33

К критике Церкви

На Втором международном Фестивале православных СМИ "Вера и Слово" информационная служба Псковской епархии задала вопрос руководителю информационной службы Саратовской епархии игумену Нектарию о наболевшем:   Отец Нектарий, существует проблема критики Церкви самой себя, и не потому, что Церковь боится, она знает лучше многих свои проблемы, но можем ли мы критиковать Церковь, которой служим?   Игумен Нектарий: "Дело в том, что за последние пятнадцать - семнадцать лет наша Церковь пережила удивительный период своей истории. Она сначала была свернута, стянута до крошечного островка посредине этого мира безбожия, а за эти годы на несколько порядков, если можно так сказать, разрослась в мире. Естественно, есть определенные болезни столь быстрого роста, болезни, касающиеся жизни церковной, и жизни мирян в церкви, и жизни клира – это нормально. Нам еще не хватает опыта, не хватает возможностей воспринять часть тех традиций, которые были утрачены, и нам есть, что критиковать в собственной жизни, есть, что и исправлять. Но беда заключается в том, что, когда мы это делаем гласно, то этой нашей рабочей критикой могут воспользоваться те враги, которых сегодня, к сожалению, более чем достаточно. Они и так ищут как бы побольнее, поосновательнее нас ударить, а так мы своей собственной критикой будем давать им поводы сами. Поэтому, наверное, критика недостатков церковной жизни должна происходить в кругу тех людей, которые собираются эти недостатки исправлять. Когда мы что-то критикуем, мы обязательно должны предлагать выход из сложившей неблагоприятной ситуации, только тогда эта критика будет оправданной. Иначе, мы просто будем заниматься самобичеванием, которое никакой пользы нам не принесет. И говорить на тему "почему православные такие плохие" нужно так, чтобы это приводило к положительному результату, и обсуждать это в своей собственной среде, исправляя то, что является недостатком, не вынося это на всеобщее зрение. Я думаю, любому человеку, чтобы справиться с чувством осуждения или недоумения, или, порой возникающего, соблазна, нужно переступить очень важный барьер: ему нужно понять, что Церковь это не ОНИ, а церковь это МЫ. Вот, когда у человека это ощущение возникает, у него пропадает желание что-либо критиковать и кого-либо осуждать, потому что он воспринимает себя, как органическую часть этого единого целого - Церковь".
  • Nzz
    Это действительно круто.
  • Nzz
    >>> Nzz (02:31 17.11.2006):
    Nzz
    Это действительно круто.
    Еще раз можно? Это действительно круто.
  • Наоборот,после этих слов отца Нектария впервые задумываешься, что церковь - она же не МЫ, она по-прежнему - ОНИ. Закрытая такая контора, которую трогать не моги. И все вокруг (мы, то есть) для них по-прежнему враги. Грустно это.
  • честный-последнему
    Поправка: Если мы те, кто привык плевать на церковь по поводу и без повода, то мы враги. Но если те кто хочет понять свою церковь, мы сами и есть эта церковь. К тому же по православным канонам - врагов любят и молятся за них. Так что успокойся, в отличии от тебя, по видимому, Церковь тебя будет уважать всегда!
  • Удивительно, как можно читать ясный текст про ОНИ и МЫ и понять его совершенно наоборот.
  • Последний честному
    Ага, спасибо. Я этого уважения уже схлопотал. Уж кто "привык плевать по поводу и без повода" да предавать анафеме - так это священнослужители. Они почему-то никак не хотят понять, что мы тоже православные, а не погулять вышли. И нам больно видеть как церковь вместо того, чтобы объединять, все ищет и ищет врагов. Среди своих. Наших.
  • предыдущему
    Судя по форумам на ПАИ, мы высказываемся в адрес Церкви очень определенно. Почитайте себя, пожалуйста. А, главное, высказываемся как люди, которые знаю истину. Но вне Церкви знать истину невозможно, потому что она только в Церви. А не у Васи, Пети или еще где.Относительно анафеме, Вы преувеличиваете и пишите явно о своих несложившихся отношениях в Церковью, в которых Вы, видимо, считаете себя правым. О! Что, что, а анафему Церковь вообще не употрябляет в последние сто лет, последний раз власть большевиков анафематствовал Патриарх Тихон. Это Вы об этом "Уж кто "привык плевать по поводу и без повода" да предавать анафеме - так это священнослужители"?
  • простите за невольные ошибки, и, если обидел.
  • Да нет, ничего, все нормально. Просто это все - старая песня, про истину. Церквей множество, значит и истин тоже? Но если истин много, тогда они - не истины? А если все же истина одна, то и истиная церковь одна, но какая? как человеку сделать верный выбор? Неопровержимых доказательств своей истиности ни у одной церкви нет. Следовательно, выбор будет непременно основан на доверии - а кто будет в наше время доверять? Проще либо не верить, либо верить, ни к какой церкви не присоединяясь.
  • Трудитесь умственно и сможете сделать верный ДЛЯ СЕБЯ выбор. Не стесняйтесь его сделать. Уверуйте - это и будет для Вас истина.
  • Ники
    Уверуйте в себя - и будет вам счастье
  • честный - 22.11.2006 22:30
    Вы совершенно правы в вопросе Одной Истины, и соответственно доказательств истины в РПЦ. Так вот доказательства - это плоды Церкви, точнее ее святые. Это люди которые в церкви и только в церкви достигли Богообщения. В истории их тысячи, а на сегодняшний день Архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Николай Гурьянов. К сожалению они скончались, но счастливы те кто с ними встречался. Сейчас еще жив архимандрит Лев (Гдовский р-он, с.Прибуж) удивительный старец. Архимандрит Андриан (в Печерах). Да и скольких мы еще не знаем! В глазах и жизни этих людей все доказательства истинности РПЦ. А то, что их мало, извините наши минусы а не РПЦ.
  • Истинность Православной Церкви, в частности, Русской Православной, доказывается ее плодами: мученичеством ее святых, ее чудесамидо сих пор, и сейчас особенно. Этого нет в других Церквях сейчас практически. Только тот, кто хочет верить и кто хочет видеть истину находит ее. И потом - все в руках Господа. Он стучится в наши сердца, но и наше сердце должно быть Ему открыто.Если наше сердце не верит, то убеждай, не убеждай - безполезно. Слушаем и не слышим, смотрим и не видим - это Он говорил две тысячи лет назад. О всех нас надо плакать, неверующих, с жестокими сердцами и злыми. О всех плакать, потому что успеем ли покаяться, успеем ли понять, что Господь - это радость каждый день и вечно. Спаси нас Господи и прости. Дай, Господи, победить нашу злобу твоей неизглаголанной благостью и милосердием.
  • Ники уже ничего не будет - поздняк!
  • Garret
    читаю комментари... обалдеть, какой маразм... 21 век на дворе...
  • честный - Garret
    Тебе сколько лет, обалденный ты наш?
  • В 22-м что твой потомки будудт делать, как думаешь?
  • Ислам примут.
  • Падонаг
    Бог, ангелочки там свякие - ерунда. Единственное положительное в церкви - она некие нормы морали выдерживает, и то это под БОЛЬШИМ сомнением т.к. сами святые отцы под рясой много чего прячут, та еще структура, все платят вышстоящим. Я бы рзогнал нахрен все церкви, а дармоедов читающих псалмы и ничего дольше не делающих - на поле работать. Посмотрите я не видел ни одного священника в высшем эшелоне который был бы худой!!! Все толстые и животы отъевшие. С уважением отношусь только к тем верующим, кто ведет натуральное хозяйство и сам работет и потом молится - короче так сказать автономно существует не клянча денежки у рабочего класса, делае этовсе для себя а не на показ. Зачем нужна церковь и священики? Если есть бог - я с ним напрямую буду общаться, мне посредники не нужны.
  • Никто Вас и никого другого не засталяет ничего платить. Вы много натуральным хозяйством чего врастили. И-нет по нат.обмену установили? Побробуйте разгоните и отправить в поля ))) Жилка не выросла ещё ))
  • Последний честному
    На самом деле проблема в том, что любую критику в свой адрес священнослужители (которые тоже люди) сразу же толкуют как критику ЦЕРКВИ. Пожалуйста, приведите мне примеры критики православной Церкви. Кто, кроме талибов на нее покушается-то?
  • Падонаг
    Не заставляет платить? А позвольте узнать на какие шиши живет церковь? Уж точно не за счет прадажи. Государство полюбому осуществляет дотационные программы в поддержку церкви. А откуда деньги беруться? С налогов налогоплатильщиков. Я налогплатилщик. Все просто. Пусть тогда раздавали бы деньги атеистам в размере той же суммы которою тратит государство на церковь. Почему священник должен иметь денежку, а атеист нет? Атеизм - та же вера в то что бога нет.
  • Падонаг
    Не заставляет платить? А позвольте узнать на какие шиши живет церковь? Уж точно не за счет прадажи. Государство полюбому осуществляет дотационные программы в поддержку церкви. А откуда деньги беруться? С налогов налогоплатильщиков. Я налогплатилщик. Все просто. Пусть тогда раздавали бы деньги атеистам в размере той же суммы которою тратит государство на церковь. Почему священник должен иметь денежку, а атеист нет? Атеизм - та же вера в то что бога нет.
  • Алхимик
    Вечно граждане ломятся в открытые двери, две кнопки на компьютере не нажать --- http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=38
  • честный - Падонаг
    Первый раз такого артиста встречаю. Наивный ты откуда взял, что государство платит церкви? С какой стати и каким образом?
  • Какие дотации? Не будьте голословны, дайте ссылку на соответсвующие статьи в бюджете. А так это лишь Ваша фантазия.
  • Падонаг
    Ерудна, на свечках жив не будешь. Храм в москве новый построили, тот который разрушили (не помню как называется) - не думаю что за чсет денег церкви.
  • Как-то очень грустно доказывать что-либо таким малограмотным людям,как "падонаг". Вроде бы Интернет есть, или зайди в церковь -спроси у батюшки, глядя ему в глаза, так нет -легче тут пургу нести. Небось и ссылку Алхимика не почитают -лень. Потому как легче стучать по клавишам, не подозревая, как легко видна глупость в сети. Спаси Господи.
  • И все-таки приведите конкретный пример критики Церкви. Не отдельных священнослужителей. А именно Церкви
  • Церковь - это клир и мир, то есть священнослужители и миряне. И Основатель Церкви - Иисус Христос, Господь.Но критиковать Русскую Православную Церковь ее каноны, ее догматы, ее обряды и т.п. могут другие Церкви, и другие религии. Но когда это делают граждане, родина которых Россия - это как-то странно. Как вы посмотрите , если будут "критиковать" ваших папу с мамой? Но если вам этот момент непонятен, то о чем разговор. Церковь - это не кружка в храме для пожертвований, Церковь -это Господь.
  • Прихожанин
    Отец Нектарий делит общество на четыре группы: «враги», «круг людей, которые собираются исправлять недостатки», «своя собственная среда» и «всеобщее зрение». О признаках каждой категории можно догадываться. Отец Нектарий справедливо полагает, что в церкви существуют болезни роста, касающиеся церковной жизни, мирян и клира: «нам есть, что критиковать и исправлять в собственной жизни». Признание недостатков полагает начало обсуждению и взаимопониманию. Отец Нектарий возражает против гласной критики, «чтобы не дать врагам повод ударить нас». Известный принцип «не выносить сор из избы» сужает круг участников обсуждения до предела, который отец Нектарий не определил. Можно предположить, что «людьми, которые собираются исправлять недостатки», о.Нектарий называет церковное начальство, имеющее права и власть. Поскольку церковный народ не наделён правами, он не участвует в обсуждении. Освещая в СМИ только положительные стороны церковный жизни, мы создаём ложный образ церковной действительности. Лубочная картинка прячет, а не решает проблемы. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8, 17), - предупреждает Иисус Христос. Благочестивые христиане боятся греха, а лицемеры боятся огласки. «Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим.2,16). Отец Нектарий указывает три принципа «критики»: 1. «Критика недостатков церковной жизни должна происходить в кругу тех людей, которые собираются эти недостатки исправлять». 2. «Когда мы что-то критикуем, должны предлагать выход из неблагоприятной ситуации». 3. «Понять, что Церковь это не ОНИ, а церковь это МЫ. Когда у человека это ощущение возникает, у него пропадает желание что-либо критиковать и кого-либо осуждать». Два первых принципа исключают третий, отделив «исправителей, обладающих правом и властью указывать выход» от христианского народа, клириков и мирян, не обладающих правами и властью. Так отец Нектарий вводит разделение на «ОНИ» и «МЫ». Он предлагает «понять, что Церковь это не ОНИ, а церковь это МЫ». Непонятно какое отношение к Церкви имеют «ОНИ», если ОНИ - не Церковь, и почему только им принадлежит в Церкви право и власть, если Церковь- это «МЫ»? Если Церковь - это «МЫ», почему отец Нектарий лишает «НАС» права обсуждать, исправлять и предлагать выход? Во-первых, о. Нектарий исключает из обсуждения клириков и мирян, предоставляя его епископам, наделённым властью реально влиять на церковную жизнь. Клирики и миряне не наделены правами и не могут исправить недостатки церковной жизни. Согласно действующему Уставу РПЦ и сложившейся практике права епископа не ограничены, а обратная связь с паствой не просматривается. Клирики и миряне не приглашаются к обсуждению церковных проблем. Они несут обязанности и повинуются церковной власти. Всякая инициатива клириков и мирян заведомо исключена и осуждена. Во-вторых, «выход из сложившейся неблагоприятной ситуации» для всех очевиден: ввести контроль и ограничить произвол епархиальной власти, согласно решениям Собора1918 г. Действующий Устав РПЦ лишает клириков и мирян возможности обжаловать произвол епархиальной власти. Жаловаться некуда и некому: Церковный суд остаётся недееспособным. Обращаться в светский суд запрещает Устав РПЦ. Высшая власть не принимает и не отвечает на жалобы клириков и мирян. «Предложить выход из сложившейся неблагоприятной ситуации» нельзя, потому что церковное начальство не хочет о нём слышать. В-третьих, потому, что церковь – это МЫ, возникает покаяние в личных грехах и стремление исцелить общественные пороки. Можно обойтись без критики, если дано право высказывать положительные суждения, не совпадающие с мнением начальства. К сожалению, официальные церковные источники допускают только одну точку зрения. Клирики и миряне не имеют в церкви форума, ни иной возможности высказывать собственное мнение. Народ ропщет или безмолвствует.
  • "Но критиковать Русскую Православную Церковь ее каноны, ее догматы, ее обряды и т.п..." Да в том-то и дело, что на каноны с догматами никто не покушается. Критикуют (если критикуют) священников. Некоторых. Причем это только своих может беспокоить. Которые Наши. Православным ведь по фигу, как ведут себя священники других религий. А вот за своих обидно. Это тоже противу веры?
  • замечание
    Игумен Нектарий, определяя "ОНИ" и "МЫ" - имел в виду принцип критики Церкви: "ОНИ там, в своей Церкви". И говорил, что, если для нас Церковь - МЫ все, тогда отпадет проблема критики. Тогда будет совсем другое ощущение и понимание Церкви и ее проблем.Если мы не будет отделять Церковь от себя, а пока мы смотрим на нее со стороны, мы не можем понимать ее проблем, мы не можем их знать. И это хорошо видно по форумам ПАИ, как критикуют Православную Церковь за Крестовые походы и толстых попов. У Церкви есть гораздо более серьезный КРИТИК - САМ Господь, и все, кто в нашей Церкви, все мы, это хорошо знаем и понимаем. На мой взгляд, надо честно признать, что Церковь - совсем не для всех, не все могут принять Бога и войти в Его Церковь. Прощай своих врагов, не замечай врагов Церкви и уничтожай врагов Отечества. Вот и все.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...