Не "Нравится"

Я буду искренне удивлен, если архитекторы, искусствоведы, археологи и другая научная и культурная элита Пскова будут и дальше на прежних условиях посещать все эти градсоветы – после того открытого пренебрежения городских властей, с которым они столкнулись на встрече в Городском культурном центре в среду.

Начиналось все благочинно. В Псков приехал Салават Щербаков – автор проекта памятного знака, посвященного героям Первой мировой войны. О том, что такой памятник вообще будет в Пскове, горожане узнали случайно – министр культуры обмолвился 30 декабря. И даже собственнолично выбрал место: сквер у Поземского-22 – отсюда и Кром виден, и точка тихая. "Памятник здесь будет доминантой" – согласился, проявляя свои градостроительные познания, глава Пскова Иван Цецерский. В этот момент он не мог не понимать, что, будучи единственным представителем муниципалитета в министерской свите, да еще наделенный представительскими полномочиями, по сути, говорил от лица всех горожан. Министр "население" услышал.

 

 

Однако вскоре выяснилось, что не всех такой выбор устроил. Причем, у просвещенной общественности вызвал отторжение не столько сам проект, сколько нахрапистые действия властей и место, куда решили во что бы то ни стало воткнуть монумент в начале февраля. Сразу после новогодних праздников в сквер явились рабочие, которые принялись, по меткому выражению архитектора Владимира Шуляковского, "экскавачить". Его же, к слову, и привлекли и к созданию типового архитектурного решения. Маэстро согласился – из соображений "как бы не было хуже".

 

И вот, 29 января Салават Щербаков, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств сидит в Городском культурном центре и объясняет, что его памятник будет небольшим, даже камерным – вопреки мнениям о гигантизме проекта, которые сложилось в Пскове. Впрочем, совсем уж парковой скульптурой солдат в шинели тоже не будет, говорит скульптор. Обелиск, знамя с Богородицей, лавровая ветвь на постаменте – все пучком.

 

 

Самый правильный и, пожалуй, должный быть единственным вопрос от псковских специалистов на заседании градсовета задала архитектор Лариса Нуколова - про документацию по архитектурному решению. Мол, нет ни развертки сквера, ни разреза, ни панорам, ни привязки к окружающей территории, ничего не сказано об освещении памятника. А если нет планов архрешения, то зачем вообще созвали градостроительный совет? Бумагу, сударь!

 

В ответ модератор форума, сити-менеджер Пскова Игорь Калашников предложил поговорить о деталях скульптуры, напомнив, что решение о месте установки памятника - прерогатива Псковгордумы. Тогда зачем всех сюда позвали? Ведь архрешение и количество приваренных к солдатской шинели георгиевских крестов – мягко говоря, немного разные вещи.

 

В тот момент я обрадовался: сейчас большая часть присутствующих встанет, и покинет зал, а я уеду домой смотреть, как Украина размножается делением. Но архитекторы оказались людьми амбициозными. Никто не вышел. Все остались показывать депутатам "кузькину мать".

 

Особенно не повезло депутату Сергею Калинину, который имел неосторожность признаться - "Я съездил посмотрел. Мне нравится" – и нарвался на поучение от специалистов: "Нравится" как у товарища Калинина должно иметь искусствоведческое и научное объяснение, и архитектурное в первую очередь". Уязвленный такой трактовкой своего "лайка" депутат покинул зал заседаний.

 

Об отсутствии документов по архрешению уже никто не вспоминал. Всех увлекла тема дислокации монумента. Игорь Калашников терпеливо давал высказаться всем видным горожанам, но видных горожан в зале было столько, что их бенефисы грозили закончиться далеко за полночь. Говорили о местах воинской славы: храм Невского, Дом офицеров, стела в Крестах, сквер Жертв революции, площадь Победы. Искусствовед Тамара Шулакова подготовила слайд-шоу о разрухе на Мироносицком кладбище: "Я вам сейчас покажу, где все вопиёт!" 

 

Через без малого два часа Игорь Калашников вернул градсовет с небес на землю заявив, что "озвучены проблемные вопросы, но сколько специалистов, столько и мнений", еще раз напомнив, что место для памятника будет выбирать Гордума, а сейчас надо лишь одобрить архитектурное решение.

 

Общественность поморщилась. Объясняли ведь: без документации не существует никакого архрешения. Но муниципалитет такие мелочи не интересовали – ему необходимо было голосование, пусть даже неправомочное.

 

После нескольких переформулировок вопроса, одна другой кривее и косноязычнее (вроде "Кто против того, чтобы работать в феврале, и принять правильное решение?") архитекторы и другие специалисты начали все-таки голосовать. Общественники – они ж как дети малые. В регламентах разбираться не хотят, а эмоции бьют через край. Эксперты могли и не понимать, что поднимая руку при слове "против", они легитимизируют обсуждение несуществующего проекта. Конечно, депутаты и муниципальные служащие оказались в большинстве, и одобрили то, что им было нужно.

 

Ну и зачем, спрашивается, был весь этот цирк с медведями? Зачем вообще нужен градсовет в таком виде – когда от тех, кто понимает в архитектуре, археологии, искусстве, вообще ничего не зависит? Надо только, чтобы они высказались – для проформы. Жалко своего времени, и времени тех уважаемых людей, кто провел вечер среды в ГКЦ, горячо выступал и аргументировано доказывал свою позицию, но был проигнорирован городскими властями. Ну нельзя с архитекторами так!

 

"Сколько специалистов, столько и мнений" – оскорбительная позиция. А сколько, кстати, этих мнений? Против проголосовали 7, двое воздержались - муниципальным властям неплохо бы знать если не имена, то хотя бы количество тех экспертов, мнениями которых она пренебрегает. Да что там "пренебрегает" – ясно дает понять, что этих "специалистов" у нас, как собак…

 

Я ни бельмеса не шарю в архитектуре и археологии, потому оставлю в стороне свои сомнения по поводу истинных и мнимых несоответствий проекта Щербакова исторической части города. По мне, так вариант с Поземского-22 еще ничего: в иных столичных городах России и Европы памятники фигачат в такие локации, что диву даешься: чем руководствовались градоначальники? Ан нет – туристы валят, чекинятся, автобусы как-то паркуются. Есть классный памятник – будет и тележка с мороженым, и магнитик на холодос. Так что не об этом речь.

 

Речь о градостроительном совете, который в очередной, видимо, раз обвели вокруг пальца. Но при всей свой наивности градсовет – вполне себе совещательный и действующий время от времени орган. К которому, ввиду так лихо потраченных на дискуссии о проекте памятника двух часов, у меня есть другие вопросы.

 

Вот, например, кинотеатр "Октябрь" – ни для кого из видных архитекторов не становится катализатором ночных кошмаров? Нет? А бесчинствующее буйство вывесок на центральных улицах? Или эстеты из градсовета никогда не проезжали мимо дома №16 по Рижскому проспекту? Оглянитесь, друзья, вы живете в колхозе, какая, к черту, Первая мировая война? Еще не все муниципальные служащие выгнаны взашей, еще не всем депутатам подарен учебник по изобразительному искусству, еще не все метровые ямы на парковке у кремля стали асфальтом.

 

Я понимаю, что с архитектурными объектами в прямой видимости от Крома все должно быть концептуально. Как минимум – надо к этому стремиться. Но, честное слово, уже все чаще подкрадывается ощущение, что эти видимости, ландшафты и высоты существуют уже только на открытках из серии "Псковские дали". В реальной жизни там давно уже "Бар сук", тошнотворная уличная реклама, магнитовские фуры и высотки на не очень дальнем Запсковеличье. Так почему бы не сконцентрироваться на том, чтобы начать расчищать эти Авгиевы конюшни? Если, конечно, настоящих экспертов в Пскове еще кто-то слушает и слышит.

 

Даниил НОВИКОВ

Даниил Новиков
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...