Шумовая завеса
В конце 2013 года, а если точнее, то 31 декабря, во Владимирской области вступило в силу постановление об ограничении розничной продажи алкоголя на территории региона, подписанное губернатором Светланой Орловой. В области запретили продажу крепкого спиртного в розницу: "кроме продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания". В Псковской области до такого радикализма пока еще далеко, но вот руководитель территориального управления Роспотребнадзора Псковской области, главный санитарный врач региона Александр Нестерук уже выступил с предложением ввести запрет на продажу с 22:00 до 10:00 алкоголя в кафе, ресторанах и прочих местах общественного питания, которые располагаются в жилых домах. С этой инициативой он обратился к губернатору Псковской области Андрею Турчаку. Реакция бизнес-сообщества предсказуема: предприниматели готовятся к убыткам. При этом они уверены, что в первую очередь от нововведения пострадает рядовой горожанин, а как следствие - город в целом.
Сам г-н Нестерук, поясняя корреспонденту Псковского агентства информации резоны, заставившие его стать конкурентом прославившегося странными инициативами и запретами экс-главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, заявил, что "инициатива о введении запрета не вызвана случаями алкогольного отравления, дело заключается исключительно в шуме", который производят посетители питейных заведений. "К нам поступает куча жалоб от людей по данным фактам. Но мы им помочь не можем и советуем обращаться в милицию. Санитарных норм на данный шум нет. Мы рассматриваем жалобы, связанные с работающим оборудованием, лифтами… Но с поведенческим шумом, как музыка или разговоры, мы не работаем", - сообщил он.
Довод странный: существуют ведь нормы допустимого "шумового загрязнения", а также полиция, которая должна следить за том, чтобы они не превышались. Если есть административное правонарушение – пожалуйста, обращайтесь. Но, как объяснил сам Нестерук, все дело в псковичах, которые не привыкли разбираться, где компетенция Роспотребнадзора, а где правоохранительных органов. На "поведенческий шум" нет санитарных норм. Но объяснять это людям, видимо, надоело. Перенаправлять их в полицию - тоже. Выход нашли в обращении к губернатору.
Проблема на самом деле не так проста, учитывая давние "питейные" традиции Псковской области. Десять с небольшим лет назад тогдашний полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко не скрывала своего удивления, когда ей рассказали, что в регионе алкогольная продукция дотируется из областного бюджета. Евгений Михайлов, занимавший тогда пост губернатора Псковской области, пытался защититься, доказывая, что на самом деле это не популяризация алкоголя в регионе, а не что иное, как настоящая борьба с ним. Дескать, мы решили, что, поддержав алкопроизводителей, сможем снизить смертность населения от дешевой паленой водки. Кроме того, подобные дотации приносили миллионы областному бюджету. Однако убедить полпреда Евгению Эдуардовичу тогда так и не удалось.
Словом, не так давно алкоголю в регионе была выдана своего рода индульгенция, а теперь ситуация стремительно меняется на обратную. Однако идея нового запрета, конечно, возникла не с бухты-барахты (хотя и этому бы в России никто не удивился). Маленькие магазины и ларьки после появления крупных супер- и гипермаркетов начали испытывать значительные трудности и экономически выживали в основном за счет продажи алкоголя и табачной продукции. После введения запрета на продажу алкоголя в ночное время (а заметный контингент граждан не готов ждать утра и совершать променад до супермаркета) и вовсе встал вопрос о закрытии таких заведений, что называется, пачками. Ряд не самых добросовестных предпринимателей нашли в меру оригинальный выход из ситуации: продолжать работать как магазин, но назваться "кафе", "бар", "ресторан" - у кого на что наглости хватит.
Когда чиновники обнаружили новую лазейку недобросовестного бизнеса, поступило предложение ввести новый запрет, как раз и озвученный Нестеруком. Насколько инициатива адекватна действительности - вопрос дискуссионный, однако утверждать, что она исключительно плоха, вряд ли стоит. Маргинальные ларьки, поставившие столики и назвавшиеся "кафе", вновь окажутся вне закона. Просто потому что они - маргинальные ларьки, как бы они себя ни называли.
Однако под запрет может попасть львиная доля псковских кафе в "классическом" значении этого слова: в городе много заведений общепита, прилегающих к жилым зданиям или вообще расположенных на их первых этажах. И все они столкнутся с законодательными проблемами. Но прикрываться ларьками, торгующими спиртным по ночам, - это, как говорится, отмазка для бедных: ну кто из граждан не поймет, что сомнительный ларек - не кафе, а вот, например, "Карамель" - кафе и никак не ларек? Это понимают все, но, к сожалению, законодателям это понятным языком в документах, видимо, не выразить.
Что же касается вопросов по шуму, то на это есть свой закон: после 23:00 мешать соседям запрещено. И если кафе, например, работают до одннадцати часов вечера, то какие к ним априори могут быть претензии? Ну а те, кто шумят после 23:00 - пусть отвечают: достаточно предписания самим точкам общепита, например, в форме "штраф - большой штраф - закрытие". Это уж правильнее будет, чем ларьки из приснопамятных 90-х с кафе и ресторанами под одну гребенку грести.
Известный псковский ресторатор, генеральный директор группы компаний "Ресторанный партнер" Андрей Филатов уверен, что запрет не просто негативно повлияет на псковский бизнес, но и в затронет интересы города. "На сегодняшний день большинство заведений общепита расположено в жилых домах. У нас долго не строилось отдельно стоящих предприятий общественного питания. Если запрет вступит в силу, то пострадает в первую очередь потребитель. Люди вечером хотят отдыхать в культурном досуговом месте, а не в фаст-фуде. Если примут подобный запрет, значит, произойдет сокращение туристического кластера. Поэтому решения, которые принимаются, должны быть обоснованы. Надо понимать, что запрет коснется людей, которые реально работают и приносят в бюджет города копейку, которая формирует наш с вами социальный пакет. Это все совокупно – уменьшение городского бюджета и сужение туристического кластера", - считает г-н Филатов.
Понятно, что сегодня все пытаются экономить. Поэтому ожидать, что предприниматели вдруг начнут строить отдельные здания, где им позволят продавать алкоголь после 22:00 – просто глупо. Все будет проще: мы просто потеряем и сервис, и деньги в бюджет, и туристов.
Или другой момент. Допустим, закроют часть нерадивых кафе, которые после введения запрета продолжат мешать жильцам домов. Кому тогда достанутся первые и цокольные этажи? Кто эти счастливчики? Нагреться на этих помещениях захотят многие...
Однако как же быть? Надо и ларьки приструнить, и чтобы обычные кафе не пострадали. На самом деле, этот вопрос в первую очередь к органам правопорядка. Ведь вместо принятия новых запретов лучше систематически проверять проблемные заведения.
Владимир КАПУСТИНСКИЙ