8
 

Когда кончается день…

Я еду в Бежаницы, небольшой поселок на юго-востоке Псковской области. Еду, чтобы встретиться с человеком, который десять лет проработал звукорежиссером в коллективе Валерия Леонтьева. Как он живет сегодня? Чем он живет? О чем думает, вспоминает, мечтает? И кем он стал после расставания с большой сценой?   Часть 1: Встреча. Анатолий Жибров в составе ансамбля "Радуга" (п. Бежаницы), 1970 г. Его имя – Анатолий Васильевич Жибров. Он не молод, уже перевалило за полвека. Семьи не было, а недавно и вовсе остался один – умерла старушка мама. Говорят, он часто бывает задумчивым, но стоит кому-то подойти, лицо его тут же меняется, глаза начинают искриться, появляется искренняя улыбка. Жиброва считают открытым и очень мягким человеком. Все праздничные мероприятия в поселке, да и не только, не обходятся без его участия. Анатолия Васильевича можно встретить за пультом. Говорят, он создает сцену и слушает её. Сегодня Жибров заведует техническим и музыкальным центрами досугового объединения. В его обязанности входит ремонт техники, звукорежиссура, запись фонограммы, нередко свет.   Мы договорились встретиться на его рабочем месте в здании Дома культуры. Кабинет на втором этаже, наверх ведет старая крутая лестница, дальше - по длинному коридору до конца. За дверью слышны голоса. Сегодня Жибров пишет фонограмму, но ради нашей встречи все дела отложены на пару часов. В помещении трудно найти свободное место, чтобы присесть. Здесь важнее людей шнуры, аппаратура, детали к ней - они занимают все пространство.   Анатолий Васильевич улыбается:   -Рад, рад… - И тут же признается, - давление мучает.   Через пару минут разговора понимаю, что его жизнь – работа. С нею связаны все самые яркие и нежные воспоминания. "Скоро на пенсию, а мне мои девчонки (иначе он коллег не называет) сказали: до смерти будешь работать, не отпустим", - говорит. Понимаю, что прежде работа была для него выражением каких-то внутренних потребностей, формой, через которую он реализовывал свои возможности, таланты. Сегодня – это своего рода спасательный круг, лекарство от одиночества. "Одно живое существо есть у меня", - признается Анатолий Васильевич. - Это кот Мурик. Шесть лет назад, когда мама слегла, я домой под плащом принес котенка. Только он меня и спасает дома. Ждет, ненадолго выбегает на улицу, обежит дом вокруг и снова на порог просится. Даже спит рядом". Потом Жибров добавляет, что немного облегчает жизнь холостяку увлечение. "Люблю копаться в технике, конструировать, собирать что-то для дома", - говорит с улыбкой.   Часть 2: Был месяц май…   Он родился в 1951 году. Отец - тракторист, мама – швея. Окончил Сущевскую школу. В 1966 поступил в Ленинградский электротехникум связи. Получил специальность "радиотехник". По распределению должен был отправиться во Всеволожск, но до армии оставались считанные дни, и он вернулся в Бежаницы. "Устроился тогда в Дом культуры и работал здесь…всем. Был массовиком-затейником", - охарактеризовал свою работу Анатолий Васильевич. Через минуту добавляет: "Был тогда в Бежаницах ансамбль "Радуга". Вот в нем я до армии даже пел. Любил петь. Мне и сейчас мои девчонки говорят – иди пой, почему не поешь. А начиналось все со страшного проигрывателя в чемоданчике. Родители, помнится, купили за десять рублей в комиссионке. Слушал все. И любил все. Был всеядным".   После армии Жибров вернулся в Бежаницы, снова в Дом культуры. Все изменилось в мае 1976 года. Исполнитель эстрадных песен Валерий Леонтьев в сопровождении инструментального ансамбля "Эхо" (Коми АССР), 1978 г. "Как сейчас помню, 5 мая к нам с гастролями приехал Леонтьев с ансамблем "Эхо". Их тогда и не знал никто. Валера Леонтьев только в 1974 году окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. В республике Коми организовали ансамбль, и от филармонии он стал ездить по стране. Вот по окончании концерта мы устроили небольшой банкет…", - и тут Анатолий Васильевич оживился. – "Его администратор говорит тогда: не знаю, что делать, звукорежиссер уходит. Девчонки мои закричали: заберите его, он нам уже надоел. И показывают на меня. Леонтьев тогда спрашивает: пойдешь?.. Пойду".   В июле того же года Жиброву пришла вызывная телеграмма от филармонии Коми АССР. Мама, наблюдая, как Анатолий собирает чемоданы, возмущалась: "Что ты там будешь есть?" Но решение было принято, и Жибров поехал в Сыктывкар.   Часть 3: Звездное десятилетие.   Начинать было трудно. После месяца репетиций поехали с выступлениями по республике Коми. Дровами отапливали помещения. На печах готовили, из колодцев носили воду. Так продолжалось до 1979 года.   "Тогда мы рассорились с филармонией, - вспоминает Анатолий Жибров. – Только выступления и ни на один конкурс не посылают. Коллектив поехал в Горький. Уже в феврале нас отправили в Ялту на I Всесоюзный конкурс песен стран социалистического содружества. В жюри тогда сидела обворожительная София Ротару, уже известная к тому времени. А Валера пел "Ярмарки" и "Памяти гитариста". По итогам получил звание лауреата. Вот с этого момента начались настоящие гастроли, записи у Тухманова".   Весной коллектив работал в Молдавии, лето – в Ялте, Крыму, Прибалтике. "Увидел бы я столько, если бы оставался в Бежаницах? - задается вопросом мой собеседник. – Нет". Валерий Леонтьев и ансамбль "Эхо" на гастролях в Чехословакии, 1980 г. "А у Леонтьева мне нравилось все, - продолжает Анатолий Васильевич. – Он сам очень веселый человек, песни у него веселые. И все было театрализовано, каждая песня театрализована. Чуть ли не к каждому номеру специальный костюм. Причем Леонтьев костюмы шил сам. Рисовал, создавал, продумывал костюмы для всего коллектива…Это только после Ялты появился свой художник по костюмам".   Но старели родители, требовали внимания к себе, и в 1985 году Жибров вернулся в Бежаницы. В том же году его назначили директором Дома культуры.   Часть 4: Не жалею…   Ему очень хотелось вернуться в коллектив Леонтьева. Гнать от себя подобные мысли было тяжело. Ночами постоянно снились куски концертов.   "Я не жалею, что приехал в поселок. И здесь концертная деятельность неплохая, - признается Анатолий Жибров. Лицо его при этом становится серьезным. – Много лауреатов, самодеятельность очень хорошая. И всему этому надо обеспечить поддержку. Ведь чему меня научили годы работы с Леонтьевым? Я научился слышать звук. Может быть, в обычной жизни это не надо. А здесь я постоянно за пультом. Что мне дала работа у Валеры? Я сейчас могу сделать декорации, свет на сцене... Из того, что я когда-то подсмотрел, я могу сегодня что-то скомбинировать". Анатолий Жибров и Валерий Леонтьев (Великие Луки), 2004 г. Два года назад Анатолию Васильевичу позвонили. Его пригласили в Великие Луки. Там был запланирован концерт Валерия Леонтьева. Он не раздумывая ни минуты поехал. "Я стоял у служебного входа с букетом цветов и ждал. Подъехала машина, Валера вышел и направился к двери…А, Толик! Мы говорили в костюмерке с полчаса. До концерта оставалось слишком мало времени. Спрашивал о нем, о ребятах, с которыми тогда ездили. Из всего коллектива с Валерой сейчас работает только одна Ольга Пушкова – клавишница", - рассказал Анатолий Васильевич и замолчал.   Через минуту он добавил: "Если Леонтьев еще раз приедет в Псковскую область с концертом, обязательно все брошу и поеду. Он совершенствуется, все лучше и лучше песни, для него пишет куча композиторов, свой балет, свой балетмейстер…".   Послесловие.   Из динамиков автомагнитолы доносится песня Валерия Леонтьева "Когда кончается день…". Вечереет. Малиновое солнце сползает по макушкам деревьев к земле. Сегодня Анатолий Жибров снова вернется домой, где его встретит Мурик. Как он сказал? "Много ли одинокому мужику надо? Кастрюля борща на неделю". Будет разогретый борщ под радостное мурлыкание кота, фильм на диске или книга. Анатолию Васильевичу очень нравится фантастика. Еще один вечер человека, который ни о чем не жалеет.   "Я считаю, что у меня была хорошая жизнь, - сказал он на прощание. – Была любимая работа. И хотя я по специальности не работал ни дня, не жалею. Я живу, пользуясь жизненным принципом "живи честно". Но если бы можно было… я не стал бы ничего менять, разве семья появилась бы. Я бы просто хотел вернуться в 1976 год. И еще раз прожить этот период".   Екатерина Алексеева, для Псковского агентства информации.
  • "Встретить за пультом..... создает сцену" Что за чушь? Странный слог, дети в 5 классе владеют письменной речью лучше.
  • Глупое замечание. И за пультом можно встретить, и "сцену создать". Материал вполне приличный.
  • Прикольный материал. Это ж надо было этого мужика раскопать! Вот какие самородки в псковской глубинке живут! Интересно было читать. Спасибо
  • Спасибо! Очень интересный материал.
  • Виктор
    Я живу на Псковщине 24 года и она мне всё больше и больше наравиться. Надо поездить,походить по земле Псковской,пообщаться с людми,что бы полюбить её полным сердцем.Сколько интересных людей,сколько интересных мест.
  • молодцы! так держать. автору отдельное спасибо! побольше таких оригинальных материалов!
  • А если бы она поговорила еще с жителями поселка. То узнала бы что "Жибр" как его называют местные педо..ил и неоднократно был бит за то что приглашал мальчиков школьников к себе домой и демонстрировал пор..ху. По-этому его кстати и попер Валера.
  • Если бы это было так, то его бы давно привлекли за растление. Хотя... за полтиник, семьи нет, все возможно...
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...