2
 

Чудо Темирканова в Псковском Кремле

Когда понимаешь, что движению его рук послушны не только музыканты, но и твое дыхание – дыхание слушателя самого рядового, который хорошей музыке в своей жизни еще и не слышал толком, то… Чем тут можно продолжить? Конечно, мы всегда знали, что Темирканов – великий Артист, что он «блистательный, виртуозный, феноменальный» и еще Бог знает (это не поминание всуе – все о таланте Темирканова, наверное, действительно знает только Бог) какой. И это было знание, не подкрепленное личным опытом. То есть вера. И, наверное, сомнение – грех, но оно жаждет какого-то материального подтверждения веры. То есть чуда. Были ли среди почти 6 тысяч пришедших 16 июля в Псковский Кремль сомневающиеся, в том, что чудо им будет явлено – не знаю. Все-таки люди шли на концерт оркестра Темирканова не утверждаться во мнениях, а, прежде всего, получать удовольствие – от настоящей музыки, праздничного антуража, от лицезрения мировых знаменитостей. Может, кто и для галочки – был, видел, начал праздновать 1100-летие. В любом случае все получили больше, чем рассчитывали. Юбилейная декада в Пскове началась так мощно, что удержать эту планку на протяжении всех праздничных дней, вероятно, будет тяжело. Как-то настораживающе звучало непременное напоминание в преддверии концерта – для Пскова маэстро сделал исключение, в российской провинции его оркестр не гастролирует, даже в Москву из Санкт-Петербурга выезжает редко. Сам дирижер работает с лучшими оркестрами по всему миру – в Англии, Германии, США. Что же это за правило, из которого 1100-летнему русскому городу было сделано то самое исключение? Заранее зная о пресс-конференции, в которой должен быть участвовать Юрий Хатуевич Темирканов, журналисты прилежно лопатили Интернет в поисках интервью, оценок, концертных рецензий. Мне где-то встретилось упоминание о концерте оркестра в Москве осенью прошлого года – музыкальные критики хором утверждали, что даже концерт с участием Темирканова – событие для столицы, а уж настоящий, полноценный в двух отделениях! То есть Пскову повезло сказочно! Где-то между строк немногочисленных интервью маэстро мелькнуло и объяснение правила – вопиюще банальное: деньги, вернее, их отсутствие… И когда на пресс-конференции директор Санкт-Петербургской филармонии Юрий Шваркопф назвал грядущий концерт в Пскове знаковым событием, причем не только для Пскова, но и для самого оркестра, уже заранее был ясен смысл этого определения. Сам маэстро сказал, что он практически впервые выезжает в Россию, Юрий Шваркопф с сожалением отмечал, что оркестр после распада СССР практически прекратил концертную деятельность – по России не гастролировал. И как просто объяснил Темирканов свой приезд в Псков: «Я не мог не приехать… Счел своим долгом…» Это время сейчас такое – мы жили, просто жили, и не заметили, как много уже прожили, может, и не задумывались особо - сколько за 1100 лет сделали, сотворили, построили, сохранили, а также потеряли, разрушили, натворили, наворотили. Это время сейчас такое – оно дало повод оглянуться на все, попытаться оценить и задуматься – нас-то как и кто еще через 1100 лет оценит? Может, и сильным преувеличением будет сказать, что с Пскова начинается возвращение такого мастера, как Темирканов в Россию, но по поводу самого факта его концерта у нас хочется не лопнуть от гордости, а пока пожалеть остальную русскую провинцию. Конечно, многие наши города и веси сейчас избалованы вниманием признанных корифеев – Сибирь, Ханты-Мансийск, курорты всякие просто захлебываются от кинофестивалей, нередки у них театральные события, но есть в этом что-то ненастоящее. А вчера было самое-самое настоящее! Оркестр привез в Псков «Картинки с выставки» великого Мусоргского, которого мы однозначно считаем своим земляком. Мы эту музыку с детства знаем , а детство у нас такое было – помните, с концертами классической музыки по ЦТ, беседами музыковедов, и переключиться было некуда – не 40 каналов, а всего 2, вот мы и воспитались потихонечку, хотя не очень-то и хотели, но «Картинки с выставки» нам уже трудно с чем-либо перепутать. И эта тишина (так бы и написал – в зале, но тишина в Кремле даже лучше) была не просто результатом удовлетворенного узнавания. Просто было интересно! Как красиво работал маэстро – такая пластика, изящество. О, если бы об этом писал музыкальный критик (есть, говорят такая профессия, но как можно словами описать то, что звучит, рождается и умирает сию секунду, и, может, уже никогда не повторится – не постигаю), но он бы обязательно написал – о темпах, виртуозности, нюансировании, чувстве стиля хоровых исполнителей, совершенных фразировках. О том, что ровным счетом ничего не скажет двум третям пришедших на концерт в Псковский Кремль. Как честно работал маэстро! Нам было хорошо – партер удобный, наконец-то тепло, а Темирканов каким-то волшебным легким жестом вынимал платок и вытирал пот со лба. Он работал для нас, не очень искушенных слушателей, в полную силу. Когда на пресс-конференции Темирканову задали вопрос о его отношении к таким грандиозным концертам –с большой аудиторией, на открытых площадках, то он ответил тоже просто (говорит, кстати, Юрий Хатуевич очень негромко, что особенно заставляет к нему прислушиваться). Сказал, что это только для России такие концерты новость. В Америке практически в каждом крупном городу проводятся музыкальные фестивали, куда приглашают самые лучшие оркестры. И люди приходят семьями, приносят бутерброды, легкое вино, рассаживаются вокруг концерта на траве и слушают. И он совершенно прав, мы лишь по бедности нашей делаем вид, что нам это не надо. И наверняка наш снобизм – от бедности: ах, как можно, классическую музыку под бутерброды, нет - только в концертном зале, в камерной обстановке можно постичь… Впрочем, обстановка в Псковском Кремле была, как это ни парадоксально звучит, почти камерной, но и свободной. Монументальность воздвигнутой сцены не давила – это было просто красиво и торжественно, и в этом не было ничего претенциозного. Оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный» так органично звучала на фоне Троицкого собора. Да, Грозный пощадил Псков в отличие от Новгорода, о чем напомнил и Темирканов на пресс-конференции, объясняя (хотя и не этим) выбор программы. Но от текста, который читал Николай Буров, иногда бежал мороз по коже, и чувствовался масштаб личности русского царя в своих радениях за Русь, страшной в своих ошибках. Наверняка псковичи запомнили имя баса-баритона Николая Казанского, солиста Большого театра, исполнившего песню Федора Басманова с опричниками. Хоры имени Свешникова и академического музыкального училища при Московской консерватории имени Чайковского тоже героически сделали свою работу. На пресс-конференции художественный руководитель и главный дирижер хора Свешникова Игорь Раевский рассказал, как непросто пришлось хористам в преддверии концерта. Размещенный в Пушкинских Горах коллектив 8 часов провел в дороге в тот день, когда была двойная репетиция концерта. «Но мы не пищим, не жалуемся», - сразу оговорился Игорь Иванович. И большая благодарность участникам этих коллективов – они великие молодцы. Это и благодаря им расходились псковичи в каком-то тихом, и не сказать приподнятом – возвышенном настроении. Еще одно доброе слово об организации концерта: солнце ли повлияло, настрой, приближение ли давно обещанного праздника, но, мне кажется, люди чувствовали себя на нем в безопасности. И меры, предпринимаемые милицией (и, наверное, другими органами, которые принято называть компетентными) в этом направлении, были очень деликатными, не нагнетали обстановку, просто давали почувствовать, что все в порядке. А у многих, наверное после концерта осталось ощущение порядка и в душе, какого-то хорошего чувства соприкосновения с чем-то хорошим, значительным, чего так давно ждали. Не было разочарованных, пришедшие «для галочки», думается, ушли в антракте, но что-то свободнее в партере не стало. И говорили – о том, что Бэлза точно такой, как его представляли (элегантный, тонкий), о том, что Темирканов – это, конечно, да! И, наверное, не все знали, в какой завидной компании оказались благодаря Юрию Хатуевичу – Санкт-Петербург, Европы и Америки, Москва, а теперь и Псков. Время такое хорошее – возвращаться и оглядываться. Юбилей у нас.. Елена Ширяева, Псковское агентство информации
  • жюри
    Название сверхудачное. Хороший матерьяльчик.
  • Светозар
    Все получили больше, чем ожидали.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...