0

«Армия сильное искушение: и в физическом, и духовном отношении»

В нашем обществе много говорится об армии, Слава Богу, ныне армию уже не шельмуют, как это было в первые годы демократической революции в России. Мы знаем, что в армии сейчас служат или те немногие, кто осознанно хочет служить и испытать себя на воинской службе, или те, кто беден и не может откупиться в военном комиссариате от воинской службы. Мы не судьи нашей армейской беде, но общество должно знать и понимать, что если наши мужчины не пройдут армейскую службу, не получат армейскую закалку, если наша армия останется местом, где издеваются и избивают солдата, где старшие чины недобросовестны и равнодушны к подчиненному, то будет ли будущее у нашего государства? Защитим ли мы свою Родину в дни испытаний, или мы не хотим ее защищать? В Русской Православной Церкви защита Отечества традиционно является подвигом, а воинское служение для православного христианина – долгом. Армия учит христианскому подвигу – подвигу смирения. Один священник в разговоре как-то сказал, что армия его научила знать свое место в этом возрасте и в этом месте. Информационная служба Псковской епархии предлагает воспоминания священников нашей Епархии о службе в армии и их мнения о воинском служении и службе. Настоятель Свято – Троицкого Кафедрального Собора в Пскове, протоирей Иоанн Муханов: Я искренне благодарен Господу за все в моей жизни, и за армию - тоже. Я служил в Промежицах, под Псковом, в десанте, в разведроте в 1984-1986 гг. Отслужил там все два года, у меня 21 прыжок , из них десять с Ан- 2, девять – Ил-76 и два – с вертолета. Ил – 76 летает пять часов, мы облетали весь Советский Союз и приземлялись в Пскове. Я служил с прекрасными ребятами. Дедовщина была осмысленная - усиленная физподготовка, не было никакого безумия. Я был воцерковленным человеком, но не афишировал это. Однажды стоял дневальным на КПП, и подъехал мой папа, батюшка. Он был в отъезде и приехал меня проведать. И вот молодой десантник, молодой солдат выходит на КПП, кланяется земно отцу, берет благословение с троекратным целованием, объятиями отцовскими и сыновьими. Все, кто наблюдал, были поражены. И через этот случай у меня появился друг, который крестился у моего отца, игумена Ионы, потом детей своих крестил у меня, и он сейчас один из самых близких мне людей на земле. Его детки – мои крестники, я их и венчал. Я никогда не был против армии. Я только - за. Сам прошел ее в своей жизни, и мне она дала очень многое: чувствую, что окреп физически, поменялось мое отношение к жизни, укрепилась вера. До армии была некоторая юношеская расслабленность, а в армии она прошла. Годы в армии не считаю выкинутыми, и я, в полном смысле слова, говорю от чистого сердца, что армия была суровая, серьезная, интересная, с профессиональной подготовкой каждый день. И офицеры у нас были интересные и хорошие командиры, я был в прекрасных войсках, откуда вернулся старшим сержантом, был командиром взвода. Мне армия принесла пользу. Для молодого человека служение в армии было священным долгом. Разве плохо Родину защищать? Это замечательно, это прекрасно. Правда, не все люди способны служить в армии, и контрактники, возможно, тоже не выход. Может быть, для других государств, где это давно организовано – нормально, а для нашего – я сомневаюсь. Вот если бы была срочная служба с содержанием, и солдат знал, что, отслужив два года, он получит приличное выходное пособие, не потеряет два года жизни и, не дай Бог, саму жизнь. Почему контрактникам надо платить, а срочникам – не надо? Возможно ли платить срочникам? Тогда не нужны будут контрактники. Я был сержантом и получал 17 рублей командирских, и за каждый прыжок – 3 рубля, и мне хотелось прыгать. Из армии вернулся с большими деньгами. Сейчас можно сожалеть, что наши дети охладели к армии. Думаю, надо заинтересовать будущих солдат армией, раз сегодня рубль так важен, заинтересовать денежным пособием: если на предприятии едут в командировку, там и командировочные и т.д., а в армии в суровых условиях, почему бы не платить и срочнику? Он придет из армии, у него уже будет какой – то начальный капитал, какой – то достаток. Но все – таки первоочередное – это совестливое отношение всех полководцев. И чтобы офицеры относились по совести к своей службе. К сожалению, сейчас рассказывают такие вещи об армии, что просто трудно поверить. К сожалению. Но у меня осталось от армии только доброе. Протоиерей Михаил Мельник, настоятель храма Воскресения Христова в Орлецах, духовник Псковской епархии: Номер своей воинской части я никогда не забуду - 44 156. Я шел в армию как в рай. Это же подвиг - служение в армии. И отец мне сказал: «Служи, чтоб не было на тебя жалоб». Нам деньги выдавали. Я зарабатывал сто рублей, 33 рубля высчитывали за пропитание и обмундирование, остальные делили на пополам – выдавали на руки, а другую - на лицевой счет. А я знал, как жил отец, семья была большая, восемь человек, с 1961 года в армию пошел до 1964 года, потом уже было полегче. Однажды мне надо было послать деньги, а почта в городе, служил я в Казахстане. Взводный меня отпустил, но не стал сопровождать. Послал деньги, иду в воинскую часть, меня патрули остановили: «Вы, солдат, что здесь делаете?- Иду в воинскую часть, посылал деньги домой. - А где сопровождающие?». Была зима. Завели меня на «губу», ремень сняли, заставили туалет почистить, потом позвонили в воинскую часть, о моем поведении спрашивали, переговорили, я часа два – три посидел, и отпустили. Не к чему было придраться. Мне лично не пришлось терпеть никакой дедовщины. Были случаи, делали темную - одеяло на голову, и кто руками, кто кулаками, кто сапогами - кого невзлюбят, или кто украл. Сами разбирались. Я служил в стройбате, и нам платили за работу. Так что первое время: кирка, лопата, лом - и весь диплом. Рыли котлован под пожарное депо семь на семь и глубиной три метра. А грунт был с камнем, тяжелый. Рыли отбойными молотками. Потом плотником был: строили дом, настилали полы, меня взяли учеником электросварщика и газосварщика. Сколько я этих «зайчиков» нахватался. Глаза сколько терпели от этого: ночью ляжешь, больно, не уснуть, потом пойду в лазарет, закапают альбуцида, и сплю нормально. Получали мы неплохо, некоторые уезжали после армии на машинах, особенно те, кто работал на бульдозерах. А там, где я служил, рыли рудники урановой руды открытой разработки. Кормили нас хорошо, но первые дни мне было не привыкнуть к местной пище, она мне казалась недоваренной, сырой. Потом настолько привык, что только давай побольше, просил добавки. В отпуск меня отпустили - на руках 275 рублей. Когда был в отпуске, то отцу положил на стол 100 руб., а 175 руб. себе взял на билеты, и когда домой ехал, то в ресторане был: есть - то хочется, возьму себе пятьдесят грамм коньяка, а сам думаю: «Много нельзя, а то домой не доедешь». Господь вразумлял. В армию я пришел с весом 68 килограммов, а вернулся из армии – 75. Когда демобилизовался, мне было 22 года, у меня на лицевом счету - 558 рублей. Богач. Мы платили со своих заработков за обмундирование, питание. И наш замполит седьмой роты говорил, что мы для правительства, для вооруженных сил самая дешевая армия, потому что мы сами себя кормим. В войсках получали 3.80, но они были на полном государственном обеспечении, а мы сами себя кормили, сами себя одевали и обували. При демобилизации мне дали 558 руб., из них 400 руб. бумажку – аккредитив, чтобы я не потерял где – нибудь деньги, а остальные 158 руб. дали наличными. Архимандрит Павел (Кравец), благочинный, настоятель храма Покрова Божией Матери в Дедовичах: Для меня армия, к сожалению, была не исполнением гражданского долга. Для меня армия была наказанием. Потому что меня, студента Одесского Технологического института взяли в армию перевоспитать, как потом я обжаловал, и мне ответили из Политуправления: в виду того, что я верующий студент в советском вузе и меня необходимо было перевоспитать. Но в то же время, я не воспринимаю армию, как наказание - было общение со сверстниками. Было и жутко, когда перед всем строем воинской части, где - то двенадцать рот, на стадионе был отдан мне приказ снять крест. И когда я отказался снять крест, сказав, что выполняю разумные приказы, а этот приказ не входит в разряд разумных, то командир части подошел и с такой злостью рванул мой крест, что у меня надолго остался шрам на шее от цепочки. В армии я получил очень многое, хотя, уже можно признаться, я хулиганил. Удирал в самоволку по большим праздникам. Удирал в храм, на Литургию: Архиепископа Павла из Астрахани перевели тогда, и он стал моим духовным отцом. Сразу после армии он меня постриг в монашество, рукоположил, и переход от армии к гражданской жизни у меня не получился, а сразу переход от армии - к духовной жизни. Так что я благодарен армии. Игумен Спиридон, Свято – Благовещенская Никандрова обитель: Служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год - под Москвой. Армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом зависят от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой - тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, и что можно, а что нельзя. Игумен Макарий, Свято – Успенский Святогорский монастырь: Я призывался из церкви. После школы пошел в церковь прислуживать алтарником, и у меня справка для армии из церкви. И в армии меня все как–то уважали. Служил на Кольском полуострове, в Мончегорске. Вставал на молитву ночью, когда все спят, набирал фляжку воды, она была святая, я верил и знал, что все естество освещается, и у меня не было такого маловерия, что надо идти в храм и освещать. Все реки, все источники все Божье, все освещается. У меня фляжечка с водой всегда была. И мне никто не запрещал молиться. И акафисты, особенно в выходные дни, сядешь в Ленинскую комнату и читаешь. Или лежа, в казарме, как получалось. Я был сержантом, и у меня в отделении никого не притесняли. Был один баптист, отказывался присягу принимать. Его стращали, стращали и дизбатом стращали, но потом вызывает меня начальник штаба: «Сержант Швайко, вот такое дело, если не уговорите принять присягу, то никаких увольнений и отпусков». А какие в Мончегорске увольнения? Я и не ходил, и в отпуск ни разу не ездил, хотя было 12 поощрений, из них три отпуска. Вот мне и сказали: пока не будет подпись солдата под присягой… Ну, мы с ним поговорили, как верующий с верующим: у нас тоже у православных Закон, тоже клясться нельзя. Баптиста я уговорил, клятву не надо было произносить, а надо было расписаться. Он все понял, расписался. Священник Димитрий Куминов, секретарь Епархиального управления: Служил я в Печерах, в десанте, отдельный учебный полк с 1992 по 1994 годы. Армия ставит любого человека, особенно молодого, когда он остается один на один сам с собой, со всеми своими недостатками, добродетелями в условия, очень непростые. Все протекает на весьма ограниченной территории, вся армейская жизнь в казарме, в мужском коллективе, где все обостряется, все качества человеческие. Слабые ломаются, какие –то шероховатости характера пообтесываются. Все, что есть доброго в человеке, сразу обнажается, и, наоборот, все, что есть недоброго, греховного тоже выявляется. И открываются такие неприятные вещи, которые в других условиях нормальных, комфортных человек никогда бы и не узнал про себя. Я - верующий человек, молюсь, полгода жил в монастыре, и оттуда ушел в армию. Для меня армия, в первую очередь, была школой мужества, когда я должен был привыкнуть все делать сам. Практическую часть я должен был делать сам: отжиматься, бегать, но особую сложность представляет в армии общение. Поставить себя так, чтобы тебя уважали, не упасть лицом в грязь - в мужском коллективе это одна из сложнейших задач. Мои успехи, как верующего человека, а я успевал в воинской службе, естественно, были бельмом в глазу. У меня были во всех областях службы хорошие показатели, меня отпускали в увольнительные, начальство ко мне относилось как к разумному человеку, спрашивали у меня совета, беседовали на религиозные темы. А мои товарищи, которые были в подвигах воинской службы ниже и хуже, завидовали. В греховном мире любой человеческий успех другим человеком воспринимается болезненно, и это закон, к сожалению. Как у человека верующего, у меня не было проблем, офицерский состав уважал меня, а жизнь монастырская учит рассудительности - в армии эти вещи ценятся выше всего. Воин должен быть рассудителен, потому что в армии приходится много думать головой. В нынешней ситуации избежать дедовщины невозможно, потому что это явление, свойственное жизни общества. Там, где нет должного взаимодействия между офицерским и солдатским составом, неизбежно возникают неуставные отношения. В противном случае, все рассыплется. Меня били, я не отвечал, пока был молод, но пришло время – стал отвечать, когда стал «дедом». Иначе тебя на нормальном языке, не понимают. В армии процентов на 90 слов не понимают, поэтому приходится вразумлять. Люди приходят в армию из другой жизни и за краткий срок нужно сделать их воинами, а в большинстве своем, они привыкли жить по собственному желанию, здесь же нужно ходить строем, выполнять приказы, есть из общего котелка и делать все по команде. Быстро перестроиться не получается, и поэтому приходится убыстрять процесс физическим воздействием, или упражнениями. В моем случае – крайность, когда человек не понимал иначе. Но если я не добьюсь результата – с меня спросят. Идти в армию или не идти – однозначно не ответишь. Разные люди. Для отдельных людей, творческих, армия противопоказана, как, например, быть музыканту, если ему в армии пальцы переломают? Для кого – то армия полезна, кого - то сломает. Много зависит от военкоматов, они, подобно старцам монастырским, должны подходить к этому делу - призыву в армию. Армия дает практическую закалку, человек учиться делать в любой ситуации то, что необходимо: будь то хозяйственный вопрос, будь то выяснение отношений, или организация собственной жизни, самодисциплина, а также отказ от вещей, не имеющих ценности для человеческой жизни, и проверка тех ориентиров, которые в армии проверяются. И все наклонности проявляются. В армии надо от чего - то отказываться, искать компромисс, чтобы найти свое место, свою нишу, приемлемую для тебя. В армии с особой остротой понимаешь, что ты стоишь на самом деле. Экстремальные ситуации порождают четкую самооценку, даже если сам человек не понимает, окружающие это видят.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...