500 лет назад в Пскове сняли вечевой колокол

13 января 1510 года в Пскове по воле великого князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны великого князя это был шаг к укреплению российской государственности. Обвинив псковичей в чинении препятствий государеву наместнику, он пресёк внутренние псковские распри, повелев донести до граждан Псковской республики свою волю: "снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику". Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, 13 января колокол звонил в последний раз. Как отмечают историки, "Василий III без войны сумел подчинить древний Псков, который более шести веков, подобно Новгороду, сохранял свои гражданские уставы и вече". Псковская республика окончательно вошла в состав Московского государства.

 

Своё мнение по поводу этого эпохального исторического события высказал псковский писатель Александр Бологов.

Псков

Я думаю, человеку трудно оценить значение присоединения Пскова к Московскому княжеству в 1510 году. Даже многодумному, знающему, изучившему историю. Потому, что некоторые процессы в жизни происходят трансцендентные какие-то, не поддающиеся осмыслению. История сама как бы творит. Я вот с этой точки зрения всегда отношусь к этому факту консолидации русских княжеств и в частности присоединения Пскова, нашего любимого, к Москве. Иначе трудно себе представить, как бы развивалась история, ибо ни одно ни средневековое государство, ни послесредневековое: ни Швеция великая в своё время, ни Польша - громадное государство, ни Испания, ни Англия (Британия) не создали такие империи, которые бы консолидировались и выросли в могучее государство. И мы должны как богу молиться нашей истории, тем событиях, которые свершились.

 

Россию окружали воинственные племена и государства, особенно с запада. Пскову выпала участь отражать нападения, и он в этих битвах укреплялся. Росла и торговля, чтобы материальные ресурсы заиметь, чтобы купить оружие. И конечно вопрос был таков, что вынудило Псков укрепиться после распада Киевской Руси. Стали укрепляться наши княжества, но что они могли сделать поодиночке? И конечно же то, что свершил Василий III — он продолжил традиции Ивана Калиты — первого, по существу, московского князя, который группировал вокруг себя и объединял государства, чтобы стать сильным государством потому, что этот материк огромный, самый большой, требовал. История его, его физика требовала объединения людского, чтобы разрабатывать ресурсы внутренние, так я говорю условно.

 

Тем не менее, для псковичей это присоединение оказалось горьким. Конечно, Псков горевал. 300 семей, как говорят нам летописи, были перевезены. Как впрочем и всюду. И не только у Пскова, и такая же судьба по существу ожидала Новгород, и Смоленск позже, и Рязань, которую тот же Василий III присоединял к Москве. Но вот эта центростремительная сила, она объединяла, втягивала государства потому, что только Москва, которая в центре России находится, которая находится в очень удобном климате, далеко от врагов, от восточных, от западных орденов (Псков закалился в них только), и истории это было благо. Это был вызов истории слезам псковичей, которые, конечно, пострадали лично, 300 семей разрозненно переселены разом в Москву и другие города и княжества — это был плач великий, может и кровь здесь была, и сопротивления, но в основном сопротивлялись объединению не люди "молодшие", а бояре. Они знали что потеряют свою власть, что под руку попадут великому князю, их власть кончится по существу. Но Псков стал развиваться, промышленность стала развиваться, торговля стала развиваться.

 

После присоединения Псков приобрёл много и в плане духовного развития. Я думаю, когда происходит единение народа, консолидация, когда всякие течения, я уже не имею ввиду религиозный стержень один, но всякие течения общественные, течения мысли, культуры объединяются в одно - это только увеличивает потенциал роста народа: нравственного, культурного, хозяйственного. И, конечно, объединение это было великим благом (пусть историки на меня не обижаются) и неизбежным, главное. Центр страны притягивал все окраинные государства. После этого и Кострома, и Ярославль, и Рязань, и Тверь присоединились, а потом пошла и Сибирь. Надо сказать, что в средние века князья наши были настолько гениальны по сравнению со многими руководителями государства более позднего времени, что они делали то дело, которое им бог приказал делать и судьба. Это было не обосновано расчётами каких-то деятелей, это было обосновано историей. Иного пути у нас не было.

 

Из страниц истории известно, что к началу XVI века Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова. В 1509 году в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился на вече и не принёс ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы, он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя, как обычный городской наместник "государя всея Руси". Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей. Когда наступил день 6 января 1510 года, псковских посадников и бояр пригласили в Кремль. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю.  Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: "Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику". Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Через несколько дней из Новгорода приехал посол Василия III Третьяк Далматов. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III. Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда "спустиша колокол вечевой у святыя Троица", то начали собравшиеся, "на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли…". Как свидетельствовал современник событий, автор знаменитой "Повести о псковском взятии", не плакали только младенцы, сосущие молоко. Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

 

О предпосылках присоединения Псковской республики к Московскому княжеству рассуждает кандидат исторических наук Владимир Аракчеев.

Псков

Псков объединяла, и не только с Московским великим княжеством, но и с другими русскими землями целая система взаимоотношений, ведь Псков обладал такими же как восточно-русские земли языком. Он был включён с 1399 года в политическую систему великого княжения Владимирского, то есть, великий московский князь автоматически являлся псковским государем и присылал в Псков на княжение своего наместника. Из Москвы псковичи получали военную помощь в борьбе с Литвой, ливонским орденом, и наоборот, пытаясь захватить Новгород, московский князь опирался на помощь псковичей. Поэтому когда в публицистике слышишь размышления о том ,что вот азиатская монархия, азиатская деспотия московских князей сломала европейский по сути республиканский строй Пскова, возникает масса несоответствий реальных исторических фактов этим умозрительным представлениям.

 

Псков был типичным средневековым восточно-европейским государством своего времени. Ему были свойственны такие же достижения и такие же пороки как и другим государствам. В Пскове, несомненно, существовало вече и выборная система замещения государственных должностей. Но и преувеличивать демократизм этой системы тоже не следует. Псковские посадники были крупными землевладельцами. Занятие должности посадников было наследственным, а это значит, что ни один чёрный человек Пскова никогда не мог стать посадником, он, несомненно, мог занять другую должность, например, сотского гостевого или купеческого старосты, но должность посадника имела аристократический характер. И это, несмотря на то, что многие чёрные люди были крупными торговцами и обладали землями, были частными владельцами земли. Потому что в Псковской республике существовала система близкая к тому, что мы называем частной собственностью на землю.

 

Включение Пскова в Московское государство: было оно взятием или присоединением? Видите ли, ни тот, ни другой термин не точны. Потому что слово взятие было использовано летописцами в первой половине XVI века для того, чтобы подчеркнуть насильственный характер инкорпорации — включения Пскова в состав единого государство. Слово присоединение тоже не совсем точно. Ведь когда мы говорим "присоединение", то мы подразумеваем присоединение части или какого элемента к уже существующему целому, но дело в том ,что в момент присоединения Пскова к Москве русское государство ещё создавалось, значит, правильнее говорить о вхождении Пскова в состав единого русского государства. Конечно, правящая элита Пскова и наверняка многие чёрные люди не были энтузиастами объединения с Москвой. И великому князю Василию пришлось для включения Пскова в своё государство применять войска. К Пскову была подтянута крупная армия. По отзыву немецких купцов - самая крупная, которую они когда-либо видели на северо-западе, но в то же время следует подчеркнуть, что захвата Пскова военным путём не было. Псковичи добровольно сложили оружие и не стали ставить щит против государя.

 

История до нас доносит сведения о том, что псковичи провожали вечевой колокол плачем. То, что этот колокол рассыпался на множество колокольчиков Валдая - это не более чем красивая легенда, придуманная краеведами в XIX веке. На самом деле вечевой колокол был свезён в Москву либо использован в качестве обычного колокола, либо был переплавлен. Но дело не в колоколе. Колокол — это всего лишь символ республиканского строя Пскова. Нужно иметь ввиду что включение Пскова в Московское государство было абсолютно бескровным. Из Пскова была депортировано 300 семей. Это были посадники, это были, видимо, наиболее знатные и богатые из купцов. Но этим репрессии псковичей в 1510 году ограничились. Разумеется, осуществляя депортацию, Василий преследовал одну цель — не допустить создания здесь условий для возникновения какой-либо оппозиции. В то же время не следует думать, что в Европе вольные города, подобные Пскову, входили в состав королевств совершенно добровольно или наоборот, что вообще города захватывались бескровно.

 

Когда датский король Кристьерн второй вступил в 1520 году в Стокгольм, спустя 10 лет после псковского взятия, он казнил в городе более 100 человек, среди которых были епископы, бургомистры, причём трупы казнённых в течение трёх дней лежали на городской площади. Это была знаменитая Стокгольмская кровавая баня, которая хорошо известна всем специалистам по истории западной Европы. Вот на этом примере, по-моему, очень хорошо видно, что методы Великого Московского князя Василия по присоединению Пскова были жёсткими, но отнюдь не страдали параксизмами жестокости, не были чрезмерно жестокими.

 

Псков был присоединён к Московскому государству одним из последних. Одна из причин состояла в том, что Псков находился на периферии, это была окраинная земля, а вторая причина состояла в том, что Псков был верным союзником Москвы на протяжении десятилетий. Псковичи 111 лет фактически были вассалами великого московского княжения. На псковской печати - официальном символе государственности — значилась надпись "Печать псковская вотчины великого князя московского". Для того чтобы назвать республику вотчиной суверенного правителя-монарха необходимо было обладать особым мировосприятием, которое, конечно, не укладывается в нашем современном представлении о демократии. Но титулование Пскова как вотчины — это еще не всё: псковичи не только словом, своей символикой но и делом доказывали свой союз с Москвой. Во второй половине XV века сначала Василий II - московский князь, потом Иван III осуществили в общей сложности три крупных похода на Новгород. В 1456, 1471 и 1477 годах, и трижды псковичи оказывали военную помощь великому князю, причём во время похода 71 года новгородцы умоляли псковичей оказать им союзническую помощь, но псковичи отправили 10-тысячное войско разорять новгородский пригород Вышегород — это на территории нынешнего Дедовичского района. Отношения Пскова с Новгородом в XV веке были очень сложными. Несмотря на то, что развод между ним был осуществлён очень цивилизованно. Псков, в общем-то, получил без какого-то сопротивления Новгорода. Новгородцы периодически конфликтовали с Псковом, и даже существует версия, что оживлённое крепостное строительство на рубеже XIV-XV веков было ничем иным как попыткой защититься от Новгорода, а не от ливонского ордена. Эту версию выдвинул известный московский архитектор-реставратор Геннадий Макеев.

 

То, что потерял Псков в результате включения в состав единого государства это очевидно — это самоуправление, причём даже не самоуправление, а республиканские институты власти — это вече, это институт посадников. Самоуправление Псков впоследствии получил в середине XVI века по земской реформе Ивана Грозного, но вот республиканские институты были утрачены. Но опять-таки, утрачены они были небезвозвратно. Например, ряд статей из свода законов древнего Пскова - Псковской Судной грамоты — вошёл в состав судебника 1497 года, а это значит, что между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства. Приобрёл, очевидно, защиту от посягательств извне. Потому, что в конце XV начале XVI века Псков дважды подвергался опустошающим нападениям ливонского ордена. Первый раз ливонские рыцари захватили уничтожили Кобылий городок, который с тех пор стал называться Кобыльим городищем — недалеко от места Ледового побоища. Второй раз в 1501 году немцы захватили и разрушили Остров - один из важнейших пригорода Пскова. И поэтому, конечно же, для псковичей очень остро стоял вопрос защиты своей границы с запада и с юга - со стороны Литвы. Эту защиту Псков получил. Кроме того, не следует забывать, что Псков и другие русские земли, в том числе Москву объединял единый язык и одна вера, поэтому литература, создававшаяся в Пскове, можно сказать, получила новый импульс для своего развития.

 

И глубоко символичен тот факт, что спустя полтора-два года после присоединения, именно в псковском Елеазаровом монастыре создаёт свои знаменитые публицистические послания Филофей. В них он ставит очень важные вопросы нравственного самосовершенствования общества и провозглашает Москву Третьим Римом.

 

Беседовала Любовь Кузнецова,

специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...