О тенденциях в региональной экономике и увеличении пассажиропотока в псковском аэропорту – в интервью с вице-губернатором Нинель Салагаевой

Очередным гостем программы «Интервью недели» стала вице-губернатор Псковской области Нинель Салагаева. В беседе с ведущим Александром Машкариным она рассказала о тенденциях в региональной экономике, о том, что покажет осень, каковы кредитные лимиты для предпринимателей и реально ли в псковском аэропорту увеличить пассажиропоток до полумиллиона человек в год.

Дождёмся осени

– Эксперты довольно сильно разошлись во мнении, что будет с российской экономикой после последних месяцев введения «ковровых» санкций. Мы в медиацентре ПАИ собираем представителей бизнеса, и все пока оптимистично смотрят в будущее. Но при этом на последней встрече с представителями предпринимательского сообщества губернатор Михаил Юрьевич Ведерников прямолинейно сказал, что не исключено, что нас накроет санкциями через несколько месяцев, осенью. В каком состоянии сейчас находится экономика Псковской области и действительно ли самое страшное еще впереди?

– Экономика на сегодняшний день, конечно, ощущает изменения, которые произошли. У нас спад в ряде отраслей по сравнению с аналогичным периодом того же 2021 года, я уже не говорю про допандемийный период.

Произошло снижение промышленного производства на 3,7 % по отношению к такому же периоду, т. е. к январю – маю 2021 года. Это несмотря на то, что на протяжении многих лет индекс промышленного регионального производства прирастал, причем иногда прирост был больше, чем в целом в среднем по Северо-Западу, а иногда в среднем по России. В этом году мы ощутили спад в промышленном производстве.

В сельском хозяйстве тоже произошел значительный спад промпроизводства: тоже на протяжении многих лет у нас был прирост на несколько процентных пунктов – в этом году мы за январь – май «упали» в сельском хозяйстве на 11,5 %. Причиной является и то, какие события в сельском хозяйстве были в прошлом году: два предприятия, крупных свиноводческих комплекса, пострадали от африканской чумы свиней. Конечно, мы реверсом это увидели в этом году.

Ну и ряд других направлений. В строительстве на 11 % произошел спад общестроительных работ в целом по региону. Но при этом прирастает туротрасль: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас прирост турпотока составил 12 %.

– Ещё не вечер?

– Ещё не вечер, впереди еще два летних месяца.

– Этот спад, во-первых, предсказуем, во-вторых, пока еще не настолько критичен?

– Показательной, наверно, будет осень, где-то октябрь-месяц. То, что происходит в экономике, увидим в накопительном итоге в показателях 2022 года: в целом будет гораздо больший спад. Но ощутим мы его ближе к осени, точнее в октябре, и уже действительно поймем, что происходит. Сейчас достаточно много предприятий перестраивает работу. Мы по нашим системообразующим предприятиям, которые составляли основную доходную часть нашего бюджета, понимаем, что происходит, какие предприятия находятся в частичном простое (и это действительно крупные предприятия, которые входят в сотню крупнейших). Последствия как для бюджета, так и в целом в экономике ощутим к октябрю.

5 млн в одни руки

– Напрашивается вопрос о мерах поддержки. В годы пандемии на федеральном уровне она была ощутимая. Есть пакет поддержки отдельных направлений, отраслей и сейчас (например, IT-сферы). Что предпринимает правительство региона, чтобы поддержать представителей бизнеса?

– На региональном уровне мы больший акцент делаем на поддержке малого и среднего предпринимательства. Это наши кормильцы. 70 % наших предпринимателей сосредоточены в этом секторе.

Для крупных федеральные меры поддержки практически те же самые, что были в пандемийный период, плюс отдельные – дополнительно для отраслей экономики. Что касается малого и среднего бизнеса, то в первую очередь акцент на том, чтобы обеспечить их оборотными средствами.

В этом году уже была докапитализация нашей финансовой микрокредитной организации, и сейчас прошла вторая докапитализация, пополнение оборотных средств. Мы ожидали, что в этом году весь пакет заемных средств, который сможет предоставить «Мой бизнес», будет больше 300 млн, рассчитывали даже на более 350 млн. Но с учетом того, что были введены кредитные каникулы и продлен срок возврата, «Мой бизнес» получает возвратных средств гораздо меньше, и мы предоставить кредитов можем меньше. С учетом этого губернатором в оперативном штабе было принято решение о докапитализации.

Средства буквально сразу растворились, потому что заявок гораздо больше, мы не все заявки смогли удовлетворить. Сейчас они лежат в Центре «Мой бизнес», и как только возвращаются взятые ранее заемные средства, сразу предоставляются новые займы.

О встрече, которая была у губернатора на прошлой неделе с представителями малого и среднего бизнеса: обсуждался вопрос о вторичной докапитализации, дополнительной докапитализации нашей микрофинансовой организации, но мы пока по итогам полугодия посмотрим, что будет происходить. Если будет принято решение о дополнительных кредитных каникулах, то губернатором будет приниматься решение о докапитализации, потому что заемные средства нужны всем: это основное, за чем сейчас приходят.

Что касается инвестиционных кредитов, которые раньше также выдавались, они сейчас тоже нужны, но в меньшем объеме: в основном это пополнение оборотных средств.

– Бизнес, говоря о Центре «Мой бизнес», отмечает, что размеры кредитов в нынешних реалиях становятся недостаточными. Если в 2021 году это была достаточная сумма, то сейчас она стала небольшой. Планируется ли увеличить размеры кредитов?

– Да, максимальный размер займа на сегодняшний день ограничен пятью миллионами рублей на одну организацию. Мы тоже слышали такой запрос от предпринимателей. Регулятором этих параметров является Минэкономразвития, т. е. это не наши полномочия, поэтому мы выйдем на уровень Минэкономразвития с тем, чтобы увеличить размер займа. Но надо понимать, что тогда количество субъектов, которые смогут получить поддержку, в разы уменьшится. Поэтому тут нужно балансировать между объемами займов как мерой поддержки и количеством предпринимателей, которые смогут в итоге этим воспользоваться.

– Представители бизнеса на круглых столах постоянно говорят о нехватке кредитных средств в коммерческих банках: коммерческим банкам выдают маленькие лимиты, эти лимиты, как и в Центре «Мой бизнес», быстро исчерпываются, и образуются заметные очереди из желающих получить кредит даже под не очень щадящие проценты. Есть выход из вот этой ситуации?

– Мы знаем, что коммерческие банки неохотно выдавали льготные кредиты, по льготной программе поддержки МСП. О том, что у них не хватает лимитов, я, честно говоря, не слышала.

Мы постоянно общаемся с банками. Был момент, когда льготные кредиты выдавались на посевную сельхозтоваропроизводителям, – там действительно был ограничен объем средств, которые единоразово приходили в наши банки. Но там были большие объемы сумм, которые сельхозтоваропроизводитель мог получить на посевную в краткосрочном кредите: там до 500 млн единоразово одна организация, один аграрий могли получить.

В отношении малого и среднего бизнеса я не слышала, что у банков недостаточно средств. Поговорим с банками, но я не получала информацию от субъектов МСП.

Турпоток круглый год

– Несмотря на непростые условия, в Псковскую область инвесторы все-таки приходят. Не так давно мы узнали о том, что в областном центре будет построено несколько гостиниц, одна из них – гостиница федеральной сети «Ибис». Может быть, откроете секрет, где появится эта гостиница в Пскове?

– Гостиница планируется на Кузнецкой улице. Могу с адресом ошибиться, но это дом № 33 или 37. Хорошее место: это исторический центр города. Мы давно ждали появления сетевой гостиницы, но не потому, что наши гостиницы не соответствуют уровню, а потому, что определенный гость, зная, что есть сетевая гостиница, изначально рассчитывает на определенные условия. И когда мы планировали (и планируем) проводить определенные мероприятия на федеральном уровне, одно из требований, которое звучит достаточно часто, практически каждый раз, – это есть ли у нас сетевая гостиница.

– Сейчас это условие будем выполнять?

– Да. В ближайшее время состоится повторная инвестиционная комиссия, инвестиционный совет, на котором будет еще раз обсуждаться этот вопрос – уже именно о локации. Сейчас я вам указала предварительную локацию, решение будет принято в ближайшие недели две.

– В минувшую пятницу в Псков приезжали представители нового собственника Псковского международного аэропорта – компании «Новапорт» – и встречались с губернатором, с вами. О чём шёл разговор?

– Чуть-чуть поправлю вас: не собственника, а совладельца нашего международного аэропорта «Княгиня Ольга». Действительно, сегодня был приезд двух генеральных директоров – генерального директора холдинга «Новапорт» и генерального директора Калининградского аэропорта Храброво, который будет курировать псковский аэропорт.

Две задачи, которые обсуждаются, – это в первую очередь развитие пассажиропотока, увеличение его до максимально возможной на сегодняшний день пропускной способности, и второе – это развитие инфраструктуры, чтобы нашим пассажирам было комфортно и улетать, и прилетать.

Первое, что в ближайшее время будет сделано, – это ремонт группы прилета, куда сейчас заходят прилетевшие пассажиры и где получают багаж: будет установлена лента для багажа, как в современных аэропортах, и все отремонтировано, чтобы люди, подъезжая в плохих погодных условиях, не мокли под дождем или снегом, а сразу входили в зону прилета и могли ожидать свой багаж или просто проходили через комфортное, отремонтированное помещение к своим автомобилям. Вот это обсуждалось.

Скажу, что те планы, которые сегодня озвучили генеральные директора, для нас достаточно оптимистичные и к 2025 году мы ожидаем увеличения существующего пассажиропотока в два раза.

– На встрече с предпринимателями, о которой мы сегодня уже вспоминали, Михаил Юрьевич назвал такую цифру – полмиллиона пассажиров в год. Цифра для Пскова большая, если не сказать огромная. Каким образом можно достичь полумиллиона человек пассажирооборота в год? Какое количество рейсов должно проходить через Псков, чтобы были такие показатели? Может быть, появятся какие-то рейсы в ближайшее время?

– Рейсы в ближайшее время однозначно появятся, и они бы появились в этом году, если бы не ситуация, в том числе в авиаотрасли, с ограничением полетов и возможности принятия определенных судов: все-таки наш аэропорт не может принимать определенные категории судов. Но мы не оставили идею развития дополнительных рейсов. К сожалению, пока не летят южные направления – это Симферополь и Анапа, которые были запланированы и для которых было подтверждено субсидирование из федерального бюджета. Проговаривалось, что будет переориентация на другие направления, с начала осени мы ожидаем дополнительные направления.

– Куда?

– Одно скажу – Казань, остальное уже скажет Михаил Юрьевич. Прорабатываем.

Почему 250 тысяч пассажиров в год? Потому что сейчас пропускная способность нашего аэропорта такая. Почему планируется 500? Потому что есть планы дополнительного строительства терминала. Обсуждается, чтобы в ближайшее время строительство началось. Этот терминал будет рассчитан именно на такую пропускную способность. И сегодня коллеги, которые приезжали, сказали, что на самом деле они не видят причин для ограничений пассажиропотока у нас. Я спросила у директора аэропорта Храброво, какой был пассажиропоток у них в прошлом году. Пассажиропоток был 3 млн 900 с копейками, т. е. до 4 млн они чуть-чуть не дошли. Я могу вспомнить те времена, когда я сама работала в Калининградской области: иногда даже до миллиона не доходило. Вот представьте себе, у них сейчас до 4 млн пассажиропоток.

– Внутренний туризм в действии?

– Внутренний туризм развивается, и коллеги правильно отметили: мы не курортный регион, мы именно туристический регион, в который турист едет круглый год, потому что к нам приезжает культурно-познавательный, исторический, духовный турист, а для него нет сезонных ограничений.

– Многие говорят, что за последние два года в Псковской области произошло заметное вымывание кадров из сферы как гостиничного, так и ресторанного бизнеса. Знакомы ли вы с этой проблемой? И как ее можно решить? Коллеги говорят, что молодежь неохотно идет. Один из наших экспертов говорит, что через пять лет мы будем принимать массу гостей, но уровень сервиса, к сожалению, обеспечить на нынешнем уровне уже не сможем.

– Да, есть такая проблема, я это тоже слышу от наших рестораторов. Ладно ещё в Пскове, а Пушкинские Горы очень сильно страдают: буквально месяц-два – и молодые ребята уезжают, потому что им там скучно, не хватает инфраструктуры. Ну и конечно, уровень заработных плат: как только здесь они обучаются, становятся профессионалами, уезжают в Санкт-Петербург или в Москву на совсем другие зарплаты.

Выхода два. Первое – это сразу заключать со студентами, которые обучаются, контакты с обязанностью работать здесь три года, пять лет, и второе – это, естественно, повышать заработную плату. Кто бы что ни говорил, но мы все работаем не ради того, чтобы работать, а ради того, чтобы обеспечить себе комфортное существование, жизнь себе, своим родным и близким. Это можно сделать только с достойными зарплатами, конечно же. Понятно, что мы не можем конкурировать с крупными ресторанами Санкт-Петербурга, но так или иначе это нужно делать. Ну и конечно, повышать культуру, уровень образования в наших техникумах и институтах.

– Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях Нинель Александровна Салагаева, заместитель губернатора Псковской области. Поговорили мы об экономике региона, о том, в каком состоянии она сейчас находится. Нинель Александровна, большое спасибо за ответы. Я надеюсь, что мы разговор в ближайшее время еще продолжим. Спасибо! Друзья, всего доброго!

Версия для печати

















Как вы относитесь к идее ввести четырёхдневную рабочую неделю?

Проголосовать >>>

Идет загрузка...