Хранитель

Сегодня, 22 июня, исполняется 55 лет хранителю живописи и графики, заведующей отделом научно-фондовой работы Псковского архитектурного и художественного музея-заповедника Ольге Анатольевне Васильевой.

 

На фото: хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Васильева

 

Накануне своего дня рождения она дала Псковскому агентству информации небольшое интервью по Интернету, потому что находится сегодня в командировке в Третьяковской галерее, куда отправилась, как она говорит, по собственному порыву, желая, по-видимому, устроить себе праздник в самом высоком понимании этого слова.

 

- В Псковском музее я с октября 1979 года. Я оказалась здесь сразу после окончания дневного отделения факультета теории истории искусств института им. И. Е. Репина Российской Академии художеств. В трудовой книжке у меня единственная запись о месте работы – Псковский музей-заповедник.

 

На выбор музейной профессии хранителя, конечно, повлияли встречи с замечательными старейшими сотрудниками Эрмитажа, Русского музея, ГИМа, с которыми мне посчастливилось познакомиться благодаря маминым профессиональным интересам – она была директором Псковского музея-заповедника. Меня восхищала тональность их бесед, их увлечённость профессией и даже подчинённость ей. Я всегда считала и считаю, что хранители – это те профессионалы в музее, которые должны уметь всё: систематизировать коллекции и пропагандировать, администрировать и грамотно вести документацию.

 

Особый профессиональный интерес к истории византийского искусства, древнерусской живописи сформировала у меня Вера Дмитриевна Лихачёва, мой учитель, преподаватель соответствующих курсов в институте. На одном из последних курсов она спросила меня фактически в утвердительной форме: "Оля, Вы, конечно же, будете заниматься Псковской иконой?"

 

Вера Дмитриевна была руководителем моих курсовых работ и диплома по псковскому искусству. Благодаря её инициативе я ещё в институте написала первую статью для институтского научного сборника, тоже о псковских иконах. Так мною был сделан выбор - раз и навсегда.

 

1966 год. Оля Васильева со своими родителями.

 

- Все в Пскове знают Ваших родителей – Почётного гражданина Пскова Анатолия Тимофеевича Васильева, которого называют "лучшим мэром Пскова всех времён и народов" и который как руководитель генеральной дирекции "Псковреконструкция" получил из рук президента Владимира Путина Государственную премию за реставрацию музея-заповедника "Михайловское", и Антонину Фёдоровну Васильеву, бывшего директора Псковского музея-заповедника, автора замечательных краеведческих книг. Ясно, что они во многом определили Ваш выбор профессии, поскольку сами являются хранителями псковской старины. Кто ещё оказал влияние на формирование Ваших профессиональных интересов?

 

- Огромную роль в моей жизни сыграла мая бабушка – Мария Федотовна. У неё было удивительно цельное и образное представление о мире, справедливости. Она пережила всё самое трудное, что могли пережить русские женщины первой половины XX века – смерть новорождённых детей, раскулачивание, фашистскую неволю, предательство любимого мужа. Но при этом сохранила доброе отношение к людям и здравый оптимизм. Я каждый день вспоминаю по разным поводам её присказки и изречения, что мне очень помогает не терять достоинство в самые критические минуты.

 

- Расскажите о коллекции икон Псковского музея-заповедника. Что она значит для Вас лично?

 

- Наше собрание - это самая полная коллекция псковских икон XVI-XVII столетий, а для меня она уникальна тем, что каждый памятник ещё требует самого разностороннего и системного изучения. Это бесконечный процесс, в котором невозможно поставить точку.

 

 

- Вы являетесь автором книги "Иконы Пскова" , а каких ещё книг?

 

- Это инвентарные книги Псковского музея-заповедника (их на моём счету уже пять) по древнерусской живописи - мой основной труд. В так называемом "инвентаре" собраны и атрибутированы все иконописные памятники, которые хранятся в нашем музее. Кроме того, я пишу статьи, выступаю с докладами, а также переиздаю и дополняю печатное издание "Икон Пскова". Это продолжение работы хранителя, которой я занимаюсь больше 30 лет.

 

- Что Вам даёт эта работа? Что в ней самое трудное? Вокруг псковских икон то и дело возникают скандалы, как Вам удаётся сохранять подобающую истинному Хранителю невозмутимость и преданность высокому искусству, когда закипают страсти то вокруг сохранности псковских икон, то по поводу передачи их РПЦ, то из-за их затянувшейся реставрации?

 

- Работа в музее - это не только одна из существенных составляющих моей жизни, но и в определённом смысле её форма. Я считаю, что хранительский труд воспитывает такие качества, как трудолюбие, самообладание, чувство долга. За все годы, что я работаю в музее, не было и дня, чтобы я шла на работу без радости. А трудности только мобилизуют. И по примеру моих учителей я давно взяла за правило в спорных вопросах выбирать решения, при которых памятникам будет лучше, хотя иногда ради этого приходиться смирять свои амбиции.

 

- Чего бы Вы сами пожелали себе в день своего рождения?

 

- В моём деле солидный возраст – это достоинство, потому что для изучения такого совершенного и многосложного искусства, как икона, необходимы знания и понимание, которые накапливаются годами. Так что я с удовлетворением оглядываюсь на прожитое и всегда желаю себе и всем моим друзья быть в гармонии с собой и миром, а ещё желаю, чтобы все, кого мы любим, жили рядом с нами, а не в наших воспоминаниях.

 

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...