая всё "чудесатее и чудесатее".
"Есть за горами, за лесами маленькая страна…"
"Восток – дело тонкое", - на полном серьёзе утверждает Владимир Анатольевич. Ведь что такое Южная Корея? Маленькая горная страна, только 30% площади которой пригодны для проживания. В результате 48 миллионов граждан Южной Кореи "ютятся" на территории на 40% меньше территории Псковской области (то есть, плотность населения там примерно такая же, как в Москве).
94% производимой в стране продукции корейцы экспортируют, обходясь оставшимися шестью. Главная статья импорта – энергоресурсы. Они чуть ли не хвастаются тем, что у них нет "ни одной капельки нефти, ни одного пузырька газа, ни уголька, ни алмазика", но при этом средняя заработная плата в Южной Корее составляет от 2,5 до 3 тысяч долларов США, а безработица – всего 3,5%… Что называется, комментарии излишни.
А впрочем, Владимир Зубов охотно комментирует: "Южная Корея начисто лишена полезных ископаемых, зато у неё есть на редкость трудолюбивый и упорный народ, а также грамотное правительство, которое очень толково помогает южнокорейскому малому и среднему бизнесу. Кстати, в общем числе зарегистрированных предприятий малый и средний бизнес Южной Кореи составляет реальные 99%".
Отсель грозить они будут шведу
Никто из тех, кто принимал в Южной Корее российскую делегацию, и не слыхивал про Псков, но, как выяснилось, посланцев с Северо-Запада России там ждали с нетерпением. По словам Владимира Зубова, южнокорейский бизнес сейчас очень интересуется пограничными с Евросоюзом зонами, рассматривая их как удобный плацдарм для дальнейшей экономической экспансии.
Но и сама по себе Россия является для Южной Кореи одним из наиболее желанных стратегических партнёров по бизнесу. "Я встречался с директором департамента, который называется – не поверите! – "департаментом по развитию экономических отношений с Россией и Китаем", - рассказывает Владимир Анатольевич. - Вот какое большое значение корейцы придают экономическому сотрудничеству с нашей страной!"
За 2008 год торгово-экономический оборот между Южной Кореей и Россией составил 18,3 миллиарда долларов. В Южной Корее считают, что это далеко не предел, рассчитывая наращивать не только экспорт, но и импорт (увы, пока только импорт наших полезных ископаемых).
Разделяющие Псковскую область и Южную Корею 7 тысяч километров корейцев, как выяснилось, ничуть не смущают, хотя представители других российских торгово-промышленных палат (Дальневосточной, Томской, Кузбасской и даже Саратовской, как самой "восточной" после Псковской из всех представленных в Южной Корее) поначалу считали миссию Владимира Зубова "невыполнимой".
Он пел, озирая родные края: "Корея, Корея, Корея моя!"
А всё дело в том, что в соседней с Псковской Ленинградской области сейчас строится филиал южнокорейского автогиганта "Хёндай" (Hyundai). В 2010 году он должен начать выпуск на российской территории южнокорейских автомобилей, а в течение последующих пяти лет корейцы обязались также позаботиться о том, чтобы как минимум 80% комплектующих для хёндаев российской сборки производилось на российской же территории.
"Исходя из этого я позиционировал Псковскую область как регион, где для производства этих комплектующих имеется всё необходимое, - объясняет Владимир Анатольевич, - Я прельщал корейцев нашими расценками на аренду земли и помещений, нашими производственными и кадровыми возможностями. Ведь многие псковские предприятия (тот же "Авар") уже производили комплектующие для автопрома. Кризис высвободил необходимые для этого помещения и специалистов. К примеру, к нашему большому сожалению, как раз сейчас в Пскове свёртывает своё производство российско-финское предприятие по изготовлению жгутов для электропроводки большегрузных автомобилей ("ПиКаСи Групп"). Опустели отделанные по европейским стандартам цеха, остались без работы обученные за рубежом мастера. Я постарался убедить южнокорейских бизнесменов в том, что Псковская область является наиболее предпочтительной территорией для размещения сопутствующих их российскому автомобилестроению производств".
Владимиру Зубову удалось переговорить на эту тему с мэром города Пуссана, где размещается основное производство кузовных деталей для концерна Hyundai, который находится всего в восьмидесяти километрах от Пуссана, в городе Ульсане. Мэр Пуссана, похоже, воодушевился и запросил у Псковской торгово-промышленной палаты более подробную информацию об экономической ситуации в нашем регионе. Авось и псковичам перепадёт что-нибудь от южнокорейских экономических щедрот.
- Так какое же оно всё-таки, это южнокорейское чудо? Вам удалось его разгадать? – спросили мы у президента Торгово-промышленной палаты Псковской области.
Знание – сила!
- Я думаю, весь фокус в том, что Южная Корея сделала ставку на образованность своих граждан. У них даже министерство экономики называется "министерством экономики знаний"! Правительство всячески стимулирует стремление населения к получению высшего образования. Всех, кто демонстрирует в средней школе особые успехи, вдобавок отправляют на учёбу за границу, естественно, связывая обязательством вернуться после получения диплома на родину.
- И они не боятся, что у них, так же, как сейчас в России, наступит дефицит слесарей-токарей-сварщиков?
- Автоматизация труда в Южной Корее, поистине, впечатляет. По сути, рабочим остаётся только довинчивать гайки. Корейцы чётко осознают, что прибавочная стоимость рождается в мозгах, а руками много не напроизводишь. Поэтому они сначала создали у себя наиблагоприятнейшие условия для импорта высоких технологий, а потом заткнули за пояс экспортёров, изумив своей обучаемостью весь мир.
… Вот так вот. А в России тем временем решили сокращать количество вузов и заманивать школьников в ПТУ, чтобы они не выпендривались, а получали востребованные временем рабочие специальности. Да ещё и поговаривают, что магистратура скоро будет платной… А что? Кому-то ж надо будет "довинчивать" корейские гайки.
Ольга Миронович,
Псковское агентство информации (фото из личного архива В. Зубова).