О судьбах «Родины»
От того, чем завершится «дело Вилкова», зависит и его собственная политическая карьера, и судьба новорожденной псковской «Родины»В минувшую среду, 9 декабря, был арестован по обвинению в соучастии в непредумышленном убийстве Константин Вилков – лидер организации «Псков – город без наркотиков». Информация об этом громком преступлении стала достоянием широкой общественности, добавив штрихов к образу известного псковского общественника. Дополнительное измерение ситуации придает тот факт, что двумя неделями ранее г-н Вилков возглавил вновь созданное региональное отделение партии «Родина». Псковское агентство информации попыталось понять, как арест новоиспеченного партийного лидера может повлиять на его дальнейшую политическую карьеру и на судьбу псковской «Родины».
«Город без наркотиков»
30-летний Константин Вилков стал известен в Пскове и Псковской области в 2011 году как лидер общественной организации «Псков – город без наркотиков», изначально специализировавшейся на сборе и передаче компетентным органам информации «о наркоманах, наркопритонах и барыгах». До этого он фигурировал в СМИ как представитель трезвеннических организаций «Псковское гражданское общество» и «Общее дело».
Опыт работы в органах МВД помогал Вилкову достаточно успешно действовать на этом поприще в сотрудничестве с правоохранителями. Кроме того, неформальный статус позволяет псковскому «Городу без наркотиков» делать то, о чем полиция не может даже и подумать. Например – публиковать в социальных сетях имена и фотографии подозреваемых и преступников.
Правда, сотрудники псковской полиции зачастую жаловались на «Псков – город без наркотиков». Пока пресс-служба регионального УВД еще только согласовывала очередной инфоповод с начальством, Вилков успевал в соцсетях изложить случившееся во всех подробностях. Полицейские сетовали, что общественники, во-первых, выпячивают свою роль, а во-вторых – преждевременно раскрывают важную оперативную информацию.
А и.о. заместителя начальника управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области в декабре 2014 года и вовсе заявила, что псковский «Город без наркотиков» «даёт очень много дезинформации». «Это провокация какая-то», - прокомментировал данное высказывание г-н Вилков, добавив, что «эта информация не соответствует действительности, и человек, который ее распространил должен за неё каким-то образом ответить».
Так или иначе, но «Псков – город без наркотиков» регулярно снабжал аудиторию региональных СМИ криминальным чтивом. Впрочем, бытует мнение, что добиваться успеха организации помогали не только опыт полицейской работы и связи в УВД её руководителя, но и покровительство спецслужб, использовавших Вилкова для легализации нужной информации. Благо, на поприще борьбы с наркотиками в России высокая конкуренция: этим занимается не только такая специализированная структура, как Госнаркоконтроль, но и полиция, и ФСБ.
Впрочем, организация Константина Вилкова занималась не только темой борьбы с наркоторговлей. Параллельно «Псков – город без наркотиков» участвовал в сборе гуманитарной помощи для жителей Донецкой народной республики, борьбе с контрафактным алкоголем (в том числе в рамках совместного с ПАИ проекта #Безпалева60) и вел в буквальном смысле правозащитную деятельность (к примеру, оказывая юридическую и не только помощь инвалиду, на которого натравили ротвейлера).
«Так вышло»
Название псковской организации недвусмысленно отсылает к фонду Евгения Ройзмана. И «Псков – город без наркотиков» позиционировал себя как филиал этой организации.
При этом, скандальная часть имиджа г-на Ройзмана и его фонда также проецировалась на Константина Вилкова и его организацию. В дискуссиях на псковских форумах и в соцсетях зачастую можно было встретить почерпнутую из интернета информацию о том, что фонд Евгения Ройзмана – лишь инструмент для передела уральского рынка наркотороговли, а методы, которыми в «Городе без наркотиков» лечат наркозависимых, больше напоминают средневековые пытки. Псковские сторонники Ройзмана, делали вывод сетевые критики, наверняка занимаются чем-то подобным.
Впрочем, до поры ничего, что могло бы бросить тень на «Псков – город без наркотиков», в публичное пространство не попадало.
Однако в начале 2015 года появились слухи о том, что Вилков проходит то ли свидетелем, то ли соучастником по делу об убийстве. Косвенным подтверждением стало заявление тогдашнего главного псковского полицейского Бориса Говоруна, в марте без упоминания имен, но достаточно прозрачно рассказавшего об инциденте на заседании Общественного совета при областном УВД.
Не будем пересказывать обстоятельства скандального происшествия – благо, они уже известны. Лучше всего ситуацию описывает строчка из песни группы «Кровосток», творчество которой не так давно пыталась запретить ярославская прокуратура: «Убили цыганку – так вышло».
Отметим, сам Константин Вилков в беседе с корреспондентом ПАИ подтверждал сам факт инцидента, однако заявлял о своей непричастности. И говорил, что готов дать пресс-конференцию по данному делу после того, как расследование завершится.
Информация об убийстве в итоге появилась в федеральных интернет-СМИ, на форумах псковских изданий и в блогах. Однако дальше этого дело не шло.
Дума о городе
Еще летом 2014 года Константин Вилков публично заявлял, что ему не интересна карьера депутата, и что он отклоняет поступающие ему от различных партий предложения о сотрудничестве. Тем не менее, год спустя он официально начал политическую карьеру, в качестве самовыдвиженца приняв участие в довыборах в Псковскую городскую Думу по одномандатному округу № 10. Высказывалось мнение, что депутатский мандат общественнику неожиданно понадобился, в том числе, для дополнительных гарантий личной безопасности в условиях продолжающегося расследования «дела цыганки».
Впрочем, живым примером для г-на Вилкова мог стать тот же Евгений Ройзман, который в 2013 году был выдвинут региональным отделением «Гражданской платформы» в мэры Екатеринбурга и победил, сложив в итоге с себя полномочия руководителя «Города без наркотиков».
Главным конкурентом псковского общественника на довыборах в гордуму стала кандидат от «Единой России» Елена Полонская, возглавляющая лояльную региональным властям организацию многодетных семей «Родительское собрание». Именно она, по мнению наблюдателей, полностью устраивала в Гордуме как областные, так и городские власти. Тем не менее, Вилков также не мог пожаловаться на отсутствие поддержки.
Его регистрация на выборах прошла не вполне гладко: в необходимых для выдвижения подписях нашли чрезмерное количество ошибок, сделанных сборщиками. В результате общественник, заблаговременно предупрежденный об этом, 22 июля написал заявление с просьбой о снятии его кандидатуры «в связи со сложившимися обстоятельствами», рассчитывая успеть до окончания сроков выдвижения повторно сдать документы и подписи. Однако в Территориальной избирательной комиссии Пскова заявили, что вынесут решение не раньше, чем через пять дней, тем самым ставя под сомнение участие г-на Вилкова в кампании.
Лидер «Города без наркотиков» заявил было в соцсетях, что ТИК нарочно вставляет ему палки в колеса, препятствуя выдвижению. Но после вмешательства, предположительно, представителей региональной администрации, городской избирком резко форсировал рассмотрение вопроса. Уже 23 июля Константин Вилков благополучно выдвинулся на выборы повторно и взял куда более миролюбивый тон: «Все требования ТИК законны. Сейчас остается надеяться, что ТИК быстро рассмотрит мое заявление, и я смогу вновь подать заявление о регистрации и провести сбор подписей».
Кампания по выборам в округе № 10 была достаточно насыщенной: не обошлось даже без такого, казалось бы, забытого в Пскове, жанра, как поддельные листовки от имени кандидата. В фальшивом агитматериале от имени Елены Полонской предлагалось повысить в Пскове тарифы на ЖКХ и ввести продовольственные карточки.
Константин Вилков в листовке именовался «бандитом» «рвущимся во власть». Кратко пересказанная история про убийство цыганки на фоне остального потока сознания автора листовки выглядела всего лишь еще одной причудливой фантазией «черного политтехнолога». Складывалось впечатление, что именно этой цели автор и добивался.
Так или иначе, но избирателей 10-го округа выборы не особо заинтересовали: явка составила всего 8,64%. Елене Полонской для победы хватило всего 334 голосов – ее результат составил 42,44%. Константин Вилков, набравший 183 голоса, оказался вторым с результатом 23,25%. При этом на пятки ему наступала «яблочница» Татьяна Фёдорова: за нее проголосовали 148 человек, или 18,81% избирателей.
Есть такая партия
Тем не менее, политическая карьера Константина Вилкова продолжилась. Неожиданно для большинства наблюдателей в конце ноября он возглавил вновь созданное региональное отделение партии «Родина». Новоиспеченный партийный лидер в комментарии ПАИ заявил, что региональное отделение будет участвовать в выборах в Псковское областное Собрание, выдвинув не менее десяти кандидатов. «Задача минимум - провести хотя бы одного депутата, а максимум – шесть», – уточнил он. Кроме того, Константин Вилков заверил, что кандидат от псковской «Родины» будет баллотироваться в Госдуму по псковскому одномандатному округу.
Одно из направлений, на котором псковская «Родина» сосредоточит свои усилия в ходе кампании по выборам в региональный парламент, можно было предугадать, обратив внимание на высказывания г-на Вилкова в соцсетях.
В октябре-ноябре он дважды выступил с обвинениями в адрес главы администрации Островского района Павла Мищенкова. В начале рассказав о кризисной ситуации, сложившейся вокруг городского кладбища Острова, а затем подвергнув критике кадровые решения г-на Мищенкова. «Я призываю прессу, администрацию Псковской области, Общественную палату, ОНФ обратить самое пристальное внимание на деятельность Мищенкова», - резюмировал политик.
Кроме того, приобретя новый статус, Константин Вилков занялся политической учебой. Так, в начале декабря он принял участие в межрегиональном семинаре партии в Москве, посвященном предстоящей выборной кампании. Перед «родинцами», в частности, выступил известный российский политтехнолог Евгений Минченко, - президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».
Отметим, что г-н Минченко с 2002 года консультировал Михаила Кузнецова, а после того, как тот стал губернатором Псковской области, был назначен его советником по взаимодействию с федеральными органами власти. Судя по всему, с тех пор ситуация в псковской области находится в поле его зрения. По крайней мере, в соцсетях он регулярно комментирует действия нынешнего губернатора региона, Андрея Турчака.
«Родина слышит, Родина знает»
Напомним, в 2003 году был основан национально-консервативный избирательный блок под названием «Народно-патриотический союз «Родина». Позиционирование новой политической силы оказалось в высшей степени успешным. В качестве ее основных идеологических установок декларировались умеренный национализм, патриотизм, контроль за природными ресурсами, увеличение влияния государства в экономике, поддержка внешнеполитического курса президента РФ.
На выборах в Госдуму в 2003 году блок произвел маленькую сенсацию, получив 9% голосов, проведя по партийному списку в парламент 29 депутатов и создав свою фракцию. Позже избирательный блок был преобразован в партию, которой политологи пророчили чуть ли не роль «второй силы» на политической сцене России, способной оттеснить на третье место стремительно утрачивающую актуальность и адекватность КПРФ.
Однако в 2005-2006 годах партийные списки «Родины» по решению судов были сняты с выборов сразу в нескольких регионах, в том числе в Москве. Высказывались мнения, что резкий рост популярности «Родины» испугал Кремль. Пост председателя партии весной 2006 года покинул лидер «Конгресса русских общин» Дмитрий Рогозин [он продолжил карьеру в большой политике, в январе 2008 года став представителем Российской Федерации при НАТО, а в декабре 2011 года войдя в правительство в качестве вице-премьера, курирующего военно-промышленный комплекс - ПАИ].
Осенью 2006 года в состав «Родины» влились «Российская партия пенсионеров» и «Российская партия жизни». Новое политическое образование получило название «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» (вскоре оно было переименовано в просто «Справедливую Россию»).
В сентябре 2012 года «Родина» была восстановлена в качестве самостоятельной политической силы. Однако былой популярности уже не было: она стала всего лишь одной из многочисленных «малых партий», и на региональных выборах в 2013-2015 годах выступала преимущественно как спойлер, призванный оттянуть голоса у КПРФ и «Справедливой России», но не претендующий на реальную победу.
Однако в преддверии выборов в Госдуму 2016 года партия заметно активизировалась. Нынешние российские внешне- и внутриполитические тренды совпадают с установками «Родины» и вполне могут сыграть ей на руку. СМИ сообщают, что ее неформальным лидером по-прежнему является Дмитрий Рогозин, обладающий значительными административными, финансовыми и организационными ресурсами.
«Родина» по-псковски
Стоит отметить, что в Псковской области региональное отделение партии «Родина» в 2003-2006 годах являлось желанным многим «призом»: за контроль над ним шла ожесточенная борьба, участие в которое принимали не только псковичи, но и выходцы из других регионов. Сделать ставку на казавшийся чрезвычайно перспективным бренд пытались такие разные псковские политики, как Владимир Меньшиков, Геннадий Подзноев, Юрий Сорокин, Виктор Митропольский, Дмитрий Шахов, Игорь Савицкий, Игорь Максимов, Александр Рогов, Игорь Иванов, Вадим Гузинин и Виктор Яшин, Игорь Смирнов.
В динамичной истории регионального отделения «Родины» трагедия то и дело сменялась фарсом. И, похоже, после реинкарнации партии мало что изменилось. Выяснить позицию представителей федерального руководства «Родины» относительно ареста ее местного лидера ПАИ не удалось: в пресс-службе партии заявили, что не комментируют данную тему, и пообещали помочь связаться с региональным отделением.
Судя по всему, случившееся стало для руководства «Родины» полным сюрпризом. Очевидно, что в случае, если дело вдруг закончится для Константина Вилкова обвинительным приговором, партии придется срочно искать себе в регионе новое «первое лицо».
Отметим, что на учредительной конференции псковской «Родины» в конце ноября присутствовали руководитель гипермаркета «Империал» Николай Рассадин и редактор нерегулярно выходящей в свет газеты «Антикроррупционный фронт» Павел Николаев. Причем вскоре стало известно, что последний вышел из состава «Единой России», чтобы принять активное участие в партийном строительстве бок о бок с Константином Вилковым. Учитывая, что г-да Рассадин и Николаев являются видными членами команды Михаила Гавунаса, в настоящее время скрывающегося в Израиле, возникло мнение, что местная «Родина» может быть проектом опального псковского олигарха, стремящегося вернуть себе влияние на региональную политику.
Вряд ли у г-на Гавунаса и его политических менеджеров в Пскове есть сколько-нибудь серьезная «скамейка запасных» для «Родины». Региональное отделение мог бы возглавить тот же Павел Николаев, для которого она может стать как минимум пятым партийным проектом [депутатом Псковского областного Собрания он был, например, от КПРФ - ПАИ]. Однако копившийся начиная с 2004 года негативный бэкграунд г-на Николаева станет серьезным отягощением для «Родины». Кроме того, трудно рассчитывать, что политическая команда Андрея Турчака будет готова вести с ним переговоры.
Впрочем, вполне вероятен вариант, при котором дело в отношении Константина Вилкова может быть прекращено. В этом случае лидер псковской «Родины» избавится от «скелета в шкафу» (у него как минимум появится возможность ссылаться на решение суда по данному вопросу в любой политической дискуссии). Более того: лидер псковской «Родины», выведя «историю с цыганкой» в публичное пространство и прояснив свою роль в ней, получит в руки «козырь», который, если им умело распорядиться, вполне может конвертироваться в хороший результат партии на грядущих выборах в региональный парламент.
Понятно, что прямо повторить политический успех екатеринбургского борца с наркотиками Константину Вилкову вряд ли удастся. Тем не менее, образ «псковского Ройзмана» - это тот материал, с которым политтехнологи «Родины» (если партия не поскупится на специалистов) вполне могут эффективно работать. В частности, он вполне может собрать «внесистемный» на сегодняшний день протестный электорат: от патриотов до умеренных (и не очень) националистов, ранее пренебрегавших местными выборами за неимением устраивающих их по взглядам кандидатов.
В этом случае арест можно будет считать настоящим «подарком судьбы» г-ну Вилкову. В конце концов, в истории есть немало примеров успешных политических карьер, начинавшихся именно так.
Сергей МАРТОВ