0
 

Когда руководишь театром 15 лет, без него себя уже не представляешь...

"Вся жизнь театр" - в случае с директором Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Валерием Федоровичем Павловым это стопроцентное попадание в цель. Редакция Псковского агентства информации не могла не встретиться с этим уникальным человеком в преддверии его 60-летия. Но Валерий Федорович оказался настолько занятым директором, что интервью состоялось только накануне, 1 февраля. На встречу с корреспондентом в театре он спешил из Псковского политехнического института...   - Все примерно представляют, как проходит рабочий день у работников театра. Режиссер кричит: "не верю", актеры вживаются в своих героев, гардеробщица на вешалку, с которой начинается театр, помещает шубы и пальто... А как проходит "обычный" день директора театра?   - Первый и извечный вопрос для директора театра: "Где взять денег?" Всем от меня в театре кроме денег ничего и не надо. А если серьезно: трубу пробило в здании, актер не пришел на спектакль, заболел. Текучка, рутина. На самом же деле это все отвлекает от творческих планов: формировать репертуар, помогать осуществлять реализацию творческих планов режиссеров и актеров. А это ой как не просто. Актеру же даешь текст пьесы, и, если это не главная роль, он говорит: "пьеса плохая". Если главная - актер сразу раздувается. Всем нужно угодить: актерам – роли, режиссерам – интересные пьесы, бабушкам-зрителям – мыльные оперы, интеллектуалам – Достоевского, детишкам – сказки.   - Вы сказали, что только приехали из "Политеха", это как-то связано с Вашими административными функциями?   - Я в "Политехе" на кафедре культурологии работаю, лекции читаю, семинары веду.   - Делитесь своим "культурным" опытом с подрастающим поколением?   - И им, конечно, тоже. Я, прежде всего, хочу научить студентов методологии поиска информации, чтобы они могли найти ее в любом источнике, от соборного уложения 1649 года до Интернета. Найти, а потом обработать и воспроизвести.   Интервью прервалось разговором по телефону, связанным с юбилеем.   - Ожидаемый вопрос: готовитесь к юбилею, как и где будете встречать 60-летие?   - Да здесь, в театре. Все навалилось, 4 февраля заезжает XIV Пушкинский фестиваль, 25 января был день рождения у режиссера Лены Шишло. Хочу, чтобы было меньше пафоса, а больше непосредственного общения. Сейчас удается пообщаться или на юбилеях, или на поминках. К сожалению, на поминках теперь уже встречаемся чаще...   - Все-таки за плечами 60 лет жизни, 15 лет руководства театром, откройте, в чем секрет Вашего творческого долголетия на таком важном посту, какие жизненные принципы помогают вам жить и работать в таком напряженном режиме? - Знаете, глупые люди превращают друзей во врагов, я же пытаюсь из врагов сделать друзей. Это сложней. Не навешиваю ярлыков на людей. Верить надо людям. Если отличился человек – награди при всех, поблагодари. Хотя иногда доведут директора, что и он сам на четвереньки встать хочет и завыть. Но директор должен отличаться, ведь он тут самый заслуженный актер (улыбается). Мне-то приходится играть по 30-40 ролей в день! К начальству деньги идти просить – одна роль, с пьяницей "Петей" говорить - другая роль, с актерами беседовать – третья. Они же, как дети, чувствуют любую фальшь. Они понимают: формально или искренне подходит человек к делу. Если ошибся, лучше сказать: "моя вина, ошибся", чем рычать, и кричать: "я тут директор".   - Как отдыхает директор театра от театра?   - От театра лечусь театром, наслаждаюсь и смотрю спектакли. Театр не может надоесть. К тому же помогает жена, которая любит и терпит меня таким, какой я есть. Хотя могла бы сделать карьеру лучше моей, она тоже Заслуженный работник культуры РФ. Ан нет, вот "мучается" со мной, а не карьеру делает.   - Валерий Федорович, любой театр, как известно, начинается с вешалки, а помимо нее, на чем зиждется сегодняшний псковский театр?   - На людях, которые окружают и занимают пространство вокруг этой вешалки. Начиная с актеров, которые выходят на сцену, режиссеров, ставящих пьесы, до невидимых глазу зрителя работников сцены: бутафоров, костюмеров. Вот у нас бутафор ветеран Афганистана, Чечни. Все так реалистично делает, закачаешься! Говорит: "Почему я всю жизнь воевал, а не в театре работал? Вот же где мое призвание было!" Театр держится, конечно, и на зрителях, которые ходят на наши постановки.   - Какие планы, Валерий Федорович, если не на следующие 60 лет, то хотя бы на 2007 год?   - Буквально уже пятого числа начинается XIV Пушкинский фестиваль, нужно собраться и его достойно провести. Будем ставить Чехова "Вишневый сад" и "Ретро" Галина. Надо готовиться к поездке в Голландию, на Пушкинский фестиваль в Неймегене. В колледже искусств у нас выпуск курса "Актер театра и кино". Нельзя забывать и о чисто хозяйственных функциях директора: нужно отремонтировать здание, сделать пристройку к театру, достать деньги на зарплату и т. д.   - В последние годы театр активно выпускал книги о своей истории "Актеры. Роли. Зрители. Из театральной жизни губернского Пскова", "Псковские сезоны. Провинциальный театр в ХХ веке". Вы были руководителем проектов издания этих книг, автором многих очерков. Не появляется желания отдаться полностью писательству, или театр – это Ваше все, и без него уже не мыслите себя?   - Есть такое понятие: проработал человек год в театре и ушел в другую сферу. Про него говорят: "ну что с него взять, он не театральный человек". Когда же руководишь театром уже 15 лет, и все тут тебе родное, и все тут родные, то без театра себя уже не представляешь.   Беседовал Даниил Яковлев.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...