Матушка Алевтина Бабина: "Главное молиться за детей и мужа"
Палкино – посёлок симпатичный, красивые окрестности, Никольский храм на кладбище, а рядом, чуть внизу небольшой домик настоятеля протоиерея Владимира Бабина и его большой семьи. Когда-то свадьбу Владимира Бабина с Алевтиной устраивал наместник монастыря архимандрит Алипий в том смысле, что благословил монастырского эконома отца Иринея одеть и обуть жениха на венчание, который был гол как сокол, выбрать жениху и невесте обручальные кольца. Потом кортеж с молодыми под колокольный звон въехал на территорию монастыря, Владимир и Алевтина поклонились святым мощам преподобного Корнилия и чудотворной иконе Успенской Божией Матери. Архимандрит Алипий подарил невесте большую коробку конфет и букет алых гвоздик, редких в те времена 70-ых, и сказал: "Какая красивая священническая пара!" Но сам Владимир тогда ещё не знал, что станет священником и будет настоятелем Никольского храма в посёлке Палкино Псковской области. В браке протоиерей Владимир Бабин и матушка Алевтина живут почти 35 лет, семеро детей, семь внуков. Мы разговариваем с матушкой Алевтиной, женщиной открытой, с ямочками на щеках, в доме священника, простом, давно не ремонтированном, где живёт большая и дружная семья.
На фото: матушка Алевтина
Матушка Алевтина, перед хиротонией будущий священнослужитель должен быть женат, за исключением целибата и монашествующих, как можно выйти замуж за человека, которого Вы знали три дня?
Мы оба уральцы, но друг друга не знали, и познакомились по благословению, то есть, если говорить понятно для светского человека, нас познакомил священник. Сейчас понимаю, что это был просто Промысл Божий. Жила я на Урале, а они с родителями переехали в Печоры, мы же тогда с подружкой тоже поехали в Печерский монастырь поклониться преподобномученику Корнилию. А матушка моего батюшки, тогда ученика четвертого класса Семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, пошла к отцу Афиногену просить совета, потому что Володя просил её пойти просить благословения на женитьбу. Ну и я там оказалась, пошли вместе к батюшке Афиногену. Она рассказала ему, что сын просит благословения родительского и вашего, батюшка, на женитьбу. А отец Афиноген отвечает: "Пусть пока не женится, заканчивает четвертый класс, подождёт маленько". Мы же поехали после Печор в Троице-Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия, и матушка попросила нас передать сыну Володе эти слова отца Афиногена. Встретили в Лавре нашего семинариста и передали, что просили: "подождать маленько". Вот так мы познакомились с моим батюшкой. Оказалось, невесты у него ещё нет, и он меня спрашивает: "А Вы будете моей невестой, выйдете за меня замуж?" Я так сразу не могла ответить, говорю: "На полном серьёзе меня спрашиваете? – Да, - отвечает". Поговорили немножко и расстались, но обменялись адресами.
Он прислал мне письмо, написал, что съездил к отцу Николаю на остров Залита, попросил благословения у батюшки, и стал добиваться моей руки. Моим духовным отцом был тогда отец Савва, и я Володе ответила, что если меня отец Савва благословит, я приму предложение.
Вас не испугало такое внезапное предложение? В православном мире понятно, когда и при каких обстоятельства надо выходить замуж, жениться – только с благословения священника, и неважно, сколько знакомы молодые люди?
Но мы же вообще и знакомы не были, но благословение духовника показывает, что брак возможен, и на нём есть и Божье благословение. Если будет благословение батюшки Саввы, значит, я выйду замуж, а если он не благословит – против воли духовника не пойду. Но я чувствовала, если отец Савва благословит меня выходить замуж, то это будет благословение на всю жизнь, а если не благословит, значит, нет Божьего благословения, тогда и замуж выходить мне за него не надо.
Мы переписывались некоторое время, а потом поехали к отцу Савве, и батюшка нас благословил. А у Володи был духовным отцом отец Иоанн (Крестьянкин), и тогда отец Савва сказал, "куда иголка, туда и нитка", так что благословил меня перейти к отцу Иоанну, чтобы духовный отец был один. В это время у меня уже не было ни мамы, ни папы, отец Савва вынес из своей кельи Казанскую иконочку Божией Матери и благословил меня ею. Она была чёрная-чёрная, и он мне сказал: "Возьмёшь иконочку, почистишь её, чтобы она блестела, и жизнь такая же у тебя будет". Мы её вычистили, заказали киотик, и она до сих пор сохраняет нас в нашей жизни. Нам было тогда по 24 года.
На фото: протоиерей Владимир Бабин
Сколько детей у вас с батюшкой и сколько внуков сейчас?
У нас была старшая дочь – Наташа, утонула в семилетнем возрасте на нашем прудике, он и сейчас возле дома. Головка у неё была беленькая, кучерявая, она как кукла плавала в этом пруду, батюшка увидел, схватил её сразу, поднял на руки, но было поздно. А до этого мы оба видели сон, почти один и тот же, что наша девочка должна утонуть. Я тяжело переживала, но сейчас бы я смотрела другими глазами, и себя успокаиваем тем, что приобрели своего молитвенника на небе, как ангела-хранителя семьи. Но это осознаёшь со временем, а тогда переживали очень, у нас уже был второй маленький Костя. Девочка была очень добрым ребёнком, дадут ей булочку, а она спрашивает: "А Котьке?" Мало того, и ещё попросит: "А маме?" Чем бы её в церкви не угостили, она сама не возьмёт, пока Котьке не дадут: наши дети привыкли делиться друг с другом, но она сама умела делиться, её никто этому не учил. Протягивает руку для гостинца, а другую – для брата. Все уже знали и давали ей и Котьке.
На фото: иерей Константин Бабин
Нашему сыну Константину 32 года, он священник на приходах в Хредино и Лудонях. У Кости и матушки Лиды есть сын Илюша, Люба пяти лет, и матушка ждет третьего ребёнка. После Константина у нас родилась Екатерина, она замужем за отцом дьяконом Александром, который служит в Палкино вместе с отцом Владимиром, своим тестем, ей 25 лет. И Катя, и Александр окончили наше псковское Духовное училище, а отец дьякон оканчивает Свято-Тихоновский богословский институт. У них сын Коля - три с половиной года и маленький Павлик. За Катей идёт Настя, у неё тоже муж дьякон Роман, он служит в Дно в Михаилоархангельском храме, тоже оба выпускники Духовного училища, у них недавно родилась девочка Ксения, ей пока полгода. Наш сын Миша окончил лицей в Палкино, выучился на механика-слесаря и сейчас служит в армии, полгода осталось. Владыка его звал: "Приходи к нам", но не знаю, что он решит. После Миши идут двойняшки: Христина и Валя, им девятнадцать. Обе учились в Духовном училище. Валя вышла замуж за ученика Духовного училища, живут в Кронштадте, у них девочка Наталья. А Христина продолжает учиться в Духовном училище, сейчас перешла на последний третий курс. И Маша, наш восьмой ребенок, ей шестнадцать, заканчивает девятый класс, сдаёт экзамены.
На фото: Маша Бабина
Куда собирается, в Духовное училище? Ваша семья – кузница кадров Псковской епархии.
Говорит, надоело учиться, раздумывает, куда идти, но хочет служить в армии. У нас в Палкино школа особенная, экспериментальная, есть ли такая в Пскове – не думаю, дети в ней как подопытные кролики. Так что Маша хочет быть военной и одновременно поваром.
У нас в Пскове стоит десантная дивизия, гвардейская, такую православную девушку Машу туда с удовольствием возьмут поваром.
Не знаю пока, что она выберет, молимся, а папе-то не очень нравится Машин выбор.
Скажите, как выращивали такую ораву, такой коллектив, как это возможно вырастить семерых детей, причем, один из них – священник?
Думаю, что только с помощью Божьей. Время было тяжёлое и трудное, мы даже не могли купить колготки детям, не только из-за материальных проблем, просто их продавали по талонам определённое количество, а многодетные матери были наравне с теми, у кого один ребёнок. Спасибо добрым людям, они нам помогали, давали одежду, иначе нам не справиться было, и сейчас нам помогают, нашим внукам. Мы своё тоже раздали, из чего наши ребята выросли. Трудности были обычные: вы представляете, как сразу можно отправить пять школьников в школу? Мне учителя шутили: "Матушка, тебе надо мини-школу дома устраивать". Как было сложно всем купить портфели, учебники, тетради, обложки, одежду… На классное собрание не знаешь к кому идти: ходишь туда, где особенно необходимо поговорить с учителем.
В школе у нас было всегда хорошо, ребята учились неплохо, Миша боевой рос, но учителя его любили. Однажды что-то случилось в классе, нахулиганили, учительница подняла их: стоят пять минут, десять, пятнадцать, и только Миша Бабин, как мне потом рассказала учительница, сказал при всём классе: "Простите нас, пожалуйста". После уже и другие попросили прощения. Нас очень спасает - дети у нас не злобные, а это большое дело, о девчонках даже не говорю: добрые дети. Мир наш, как вы знаете, лежит во зле, поэтому доброта моих детей меня очень радует. Вот с Машей учителям жалко расставаться, и мне: чего бы не попросил сделать, сразу бежит и делает. В других семьях обычно надо заставлять детей, просить.
Ваши дети трудолюбивые, судя по Маше, которая и стол помогает накрыть для трапезы в храме, и посуду убирает, и моет, все быстро и без напоминаний. Это не трудно сделать, наверное, но в Маше чувствуется готовность помочь, в отличие от того ребёнка, который в семье единственный?
У нас с детства дети приучены к дежурству: неделя была распределена между всеми, и они уже знали, что дежурят, и никого не надо было заставлять.
Выходит, матушка, очень хорошо иметь многодетную семью: один помогает выращивать другого, они вместе учатся, делают уроки, помогают маме, главное пережить этот младенческий период и дорастить до семи лет хотя бы?
Костя вынянчил Катю от начала и до конца. Двойняшек помогали растить Катя и Настя, поэтому одна была "Катина", другая – "Настина". Мы недавно вспоминали, что им не нужны были друзья, они вырастали в своём детском домашнем мире, и грязи извне не нахватались. Те же ребята из пятиэтажек - на улице каждый чего-то слышит не для детского уха предназначенное, а наши ребята всегда в кругу семьи, им хватало своего общения. Знаете, как весело проходят у нас дни рождения, дни Ангела: накрывается большой стол с тортами, хоть какими бедненькими, а если в посту, значит, безоговорочно постная еда. Садились за стол, зажигали свечи, и каждый говорил своё поздравление имениннику, да и звать кого-то уже было сложно: места нет за столом, особенно, когда родные приезжали на празднество.
На фото: Катя Бабина с Павликом
Дети друг за другом тянутся, старшие показывают пример младшим. У нас есть огород, своя картошка, всё своё, поэтому на огороде они работают с детства – все приучены к труду, а это большое дело. Знаю, что если выйдут замуж, а Миша - женится, они не пропадут, всю необходимую для семьи работу они умеют делать: убирать стирать, готовить, копать, полоть и т. д.
Как детские болезни, как лечились, как переживали? Сейчас мамы вызывают врача, дают детям таблетки, а что матушка делала в таком случае? У вас, наверное, "эпидемии" были: один заболеет - все заболевали?
Нас как-то Господь хранил: дети почти не болели. Когда я была беременной, не ела ни одной таблетки, ни одного укола мне не сделали, дети рождались здоровыми. И всегда иду с молитвой на каждые роды, я такая трусиха, родов боялась. Когда рожала, до самой последней минуты молилась про себя: "Богородице, Дева, радуйся", начинаются схватки, а я молюсь. И детям своим советую: от схваток и до схваток читайте "Богородице, Дева, радуйся", и Матерь Божия поможет. Ну, если и это невозможно, то тогда остаётся только "Господи, помилуй!": вдох и выдох. Только с молитвой и больше никак.
Дети не болели, Слава Богу! Они же молятся, с детства приучены к молитве. Утром и вечером мы молились с ними вместе, а чтобы не было трудно, у нас своё короткое молитвенное правило. Пели "Трисвятое", "Царю Небесный", "Отче наш", "Богородице, Дева, радуйся", "Милосердия двери отверзи, Жизнодавче", пели "Помилуй нас, Господи, помилуй нас", "Святый Боже", "Взбранной воеводе"… Чтобы они не только слушали и читали – это для детей тяжело, а пели все вместе, это им было интересно. Заканчивалась молитва, прикладывались к кресту, брали благословение у батюшки и - в кровать. Так же и утром – молились: и кто в садик, кто в школу, кто ещё дома. Вечерами я им всегда читала Жития святых, у нас же дети названы по святцам: Екатерина, Анастасия, Валентина, Мария, Христина – интересные жития, и им самим интересно слушать. Христина с Валей - рождественские девочки, потому что родились в самую Рождественскую ночь с 6 января на 7. Дети Жития слушали с большим интересом, садились вокруг: кто на полу, кто на диване. Машино Житие длинное, интересное, она названа во имя святой Марии, супруги святого Ксенофонта, у них дети потерялись, их искали, молились и нашли, старец привел им плачущих детей.
Значит, у кого теряются дети, надо молиться святым Ксенофонту и Марии, получается?
Наверное.
Вас послушаешь, матушка, кажется, что совсем не трудно быть многодетной матерью?
Время прошло, многое забылось, а хотя бы собрать детей в храм: одеть одного, другого, третьего, четвертого… В храме мне нужно быть рядом с батюшкой всегда, я пела на клиросе, и вот одного посадишь на колени, другого – рядом, а третьего на окошко положишь.
А батюшка вам помогал?
На фото: батюшка и матушка
Да, когда были маленькие дети, знаете, очень трудно было стирать, и стирки много, и воды из-под крана нет, за водой далеко ходить, надо под гору спуститься и в посёлок пройти. Вот батюшка флягами возил несколько раз в день воду и для еды, и для стирки, много воды надо было. Полоскали в реке, я полощу, а он выжимает, так и стирали вдвоём.
Чем отличается жизнь матушки, жены священника, от жизни обычных женщин?
Принципиально. Я задумываюсь иногда об этом, и могу сказать, что много чего нельзя себе позволить по отношении к мужу, даже грубого слова, он же - священник. Я у него благословение беру, целую ему руку, руку священника, называю батюшкой. Он меня – матушкой, иногда мамой, редко при народе "матушка Алевтина". В церкви всё другое, дома могу сделать какое-то замечание, подсказать, а в церкви у меня нет никакого голоса. Сейчас я всё время с ним, потому что наши певчие состарились, а если крестины, похороны - я рядом, пою, и любую требу мы вместе: он служит, я пою, и батюшка привык, что я всегда под рукой.
Традиционное направление материнской заботы: накормить, одеть, обуть ребёнка и дать ему образование, а какой долг у родителей перед детьми на самом деле, ведь одеть-обуть это само собой разумеющееся?
Для меня самое главное, как в Святом Писании сказано, когда придётся отвечать пред Богом за своих детей, и мы предстанем пред Господом, чтобы он нам дал добрый ответ. Чтобы наши дети не погибли, чтобы души их были православными, и они приносили радость нам и Бога прославляли.
Государство принимало участие в вашей многодетной семье, помогало вам, вы замечали его помощь?
А какой ответ вы хотите услышать?
Честный.
Нам давали раньше 12 рублей детское пособие на ребенка, а сейчас по 70 рублей – вот вся помощь.
Матушка Алевтина, что-то можете сказать нашим женщинам, дать искренний совет?
Дала бы только один совет, чтобы мужья и жёны относились друг к другу терпимее и старались понять друг друга, прощать ошибки, не спешить делать категорические выводы, и обязательно уделять больше времени детям и больше за них молиться. Главное молиться за детей и своих мужей.
Что для вас самое трудное в жизни, духовно трудное?
Для меня самое трудное, чтобы мои дети были поставлены на путь праведный, чтобы место своё в жизни нашли. Не как лучше пристроились, а чтобы были на своём месте, и чтобы не я определяла им это место, а Господь, не против воли Божьей и нам на радость. Это самая главная забота. Остались Миша, Христина, Маша, куда они пойдут? Мы понимаем, что на всё воля Божья, и хочется, чтобы воля эта исполнилась на детях, а не наша. Не думайте, что в нашей жизни всё было гладко и просто, были и есть внутренние переживания, но со временем всё трудное прошлое стирается, и мы смотрим на это другими глазами и во всём видим Промысл Божий, так что переживать много не надо, за нас Господь хлопочет. А мы должны смиряться с волей Божьей и принимать всё то, что с нами случается и что с нами происходит. Слава Богу, за всё!
Информационная служба Псковской епархии.