Псковский патруль

"...И только прошу вас, товарищи журналисты – подвигов не совершать!" – обратился к нам Пётр Пырх, заместитель начальника УМВД России по Псковской области, давая ценные указания перед совместным рейдом местных "акул пера" с блюстителями закона в рамках акции под кодовым названием "Журналист меняет профессию". Суть акции заключалась в том, что журналистам предлагалось "погрузиться" в профессию полицейского, став, на время, "тенью" стража порядка. Участие в этом увлекательном предприятии принял и корреспондент Псковского агентства информации.

 

Районы-кварталы

 

18:00 – развод нарядов, во время которого сотрудникам полиции ставят задачи на предстоящее дежурство, которое, к слову, длится до 4 часов утра. Начальники подразделений проверяют внешний вид полицейских, наличие у них жетонов, удостоверений.

 

У каждого в руках блокнотик: тем, кто будет патрулировать город этой ночью, зачитывают сводку за прошедшие сутки, указывая, на что именно нужно обратить внимание. Я тоже вслушиваюсь, пытаясь уловить что-то важное: "По центру... Сегодня гражданка нанесла ножевое проникающее ранение... человек находится в реанимации", или "…Тверь прислала ориентировку... кража мотоцикла "Ямаха", или "…по Запсковью, запишите, разыскивается лицо, по некоторым составам преступлений…" и так далее. Особо отмечают, что в городе сегодня (а было это 24 мая) праздничные мероприятия: последние звонки в школах. В связи с этим предполагается массовое пребывание на улицах несовершеннолетних граждан.

 

"Приказываю заступить на охрану общественного порядка в Пскове, обращаю внимание на тактичное и вежливое обращение с гражданами, а также соблюдение мер безопасности – действовать строго в соответствии с законом", – обратился к стражам порядка старший по званию.

 

После этого я вместе с доблестными сотрудниками патрульно-постовой службы отправилась контролировать район Пскова, известный горожанам как Шабаны. Отправляюсь не только с чистой совестью, но и на чистой машине. "Ну, как же, перед дежурством всегда надо помыть машину, потом "броники" получить", – рассказывает мне полицейский Сергей Бойков.

 

В ожидании чего-нибудь этакого, может даже и эксклюзивного, надеясь на непосредственное участие в гуще событий, уточняю: раз праздник, может кто-то попадётся? Но домыслы мои по поводу пьяных малолетних дебоширов сразу развенчивают: " Всё будет спокойно!"

 

Оказывается, исходя из опыта, это в день последнего экзамена школьник, мягко говоря, "срывается" и начинает "отрываться по полной программе", поясняет его напарник Александр Рудзин. Но, несмотря на то, что усиления никакого нет, бдительное несение службы никто не отменял.

 

Издержки производства

 

Продолжая своё "погружение" в жизнь полицейских, спрашиваю "коллег", как обычно проходит дежурство. Отвечают, что раз на раз не приходится. "Клуб "Бинго" как-то подуспокоился, а вот R-16 что-то бушует. В "Берёзке" – тоже всё нормально, а вот "Рандеву" опять начинает буянить…", – рассказывает Александр Рудзин.

 

Все эти ночные заведения и другие питейные места Пскова, наряду с почтовыми отделениями, зданиями банков, дворами и не только, уже давно входят в отработанный годами дежурный маршрут патрульно-постовой службы. В общем, полицейским везде "зелёный свет", где только может развернуться их ГАЗель, но основной упор делается на общественные места пребывания граждан.

 

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством за распитие алкоголя в общественных местах, а также за появление в нетрезвом виде нарушителям грозит штраф или административный арест. При этом, думаю, все согласятся, что человек в состоянии алкогольного опьянения не только неприятен окружающим, но и в силу беспомощного состояния может стать жертвой преступления.

 

"Естественно, пьяному лучше, когда мы его забираем. Пока пройдёт всю процедуру в наркологии, оклемается и пойдёт себе спокойно домой", – поясняют мне мои новые знакомые, и добавляют, что "конечно же плохо, что убрали вытрезвители".

 

На самом деле до наркологии не всегда дело-то и доходит, уверяют сотрудники ППС. Если видно, что "человек нормальный", то могут и до дома докинуть, а если "плохо себя ведёт" - то отвозят на освидетельствование.

 

Есть ещё другой момент, на который обратили внимание стражи порядка. Оказывается, что за одно и тоже административное нарушение нельзя составить протокол или задержать дважды, должны пройти сутки. Вот и приходится сотрудникам ППС, порой включать смекалку, чтобы приструнить попавшегося во второй раз "непонятливого".

 

Ох уж эти детки...

 

Въезжая в один из дворов в районе Завеличье, мы наткнулись на компанию из молодых людей, при виде полицейской машины бросившихся в рассыпную. Задержать удалось двоих. Один, явно несовершеннолетний, сначала огрызался, недоумевая за что его задержали, тогда как он "имел право выпить, так как у него выпускной".

 

"Вы лучше спросите с тех, кто нам продавал спиртное, чего вы нас-то трогаете!", – хорохорился парень, отвечая на все вопросы односложным "Не знаю!" "У меня выпускной, могу выпить... Да и всего-то две бутылки пива были!", - возмущался он.

 

Следом за ним привели девушку, которая оказалась более сговорчивой, но в силу того, что у нее всё "из головы выбежало, когда увидела полицейских", она не могла сразу ответить сколько ей лет. "Мы выпили немножко шампанского, а водка у тех, старших была", – объясняла она. Смотришь на нее и веришь, но запах от парня, в компании которого она находилась, и его лихое поведение говорят об обратном.

 

Придя немного в себя, 14-летняя Галя охотно начала отвечать на вопросы, понимая, что не избежать ей сегодня первого отдела полиции. Она рассказала, что вообще не пьёт и не курит, и даже продемонстрировала нам всем свою руки: мол, когда говорит это, даже пальцы не скрещивает.

 

"Отметила, называется выпускной! Полбокальчика всего-то выпила и меня развезло как пьяную... Вот такие вот пироги… Да, запишите: именно, ПИ-РО-ГИ!", – обратилась она ко мне, видя, как я подробно конспектирую всё сказанное ею. "Рассказывали же друзья как попадались полиции, а я им не верила, говорила, что со мной такого точно не произойдёт, вот и докаркалась…", - сетовала Галя.

 

Потом девушка завела разговор с теми, от кого минут 10 назад ещё пыталась убежать. "Я учусь в седьмом классе, просто в начальной школе оставалась на второй год, потому что мною не занимались родители, а вот сейчас всё хорошо... Я ещё у меня есть дома мопс, только мы его бабушке отдадим…", – разговорилась она, видимо от волнения, по дороге в отдел. Полицейские улыбаются и уточняют, за что же собаке такое наказание.

 

В конце поездки Галя благодарит сотрудников ППС за транспортировку, отметит, что сейчас ей точно влетит и с улыбкой отправится за двери отдела полиции для составления протокола. "Круассан не хотите?", – предлагает она на прощание Сергею Бойкову.

 

Пока идёт оформление пойманной парочки, общаемся с патрульными. "Да и не такое ещё бывает. Помню, десятилетнего как-то пьяного брали – а он как кинет в меня цветочным горшком! – вспоминает полицейский водитель. – Да и вообще, хорошо они бегут, когда пьяные. Обувь теряют, но продолжают бежать".

 

Видим, как в отделение входят родители, следом отправляются и сотрудники ППС. По возвращению рассказывают, что взрослые, мало того, что не отругали детей, так ещё и на самих полицейских накинулись со словами: "Вы их со стаканом поймали, что ли?!" И, конечно же, прозвучала фраза: "Мой ребёнок не пьёт, и не курит. Это всё дурная компания!"

 

"А я бы дал ремня", – говорит Александр Рудзин. "И правильно!", - киваю я. После чего мы отправляемся дальше патрулировать город.

 

Кстати, возвращаясь к теме некурящей и непьющей Гали: видели мы её через пару часов опять прохлаждающуюся по улицам, в компании, с сигаретой в зубах. "Да не боится нас молодёжь – это точно…", – делает выводы Александр.

 

Печальные истории

 

Выезжаем на проверку ещё одной точки: к гаражам, где обычно лица без определенного места жительства воруют металл. Приезжаем на место: "Привет, куда пропал?" – обращаются стражи порядка к одному из тех, кого обычно они встречают в гаражах. Для них все местные бомжи давно знакомы.

 

"Ничего не сделаешь, им только лучше, если их заберут на сутки – накормят, отмоют", - объясняют мне. Рассказывают про  "шикарные" подвалы на Рижском проспекте, где частенько обитают такие как они. "Понимаете, работать многие не хотят. Приезжают из деревень, а потом объясняют нам, что бутылки собирать проще", – отметил один из сотрудников ППС.

 

Но и здесь есть свои нюансы. "Был один, уехал на заработки, а когда вернулся, оказалось, что родной отец продал дом за 500 рублей, вот и получилось, что на улице оказался", – продолжает повествование Александр Рудзин. Многие нынешние псковские бездомные приехали из Санкт-Петербурга, есть среди них и рижане. Зачастую те, кто увольняется из псковской дивизии, тоже оказываются на обочине жизни. "Что за народ, почему так руки опускаются? Как-нибудь выкрутился бы, нет же безвыходных ситуаций!", – недоумевает полицейский.

 

Дальше натыкаемся опять на пьяных, только уже достаточно взрослых, и не настолько ещё обезображенных мужчин, на вид лет за сорок, на деле чуть больше тридцати. "Мы друг друга не бросаем!", – сразу же заявляют они, помогая друг другу залезть в полицейскую машину.

 

Отправляемся в наркодиспансер на медицинское освидетельствование. Узнаю, что живут они одни, днём работают, вечером пьют. Один недавно освободился из мест не столь отдаленных.

 

"Не, детей нет, точнее где-то есть, но это не считается", уточняет своё семейное положение один из задержанных. Пока проходят освидетельствование, представители закона оформляют на них бумаги: рапорт, протокол, результат самого освидетельствования. Томиться в стенах диспансера пришлось около часа.

 

"И как же мы теперь домой-то доберёмся?!" – недоумевают закадычные друзья. "На лыжах!", – шутят полицейские.

 

Вместо тысячи слов

 

"Ой, чего только не было: и топоры, и ножи в спину…", – рассказывает Сергей Бойков, прощаясь с нами. "А жене-то рассказываете?" – уточняю я. С неким осуждением получаю ответ, что знать ей этого не надо. "Хотя порой даже обижается на меня: мол, вот случилось то-то и то-то оказывается, а ты молчал", – комментирует Серей Бойков.

 

"Вот недавно приехал по вызову, а самому ножом досталось… Ой, вы и это записываете? Да не надо, а то жена ещё узнает, а, как говорится, меньше знает – крепче спит!", – заключает сотрудник ППС.

 

Расстались мы в полночь. И, отправившись со спокойной душой по домам, знали, что есть такие "специальные" люди, охраняющие наш покой, пока мы за них отсыпаемся.

 

Дарья НИКИШИНА
 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...